Найти тему
Путешествия, туризм, наука

Откроются ли закрытые аэропорты на юге РФ? Как они выживают без работы уже столько времени?

Оглавление

С тех пор, как на юге России стало неспокойно после февраля 2022 года, местные авиаузлы переживают непростые времена: 11 аэродромов вместе со всей прилагающейся инфраструктурой закрылись, а их владельцы лишились дохода как от непосредственного использования, так и от аренды.

Власти, конечно, оказывают им поддержку, субсидируя хотя бы отчасти выпадающие доходы, платят компенсацию за использование инфраструктуры для обеспечения военных коммуникаций, но этого достаточно разве что для выживания, и на безрыбье приходится изыскивать способы поддерживать работу в надежде на будущее.

Пусто и тихо

24 февраля минувшего года аэропорты юга России обезлюдели. Тем утром президент Путин объявил о начале СВО на востоке Украины. Одновременно с этим Росавиация приостановила работу аэропортов в Анапе, Белгороде, Брянске, Воронеже, Геленджике, Краснодаре, Курске, Ростове-на-Дону, Симферополе, Ставрополе и Элисте — сначала до 2 марта. К вечеру ставропольский аэродром был исключён из списка, взамен добавили Липецк.

-2

Ведомство рекомендовало авиакомпаниям организовывать альтернативные полёты через аэропорты России, направляя пассажиров из указанных городов в аэропорты столицы. Пассажирам, летевшим в направлении курортов Кубани, предлагалось использовать аэропорт Сочи, открытый в тот день, а для Ростова-на-Дону и Элисты альтернативой стал Волгоград.

Ростуризм сообщил, что жертвами приостановки работы аэропортов около 150 000 туристов, большинство из которых находились в курортных регионах.

Вечером того же дня Минтранс заявил, что заторов и хаоса в проблемных авиавокзалах удалось избежать, положение стабилизировано. Для упорядочения воздушного сообщения было решено организовать временный авиационный узел на базе Сочинского аэропорта. РЖД нарастили количество пар поездов из Краснодарского края для вывоза людей, а со временем покрыли и почти все потребности в регулярном сообщении.

-3

Сначала предполагалось, что ограничения в воздушном пространстве юга России будут краткосрочными: Росавиация установила сроки приостановки работы аэропортов до 5, а потом до 8 марта. Однако ограничения продлевались еженедельно вплоть до конца декабря, а потом ведомство и вовсе прекратило публиковать обновления, что говорит само за себя.

«Я тебя оживлю»

Через месяц после начала военных действий в правительстве поняли, что дело пахнет керосином, и запустили меры поддержки для неработающих аэропортов, выделив деньги. Руководитель Минтранса Савельев 6 апреля сообщил, что финансовая помощь от государства, одобренная президентом, направлена на компенсацию убытков аэропортов.

-4

С середины мая до начала июня все пострадавшие авиаузлы обратились за субсидиями из резервов кабмина, и к 20 июня все запросы рассмотрели: уже в июле они получили необходимые средства, которые по словам регулятора, предназначались для частичного покрытия операционных расходов, включая зарплаты сотрудников.

Наибольшую поддержку получил Симферопольский аэропорт — 436 млн рублей, за ним следуют Ростов-на-Дону и Краснодар. Меньше всего субсидий было направлено аэропортам Черноземья. В общей сложности правительство выделило 1,4 миллиарда на эти цели.

Однако уже к лету уже было очевидно, что временное прекращение работы затянется дольше ожидаемого, и было принято решение о дополнительном финансировании на 1,8 млрд рублей, за которым последовало еще 2,5 млрд. Осенью премьер объявил о новом пакете на сумму 2,2 млрд.

Аэропорт волна Симферополь
Аэропорт волна Симферополь

В итоге за год пострадавшие аэродромы получили около 7,5 миллиардов рублей. В мае-сентябре следующего года были выделены дополнительные средства для покрытия затрат по текущим операциям и выплат кредитных процентов — 2,5 млрд в мае и 2,7 млрд в сентябре, общая сумма превысила 12 миллиардов.

Соответствуют ли эти суммы реальным потерям? Едва ли. Взять хотя бы 2021 год: по данным Ассоциации туроператоров (АТОР), общий доход 30 аэропортов, которые обслуживали львиную долю пассажиров и формировали 87% воздушного трафика России, составил 150 миллиардов, а прибыль достигла 45 млрд. Точные финансовые показатели для 11 неработающих аэропортов не приводятся, но порядок цифр говорит сам за себя.

На голодном пайке

Прекращение работы ряда аэропортов привело к значительному снижению доходов, копятся убытки. Доходы анапского аэропорта сократились с 2,2 млрд рублей до 190 млн рублей, превратив прошлогоднюю прибыль в размере 972 млн рублей в убыток под 200 миллионов.

-6

Аналогичная ситуация наблюдалась и в других портах страны: большой симферопольский аэропорт зафиксировал девятимиллиардное падение доходов, а прибыль в сумме 4,2 млрд рублей в 2021 году превратилась в убыток в 1,8 млрд рублей следующего года.

Сотрудники этих аэропортов оказались в вынужденном простое. Часть из них была временно задействована в Сочинском аэропорту, особенно в период высокого сезона (в простой работникам полагаются 2/3 от обычного оклада). Но недалёк тот день, когда последуют увольнения, ведь перспектив изменения положения не просматривается.

Коммерция и гостайна

Дополнительные издержки складываются не только из отсутствия доходов от обслуживания гражданских полетов. По данным АТОР, значительная часть доходов — около 10% — приходилась на арендные платежи и комиссии, получаемые от коммерческих точек: кафе, рестораны и магазины, как собственных брендов, так и безналоговых магазинов duty free.

-7

Тем не менее, у аэропортов, приостановивших работу с гражданскими рейсами, сохранился источник дохода, который пока не затронут — обслуживание государственных рейсов. Полеты государственных воздушных судов обслуживаются операторами гражданских аэропортов, оно происходит в штатном режиме. Система компенсаций за такие услуги уже давно налажена и не имеет прямого отношения к текущим событиям: после выполнения обслуживания оператор аэропорта предъявляет соответствующие документы под расчет.

Информация о размерах данных выплат обычно является конфиденциальной и не подлежит обнародованию.

Курск-Восточный, который на сегодняшний день закрыт для гражданской авиации, но продолжает работать с военными самолетами, подвергся нападению украинского дрона в декабре 2022 года. Здесь прежде базировался 14-й гвардейский истребительный авиаполк, вооруженный МиГ-29СМТ и СУ-30СМ.

Аэродром Курск-Восточный
Аэродром Курск-Восточный

В середине нулевых был определен список аэродромов, где гражданская и военная авиация базировалась совместно; он регулярно обновлялся до 2023 года. Из ныне закрытых для гражданской авиации в этот список входят белгородский, курский, краснодарский, симферопольский и некоторые другие.

Расширение или консервация

Владельцы аэропортов, деятельность которых была приостановлена, могут использовать этот период для обновления и модернизации своих объектов. Подобная стратегия была применена и во время пандемии, когда в связи со снижением пассажиропотока начались ускоренные работы по уже запланированным инвестиционным проектам.

-9

В то же время в авиационной индустрии присутствуют и более пессимистичные настроения. Учитывая продолжительность военных действий, некоторые эксперты и участники рынка задумываются о целесообразности консервации неиспользуемых аэропортов, не видя перспектив.

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на наш YouTube канал!

Ставьте ПАЛЕЦ ВВЕРХ и ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на Дзен канал

Читайте также:

Как самый опасный аэропорт на Земле заслужил свое звание

Чем отличается жизнь американской провинции от российской?

Самые загадочные случаи исчезновения кораблей и судов в море за всю мировую историю

Стоит ли озеленять пустыни? Важные за и против — смотрим на примере Африки

5 самых дорогих домов в мире: заселились бы в такие хоромы?