20 декабря судья Арбитражного суда Башкортостана Максим Бобылев отложил рассмотрение дела о банкротстве ВНЗМ. Следующее заседание по делу состоится 24 января 2024 года, и к тому времени ожидается, что возобновится течение процесса в Арбитражном суде Тюменской области. Именно от его результатов зависит ход дела в башкирском арбитраже, ибо объем средств, который ВНЗМ пытается взыскать со структуры «Роснефти», составляет изрядную часть потенциальной конкурсной массы предприятия.
Пока же компания Бикмухаметова пыталась обязать суд принять обеспечительные меры в виде запрета «Роспану» приближаться к имуществу и оборудованию ВНЗМ на Восточно-Уренгойском лицензионном участке. В обоснование этих требований уфимский подрядчик указывал, что в 2016-2022 годах выполнял работы на этом участке по заказу «Роспана», но с февраля 2022 года заказчик перестал принимать выполненные работы на объекте. При этом ВНЗМ утверждает, что в это же время началась эксплуатация объекта и результата работ, выполненных уфимской компанией, хотя положенная по договору оплата не была произведена.
Пытаясь получить деньги, ВНЗМ обратился в Арбитражный суд Тюменской области с иском о взыскании сначала 2,9 млрд рублей, которые потом в какой-то момент увеличились даже до 5,8 млрд. В июле 2023 года производство по данному делу было приостановлено и назначена экспертиза. В сентябре SRG Consulting обратилась в суд с ходатайством о продлении срока экспертизы до 25 декабря, стороны по делу не возражали против такого продления, так что ходатайство было удовлетворено.
При этом в ходе выполнения работ на объекте использовались материалы, инструменты, строительная техника, вахтовый поселок и прочее имущество ВНЗМ, стоимость которого исходя из данных бухгалтерского учета компания оценивает в сумму свыше 200 миллионов рублей. Все это имущество осталось на объекте, а договор подряда сторонами не расторгался. ВНЗМ пожаловался, что не имеет денежных средств на вывоз, тогда как «Роспан» направил в суд заявление о включении требований в реестр кредиторов ВНЗМ на сумму более 2,3 млрд. Дополнительно заказчик указал, что заключил договоры с третьими лицами на устранение замечаний в работах и выполнение различных мероприятий, включая вывоз и утилизацию имущества ВНЗМ на сумму 1,8 миллиарда рублей, и уже оплатил по этим договорам более миллиарда, что считает своими убытками. Более того, «Роспан» утверждает, что заплатил ВНЗМ 520 миллионов рублей за вывоз имущества уфимского подрядчика со стройплощадки, и также считает эту сумму к понесенным убыткам.
ВНЗМ в ходатайстве о наложении обеспечительных мер выражал беспокойство, что «Роспан» намерен «за счет снижения причитающихся должнику денежных средств осуществить манипуляции над имуществом должника, что приведет к его утере, что является нарушением Закона о банкротстве, прав должника и его кредиторов». Уфимская компания указывала, что от «Роспана» не поступает информации, куда будет вывезено ее имущество и как будет обеспечена его сохранность, и выразил уверенность, что оно должно быть непременно сохранено, поскольку, возможно, в будущем будет составлять конкурсную массу.
Однако у суда на этот счет оказалось иное мнение. «Из представленных заявителем материалов судом не усматривается намерение АО «РОСПАН ИНТЕРНЕШНЛ» распорядиться принадлежащим должнику имуществом. Запрет же владельцу строительной площадки осуществлять действия по очистке своей территории влечет необоснованные ограничения прав и законных интересов АО «РОСПАН ИНТЕРНЕШНЛ» и нарушает баланс интересов сторон», – говорится в определении за подписью Бобылева.
Таким образом, судьба ВНЗМ в настоящий момент висит на волоске. «Правда ПФО» ранее подробно рассказывала о проблемах компании. Построивший не один десяток объектов подрядчик с переходом традиционного клиента, «Башнефти», под крыло «Роснефти» стал постепенно терять подряды. И даже там, где он их получал, как в случае с «Роспаном», взаимоотношения с заказчиками выстраивать не удавалось. По всему выходит, что работа на Восточно-Уренгойском участке (а вернее – отсутствие оплаты за эти работы) сильно подкосила компанию. Выручка предприятия, в середине 2010-х доходившая до 20 миллиардов рублей в год, начиная с 2018 года стала кратно падать, и за 2022 год составила всего 1,5 миллиарда. Тогда как долги ВНЗМ составляют 8,8 млрд рублей, в том числе – по зарплате своим 2200 работникам.
«Правда ПФО» следит за развитием событий.
Фото vk.com/akvnzm