Найти тему
Православная Жизнь

22 декабря. День зачатия праведной Анной Пресвятой Богородицы

22 декабря (9 декабря по старому стилю) Русская Православная Церковь отмечает день зачатия праведной Анной Пресвятой Богородицы. Родителями Богородицы считаются праведные Анна и Иоаким, причисленные к лику Богоотцов, так как являются родственниками Иисуса Христа по плоти.

В Евангелиях не упоминается даже имя родителей Пресвятой Богородицы Марии. Сведений о Ее зачатии не найти на просторах Священного Писания. Но об этом нам сообщают апокрифы – тексты, не вошедшие в канон Священного Писания по тем или иным соображениям (как правило, потому что тексты либо были написаны намного позднее последних книг Нового Завета либо содержали в себе принципиально иную, еретическую информацию, противоречащую Священному Писанию).

Однако отметим, что существуют "положительные" апокрифы, где содержатся сведения, лишь дополняющие, но никак не искажающие Писание. К таким апокрифам относят, так называемое Евангелие от Иакова, откуда и берутся сведения о родителях Пресвятой Богородицы Марии и история Ее зачатия. Также мы основываемся на "Житии святых и праведных Богоотцев Иакова и Анны", изложенном Димитрием Ростовским.

-2

Анна, младшая дочь священника Матфана, происходила из колена Левина, рода Ааронова. Иоаким – из колена Иудина, рода Давидова. Анна вышла замуж за Иоакима из Галилеи, и долгое время, практически 50 лет, они не могли иметь детей и считались бесплодными. У евреев на тот момент бесплодие считалось тяжким Божьем наказанием. Анна и Иоаким долго молились Господу о том, чтобы они могли зачать ребенка. Но чуда не происходило.

И вот однажды, когда Иоаким пришел в Иерусалимский храм принести жертву Господу, священник отверг ее, посчитав, что Анна и Иоаким не получили Божье благословение, поскольку были бесплодны. «Ты не создал потомства Израилю» – услышал Иоаким, и с этого момента, опечаленный, удалился в пустыню, где 40 дней держал строгий пост, горячо молился Господу и плакал о своем бесчестии, пока Анна находилась дома и так же горячо молилась.

-3

По прошествии 40 дней Иоакиму явился Ангел, который предрек им рождение дочери, молва о которой пройдет по всему миру. В то же время, Анна усиленно молилась в саду, где ей тоже явился Ангел, возвестив, что у нее родится дочь, которую они нарекут Марией, и через которую благословится мир. Анна со слезами от радости дала Господу обет, что свое дитя отдаст в Иерусалимский храм на служение.

Когда же супруги услышали благую весть, они встретились у Золотых ворот Иерусалима, где поведали друг другу о благой вести, после чего прославили Бога и возвратились в свой дом. По апокрифическому преданию, Анна зачала в девятый день декабря месяца. Спустя 9 месяцев, в сентябре, родилась дочь, и уже на 15-ый день святые Анна и Иоаким, как было завещано, назвали ее Марией. Когда же Марии исполнилось 3 года, Ее отправили в Иерусалимский храм.

-4

Есть также занимательный факт, связанный с этой историей, который стал камнем преткновения в разделении Единой Христианской Церкви на Католическую и Православную. Это не главный и не единственный "камень", но не менее важный. В католической традиции существует так называемый догмат «о непорочном зачатии Девы Марии», суть которого заключается в том, что при зачатии Богородице не передался первородный грех. Однако в Православной Церкви этот догмат отрицается, и считается, что только Иисус Христос был зачат непорочно, и только Он не нес на себе первородного греха и вел безгрешную жизнь. Споры же о таком догмате достаточно острые и глубокие.

Хочется отметить, что история поистине чудесна, так как уже явно немолодые супруги Анна и Иоаким в столь преклонном возрасте усиленными совместными молитвами получили Божественную благодать и дитя, которому предначертано было сыграть особую, важнейшую роль в христианской истории. Поэтому в этот день, в день зачатия Пресвятой Богородицы, по традиции христиане молятся о чадородии, излечении от бесплодия, здоровье матери и ребенка, семейном благополучии.

-5