Долгие путешествия на поезде создают уникальную атмосферу… И особенно это касается плацкартных вагонов, которые оставляют неповторимые воспоминания! Каждый из нас видел подобную картину: 9 открытых секций, 54 пассажира, каждый из которых находится на виду у остальных, нескончаемые беседы, аромат быстрорастворимой лапши и звуки детского плача, торчащие пятки… И, разумеется, утренние очереди в туалет!
Несмотря на модернизацию железнодорожного транспорта и появление двухэтажных вагонов, плацкарт все еще занимает значительную часть вагонного парка страны. Почему в России не отказываются от плацкарта и не производят только купейные или сидячие вагоны?
Как появился плацкарт
Термин «плацкартный вагон» уходит корнями в немецкие слова platz — «место» и karte — «билет», что в совокупности обозначает билет на поездку с зарезервированным местом.
В прошлом был дефицит комфортабельных вагонов, и большую часть составов занимали так называемые «общие вагоны» без выделенных мест. Билет на такой рейс обеспечивал лишь право присутствия в вагоне от пункта отправления до пункта назначения.
В эти общие вагоны продавались в количестве, превышающем число мест, из-за чего пассажиры часто находились в тесноте (а порой и в обиде).
В России история плацкартных вагонов началась в эпоху царствования, когда в стране стали строить железные дороги. Уже тогда появились первые двухэтажные вагоны, но именно плацкарт стал особенно популярным. Сегодня этот вид вагонов занимает около 40% от общего парка.
Подобные вагоны можно встретить и в других странах: в государствах бывшего Советского Союза, в азиатских и африканских странах.
В Китае и Индии, например, наряду с плацкартными вагонами, широко распространены и вагоны с сидячими местами. Для дальних поездок предусмотрены вагоны, аналогичные купе и СВ, с двумя или четырьмя спальными местами в отдельных купе.
В странах, где доступны скоростные поезда, например, в Китае и Японии, спальные места не так востребованы. Европейские страны, маленькие по нашим меркам, позволяют пересекать их территорию всего за 3-5 часов, сидя в удобном кресле, так что плацкарт им и не нужен.
Актуальность плацкартных вагонов в РФ никуда не денется
Плацкартные вагоны в России остаются незаменимыми из-за гигантских размеров страны. Протяженность территории России впечатляет: расстояние от Калининграда до Владивостока превышает 7000 км! Поездки на длинные расстояния, особенно если они занимают более одного дня, требуют спальных мест — это делает плацкартные вагоны незаменимыми.
Авиаперелеты, хотя и являются более быстрым способом перемещения, не всегда доступны для большинства россиян из-за их стоимости. Кроме того, необходимость добираться до аэропортов, которые часто расположены далеко от городов, и время ожидания рейса делают авиаперелеты менее удобными для многих путешественников. Что касается развития скоростных железнодорожных магистралей, то это требует значительных государственных инвестиций и времени для реализации.
Железнодорожное сообщение в России — один из самых востребованных способов передвижения. Уникальной особенностью российских железных дорог является более широкая колея по сравнению с большинством других стран. Для многих жителей России поезд остается единственным реально доступным способом путешествия по стране и за ее пределами.
В России ситуация с железной дорогой заметно отличается от США, где основной акцент сделан на автомобили и авиацию. Несмотря на то, что в США самая длинная сеть железных дорог, её состояние иногда вызывает определенные вопросы.
Переход на купе очень дорогой
В составе российских поездов, помимо плацкартных вагонов, имеются купейные и СВ-вагоны, хотя их стоимость значительно выше.
Если бы железнодорожные компании перешли только на купейные вагоны, стоимость билетов стала бы неподъемной для большинства пассажиров, а это привело бы к убыткам для железнодорожной отрасли, ведь в плацкартные вагоны вмещается больше людей. На коротких маршрутах, например, Брянск-Москва или Екатеринбург-Тюмень, в основном используются новые сидячие вагоны.
Все не так плохо!
Современные плацкартные вагоны стали значительно комфортнее: в каждом отсеке есть кондиционер, розетка и USB-порт, светильник, почти все вагоны теперь оборудованы душевыми и биотуалетами, появились шторки для большей приватности.
Преимущество плацкартных вагонов состоит в том, что в них есть место для размещения крупногабаритного багажа — это важно для туристов и спортсменов. Все эти факторы говорят в пользу плацкартных вагонов, которые по-прежнему играют важную роль в пассажирских перевозках на железной дороге России. И будут играть еще долгое время, очевидно, нравится нам это или нет.
ОДПИСЫВАЙТЕСЬ на наш YouTube канал!
Ставьте ПАЛЕЦ ВВЕРХ и ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на Дзен канал
Читайте также:
✅ Как самый опасный аэропорт на Земле заслужил свое звание
✅Чем отличается жизнь американской провинции от российской?
✅Самые загадочные случаи исчезновения кораблей и судов в море за всю мировую историю
✅Стоит ли озеленять пустыни? Важные за и против — смотрим на примере Африки
✅ 5 самых дорогих домов в мире: заселились бы в такие хоромы?