"...не заметил" — подобные претенциозные заголовки (про разные популярные фильмы) часто "выпрыгивают" на нас из ленты. В лучшем случае, это будут "Детали , которые вы могли не заметить" или "замечают не все".
И под этими статьями, конечно, взрыв ругательных комментариев вроде "Автор, Ваше превосходство необоснованно. Зрители внимательнее, чем Вы соизволили считать."
Я буду честнее. Не буду заявлять, что "эти моменты в "Энканто" Диснея никто не замечал — кроме замечательной меня". Я просто их не встречала ни в каких обзорах-разборах. Увидела в фильме собственными глазками, и теперь пишу о них. Пусть это будут "Детали, про которые не написали другие". Не всегда это "детали" — скорее оттенки смысла, тонкости, нюансы, аспекты известного.
Если вы встречали упоминания их в обзорах (я же не все их видела), а ещё лучше — сами заметили, буду рада этому. А ещё больше — если покажете мне то, что не заметила в фильме я.
Пролог и далее
Пролог — это двойной флешбэк, на 10 и 50 лет назад. Кажется, что в разговоре Абуэлы (исп. abuela — бабушка) и маленькой Мирабель нет ничего, кроме истории любви и волшебства — но он уже приоткрывает проблему Альмы (так зовут бабушку-абуэлу) и беду её семьи (и смысл фильма). Когда дары получают её дети, она говорит: "Волшебство наделило их магическим даром, чтобы помочь нам".
Теперь, когда пришло время внуков: "Благодаря чудесным талантам нашей семьи, наш новый дом стал настоящим раем. Сегодня ты получишь от Свечи свой дар. Трудись же на благо общины, укрепляй наш Дом, чтобы семья гордилась тобой".
Вроде всё благостно — правильно же, когда человек, получив добро, возвращает его в мир; когда человек трудится. Но на деле за этими словами кроется перекос в мышлении Альмы. Где-то по пути у неё поменялись местами цель и средство. Волшебство Дома, которое "трудилось" для защиты семьи Мадригаль (и укреплялось само по себе), стало целью, а теперь каждый член семьи обязан вкалывать ради укрепления Волшебства.
Пролог отзеркален в финальном диалоге у реки. И Мирабель в нём обращается к той прежней Альме, юной маме тройняшек, у которой было всё правильно с системой ценностей; возвращает Альму самой себе и семье.
Мне очень-очень нравится, как срежиссирована эта сцена. Мирабель — добрая девочка, но не святая. И она уже доведена до изнеможения. После исповеди Абуэлы "Это всё из-за меня" так и хочется ей, бабушке, сказать: "Наконец ты начала понимать, что натворила". И это было бы справедливо. Но появляется бабочка из видения Бруно — и Мирабель вспоминает, что же там, в видении, было дальше. Понимает, что сейчас нужно не поучать, а обнимать. Не только руками — словами. Без бабочки и последующего осознания речь Мирабель выглядела бы слабостью и "всепрощательством". А так — мудрым выбором.
Мирабель и двери
Ручка двери и рука, замершая перед ней — сквозной образ этого фильма. Он не только в (не)встрече со своим даром у Мирабель и Антонио. Этот образ открывает для нас нынешнюю Мирабель, с него она вступает в историю, показанную на экране.
Рука, замершая перед ручкой — и в следующем кадре мы впервые видим лицо и "личность" Мирабель, слышим её жизненную установку.
В следующий раз, в середине, она остановится, когда уже возьмётся за ручку.
И в финале она таки откроет дверь — завершив и этот образ, и семейный кризис, и всю историю. Каждый раз слова, которые она говорит в "дверной" момент — квинтессенция роли и смысла Мирабель на этих этапах. "Семья будет гордиться мной" — оптимистичный поиск своего места в семье, бабушкины установки и "отрицание очевидного". Дальше задача: "А как мне спасти Волшебство?" и решение: "Всю себя" (её личность, а не её дар — решение проблемы). Очень простая, но стройная система.
У всех членов семьи на ручке двери была первая буква имени. Дверь Мирабель открывает волшебство не только для Мирабель — для всей семьи. "М" — не только "Мирабель", это и все "Мадригаль".
Я тогда подумала, что, если Мирабель стала источником волшебства для семьи, как когда-то её дедушка, то логичнее, если бы имя дедушки тоже начиналось бы на ту же букву, что и фамилия. Например, Мигель. Но он — Педро. Стала искать смысл этого имени. Ну конечно, Пётр! "Камень, скала"!
Ты — Пётр, и на сём камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют её (Евангелие от Матфея)
На этом Петре была основана Касита, он "сотворил" скалы вокруг неё, и силы зла не могли одолеть её (а ещё в финальном флешбэке показали момент, как гора поднимается, закрывая реку, место гибели Педро, отодвигая Альму и остальных — так что есть в фильме ответ на вопрос о пространстве, разделяющем реку и Энканто).
Подробнее про эту библейскую отсылку и про параллель со Скарлетт О'Хара я писала вот здесь:
Ещё про дверь: у Абуэлы ведь не должно быть волшебной двери! У неё же нет особого дара, она в пятилетнем возрасте не получила его у Каситы. Но дверь — есть.
Эта дверь нужна для сюжета. Не было бы двери — бабушка была бы такой же, как "бездарная" внучка. И смысл бы посыпался...
Тут была вторая половина статьи. Но те, кто прочитал публикацию, передали мне, что статья хорошая, но слишком уж длинная. И попросили разделить её на две - и даже на три - чтобы легче читать было. Я выполнила эту просьбу (Дзенушка, не казни меня за это!)
Продолжение вот и вот: