"Да это же Скарлетт О’Хара!" — ахнула я, глядя — да, на неё — на вот эту строгую бабку из мультфильма "Энканто":
Нет, конечно, это две разные женщины. Но у них есть общий стрежень, на который нанизывается весь характер героини, судьба её и её родных.
Две юные вдовы, которые во время в о й н ы потеряли самых близких людей. Альма — мужа Педро, Скарлетт — родителей. Каждая из них в тяжелейший момент жизни вынуждена была принять на себя руководство семьёй. Чтобы выжить самой, и чтобы выжили близкие.
Когда стоит задача "выжить", добыть пропитание, приходится самой тяжело работать и заставлять работать других, не обращая внимания на их чувства (да и на свои тоже). Плачущего ребёнка не утешить, а заткнуть, и идти дальше вкалывать — да, ради того, чтобы этот ребёнок выжил.
Эта душевная чёрствость — основа характеров двух героинь. Она напрямую связана со способностью к выживанию.
Причём у Скарлетт душевная чёрствость, отсутствие эмпатии — врожденные качества. Они, вместе с её особой витальностью и энергией, стали причиной её жизнестойкости.
А вот Альма изначально такой не была. И её чёрствость — не причина, а следствие выживания.
Ещё разница в том, Скарлетт приходилось выживать в состоянии реальной опасности и голода. А Альме не приходилось защищать свою семью — это уже сделал Педро (знаете, какой ценой). Она выживала в состоянии потери самого близкого человека, потери его и её дома, потери нормальной жизни. И, конечно, в труде и заботе о новорождённых тройняшках...
А потом жизнь нормализовалась. Теперь, когда стабильно удовлетворены базовые потребности в еде и безопасности, снова становится важно слушать и слышать других. Но Скарлетт и Альма уже не способны на это. И крушат жизни своих близких.
Скарлетт после пережитого так боится нищеты, что борется за деньги, не разбирая средств.
Альма так боится снова потерять дом, что тоже борется, не разбирая средств. Когда-то ей была дана волшебная Свеча, чтобы сохранить семью. Теперь она эксплуатирует семью, чтобы сохранить Свечу. Альма поменяла местами средство и цель...
...У Альмы была её свеча, поддерживающая жизнь. У Скарлетт... Я хотела написать "не было ничего, кроме её характера". Нет, у Скарлетт была Мелани. А у Альмы в роли Мелани была её нелюбимая, но сверхэмпатичная внучка Мирабель...
Есть такие слова апостола Павла:
Умею жить и в скудости, умею жить и в изобилии; научился всему и во всем. (Послание к Филлипийцам 4:12)
Я всегда их относила только к материальной составляющей. Но в момент, когда я в "мультяшной" Альме Мадригаль увидела книжную Скарлетт, я поняла, что это относится и к жизни души, и к отношениям с другими людьми. И этому можно и нужно учиться.
P. s.: я увидела в "Энканто" ещё одну отсылку к Новому Завету. Испанское имя Педро — это Пётр, "камень, скала"
И Я говорю тебе: ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее. (Евангелие от Матфея, 16:18)
Жертва Педро защитила от "четырёх всадников Апокалипсиса", воздвигла скалы, которые оберегали его близких от любых нападений, создала Свечу... Педро — это камень, на котором основана Касита, дом его потомков, и весь город Энканто. И никакие внешние атаки не одолели их.
Вот здесь все статьи про "Энканто":