Прошел капризный, нерешительный март, долго решавший, вступать в свои права или еще слегка уступить зиме, пролетел ветреный задиристый апрель, топнувший ногой и твердо установивший свои законы, и наконец наступил май, благоухающий, сиреневый, тюльпановый, с длинными, красивыми вечерами, готовящими к белым ночам. Солнце вставало очень рано, а заходило очень поздно, так что ночь была совсем короткой. По рекам и каналам пошли трамвайчики, катера, лодки с желающими посмотреть на город с воды. А в парках зацвели деревья, придавая городу особую красоту, воздушность...
Елена третий месяц жила в квартире, которую ей снял Сурен. Она уже привыкла к нему, к его желаниям, порой странным, уже могла иногда покапризничать, правда, в пределах допустимого. Сурен был не жадным, но и особенно щедрым его назвать было нельзя: Елена имела все необходимое, но и только. Понемногу она стала откладывать из того, что он давал на расходы. Он часто говорил:
- Ты, дорогая, должна мне спасибо говорить за то, что я взял тебя у Ирки. Сейчас таскали бы тебя кто хотел и как хотел, а так ты живешь, как у Бога за пазухой: у тебя один Сурен, он тебя любит, но и ты должна его любить, а если ты, дорогая, захочешь кого-нибудь еще, то Сурен накажет тебя, очень сильно накажет.
- А если Сурен разлюбит меня? –спрашивала Елена, кокетничая.
- Если Сурен разлюбит, дорогая, то он скажет тебе и отпустит на все четыре стороны. А пока ты только моя, поняла?
- Суренчик, я хочу погулять в парке. Сейчас там так хорошо, тепло. Пойдем!
- Гулять? Что гулять? Зачем? Какая польза с того, что ты гуляешь? У меня сейчас нету времени, чтобы гулять. Я начинаю новую модель шить, итальянские туфли. Нужно расширяться, новые мастерские открывать. О, сколько нужно купить людей! Тому дай, этому дай, каждый чего-то хочет! Сына от армии нужно откупить, опять нужны деньги! Дочку замуж отдавать нужно – в Армении жениха нашел ей. Когда мне гулять? Так что, дорогая, потерпи! Тебе что, плохо живется, а?
Он говорил, а в Елене росла неприязнь к нему. Все он может купить, всех может купить! И ее купил! И сын служить не будет! А почему?! Она опять вспомнила северный городок на краю земли, где служат настоящие мужчины, в любое время года уходящие в море, если надо. А тут – «откупить»! Она отвернулась, чтобы Сурен не смог прочитать на ее лице всего того, о чем она думала.
Елена подошла к окну. Солнце уже почти скрылось за горизонтом, но было светло. На улице машин было мало, зато людей прибавилось: гуляли парами, группами, поодиночке. А ей опять сидеть одной весь вечер дома.
- Ну все, дорогая! Я пошел, сегодня не приду, спи крепко, думай обо мне, поняла?
Он подошел, взял ее за подбородок, приподнялся на цыпочки, чмокнул в подбородок.
- Пока! Завтра пришлю Георгия, скажешь ему, что нужно, он сделает.
Елена кивнула, слегка помедлив, пошла закрыть дверь за «хозяином».
Потом включила телевизор. Ленинградские новости сообщали, что сегодня жители Ленинграда встречали нового Генерального секретаря ЦК КПСС Михаила Сергеевича Горбачева. Диктор сухо рассказывал, о том, как «Михаил Сергеевич Горбачев посетил город Ленинград, где активно общался с народом, а также впервые произнес слово «перестройка». Пока он встречался с партхозактивом, Раиса Максимовна имела собственную культурную программу — в числе прочих мест запланировано было посещение только что открывшейся «Кондитерской Вольфа и Беранже» на углу Мойки и Невского».
Елена переключила канал. Смотреть не хотелось ничего. Она вдруг решительно встала, оделась и вышла на улицу. Она глубоко вдохнула воздух, настоянный на молодой траве, сирени, еще на чем-то. Как же это было хорошо! Елена просто шла, не задумываясь, куда идет. Она наслаждалась свободой, впервые за последнее время почувствовав всю прелесть этого состояния. Елена вышла на набережную, здесь людей было побольше, в основном это были молодые парочки, но встречались и пожилые, медленно шедшие по тротуару. На их лицах было такое умиротворение, что можно было подумать, что в их жизни все всегда было хорошо.
Навстречу Елене шла группа офицеров, о чем-то оживленно беседуя. Вдруг один из них замедлил шаг, потом остановился, поджидая Елену. Она взглянула на него и тоже остановилась. Это был Багиров. Его попутчики, окликнули его, но увидев, в связи с чем он остановился, понимающе улыбнулись и продолжили идти.
-Лена? – негромко удивленно произнес он.
Елена растерянно смотрела на него, чувствуя, как застучало сердце.
Николай подошел ближе.
- Ну, здравствуй, Лена! Вот не ожидал тебя увидеть здесь, хотя все время думал, что ты ведь сюда уехала. Ну, как ты устроилась?
Елена не могла вымолвить ни слова, у нее подкашивались ноги. Только теперь она поняла, насколько важен был он в ее жизни, как любил ее. Николай заметил ее состояние, взял под руку.
- Тебе плохо? Давай сядем здесь.
Он подвел ее к скамейке, они сели.
- Лена, тебе плохо? Может, вызвать «скорую»?
- Нет-нет, - поспешила остановить его Елена. – Просто я тоже не ожидала тебя увидеть...
- Ну, рассказывай, как ты, где работаешь?
- У меня все хорошо, - ответила Елена, - а что ты делаешь в Ленинграде?
- Я поступаю в академию, сейчас мы тут сдаем экзамены. А где ты живешь? Далеко отсюда?
Елена чуть было не сказала, что здесь рядом, но вовремя остановилась. Она ведь не сможет пригласить его к себе.
- А как твои дела? Ты не женился? – спросила она, оставив без ответа его вопрос.
- Нет, Лена, не женился. Пока не встретил ту, что могла бы стать мне женой.
Елена усмехнулась:
- Неужели после меня у тебя не было женщины?
- Да как-то не было времени подумать об этом.
Она поднялась со скамейки. Незаметно посмотрела на часы.
- Тебя ждут? – спросил Николай.
- Нет, но...
- Значит, ты можешь еще погулять? А то давай зайдем в ресторан – здесь недалеко есть неплохой – поужинаем, поговорим.
Елена очень хотела пойти с ним, ее захватили воспоминания, но она не решилась, вдруг испугавшись – вдруг там будет кто-то, кто знает Сурена...
- Нет, я не могу, не сегодня. Я что-то чувствую себя не очень хорошо.
Багиров видел, что Елена изменилась, но чтобы так быстро – ведь прошло всего каких-то три месяца! Она не выглядела больше уверенной в себе женщиной, скорее, наоборот, зажатой, испуганной, будто чего-то боялась.
- Давай я тебя провожу, если тебе нужно домой.
- Не, не надо, я сама, ты иди, тебя, наверное, ждут твои друзья.
- Лена, у тебя что-то случилось, - сказал Николай, взяв Елену за плечи.
Елена вдруг всхлипнула, не имея больше сил сдерживаться, и быстро пошла прочь от Багирова.