Об авторе
Криводедов Анатолий Викторович - 5 дан Киокушинкай, президент региональной организации Киокушинкай Мурманской области, основатель и руководитель Российской Академии Ицюань, официальный представитель Пекинской Академии Ицюань в России.
2. МАСТЕР ИЦЮАНЬ — ЯО ЧЕНЖУН
Яо Ченжун (1953)
Пролог
Мастер Яо Ченжун — это живое продолжение истории
развития Ицюань. Сейчас он вместе со своим братом и ма-
стером Цуй Жуйбинем представляет третье поколение пря-
мой линии передачи традиции. Автор предлагает познако-
миться с материалами интервью, которое брал у мастера Яо
Ченжуна в 2009 году.
Когда ИЦ проник вам в сердце?
Я начал заниматься Ицюань когда мне не было еще 9-
ти лет. Это было в 60-х годах прошлого века, жизнь была
трудная, поэтому здоровье у меня и у моего брата было
слабое. Тогда наш отец — Яо Цзунсунь велел нам стоять
в «столбе». Мы тогда еще не хотели заниматься, а отец по-
стоянно наблюдал за нами и заставлял нас практиковать
это упражнение. Бывало, наш отец до обеда сам потрени-
руется, пообедает и приляжет отдохнуть. А нас в это время
в «столб» поставит. Проснется и смотрит: стоим мы или
нет. А мы, как только его храп услышим, сразу убегаем.
Отец проснется и кричит: «Эй, вы, что там делаете?». Тут
мы прибегаем обратно и стоим, как ни в чем не бывало.
Вот так нас отец заставлял и заставлял заниматься Ицюань.
У нас уже и выбора особого не было. Так и привыкали по-
степенно стоять. Бывало и по часу в «столбе» проводили.
А когда в такой практике провели полгода, то почувствова-
ли, что в теле появилась какая-то сила. Уши, если посмот-
реть на солнечный свет, стали красными. Напомню, в какое
время это все происходило. Тогда люди наедаться не мог-
ли, как следует. Голод был. Мяса и масла не было. Отец нас
учил: «Если вы вырастите со слабым здоровьем, то ничего
в жизни не сможете добиться. Я должен вас заставить за-
ниматься собой, чтобы вы были здоровыми».
Когда нам с братом исполнилось 15—16 лет, нашего отца
отправили в деревню (это был период культурной револю-
ции 1966—1976). Мы поехали вместе с ним. В деревне жизнь
была еще тяжелее, чем в городе. Отец заставлял нас каждый
день рано вставать и тренироваться. Мы много работали
в поле и когда поздно вечером приходили домой и ужинали,
то все равно отец заставлял нас тренироваться. Вот так по-
степенно у нас с братом выработалась способность преодо-
левать трудности. Жизнь была очень тяжелой, а еще надо
было тренироваться при этом.
19Примерно к 16—17 годам в наших сердцах появилось
горячее желание продолжать тренироваться. С одной сто-
роны, если ты живешь в деревне и у тебя проблемы со здо-
ровьем, то это конец. С другой стороны мы понимали, что
если мы не будем обладать какими-то особыми знаниями
или каким-то особым образованием, то мы так и не смо-
жем ничего добиться в жизни. Так и просидим в деревне.
Именно это ощущение в душе, понимание, что мы этого
хотим сами и рождало горячее желание тренироваться
и продолжать совершенствоваться.
Вы начинали практиковать только столб или дела-
ли ли еще какие-то упражнения?
Да, вначале изучали только столбы. Но мы маленькие
тогда еще были. К отцу приходили тренироваться учени-
ки. Они стали нашими побратимами. Мы начали с ними
толкаться, заниматься Туйшоу. Сначала это было в виде
игры. Из этого у нас появился первый интерес — кто кого
победит. Наше желание совершенствоваться еще более
окрепло.
Потом в октябре 1979 года наш отец вернулся в город.
Тогда ему было уже больше 60 лет. В Пекине открылись но-
вые возможности по развитию Ицюань, и наш отец взялся
за обучение нас с удвоенной энергией. Теперь упор был сде-
лан на взращивание силы и на поединки. Мы с головой по-
грузились в Ицюань и занимались только этим.
Скончался наш отец в 1985 году в Пекине. После его
смерти уже некому было нас учить, и мы стали заниматься
с братом самостоятельно. У нас появились ученики, и их
становилось все больше.
У отца Яо Цзунсуня тренировался известный мастер
основатель Тайкикен Кенъичи Саваи
20Да, был такой японский ученик. Когда Япония напала
на Китай, Саваи вызвал на поединок на мечах Ван Сянчжая
(у Саваи был 4-й дан по Кендо и 5-й по дзюдо). Мастер Ван
взял шест и на первых секундах выбил меч из рук японца.
При этом Саваи и сам упал. После этого поединка Кенъичи
захотел стать учеником Ван Сянчжая. На это мастер отве-
тил, что он уже стар и не учит никого. Давай тебя будет
учить мой ученик. Этот ученик и был наш отец.
Уровень Саваи с точки зрения фехтования был очень вы-
сокий. Отец рассказывал, что как то на показательных вы-
ступлениях вывесили белые полотнища, и японский мастер
очень быстро катаной выполнял разрезы, оставляя узкую
полоску неразрезанной ткани. Вот до какой степени он кон-
тролировал меч. Японский мастер Саваи очень уважал на-
шего отца Яо Цзунсуня.
С 1937 по 1940 год все, кто вызывал на поединки Ван
Сянчжая, должны были драться с нашим отцом. И он всех
побеждал. Многие из них имели имя в мире Ушу. Именно
с этих пор распространился слух об Ицюань, как о сильней-
шей школе в Китае. Тогда нашлись люди, которые предло-
жили переименовать школу в Даченцюань, что означает
«Школа полного совершенства». Так получилось, что вся за-
бота о школе включая поединки, воспитание многих луч-
ших учеников, все легло на плечи моего отца Яо Цзунсуня.
И в конце концов основатель Ицюань Ван Сянчжай дал мое-
му отцу имя — Цзисян (официальный наследник школы
Сянчжая).
Какое любимое оружие у вас?
Дубинка. Она не должна быть слишком длинной (30—
40 см). Лучше чтобы она была из твердых пород дерева, на-
пример, из красного. Мой отец говорил мне: «Если ты
идешь ночью с такой дубинкой, и ты ей хорошо владеешь,
21то в твоих руках огромная сила». Работа с дубинкой строит-
ся на основе Ицюань. Дубинка рассматривается лишь как
продолжение вашего тела. Поэтому, прежде всего, важно,
чтобы в ваших руках была взрывная сила. Сначала овладей
своим телом и тогда все, что ты возьмешь в руки, может
превращаться в оружие.
Тренировка с дубинками (стажировка в Китае 2011 г.)
Что главное в изучении Ицюань?
Ничего секретного в моих техниках нет. Думаю вам
в России лучше всего сосредоточиться на базовых техниках.
Если вы хотите одновременно больше узнать — без про-
блем. Я могу много что показать. Но когда вы много узнали,
выберите что-то одно и на этом сосредоточьте все свои си-
лы. Тогда вы достигнете высокого уровня.
22В чем состоит основа Ицюань?
Что такое сознание, мысль? Это абстрактные, невиди-
мые понятия, которые нельзя пощупать. Тем не менее, мы
их используем. Мы подключаем сознание, соединяем его
с силой. Только тогда мы добиваемся каких-то результатов.
Но одновременно с этим эти понятия должны быть сбалан-
сированы. Нужно найти середину между осознанностью
и неосознанностью.
Еще очень важно постичь что-то одно — самое главное.
Если ты это самое главное схватил, то все остальное для те-
бя становится легким и понятным. А если бросаться на ме-
лочи и пытаться их уразумевать без единого и самого глав-
ного, то не будет толку.
Например, вы выполняете какое-то движение. Со сторо-
ны (внешне) оно может выглядеть правильным. Но внутри
этого движения скрыто много невидимого содержания. Там
есть направления: и вверх, и назад, и наружу. С какой си-
лой, наполнением вы движетесь, есть ли изменения по ходу
движения? Если вы двигаетесь в одном направлении, може-
те ли вы в любой точке изменить его? Многие люди не по-
нимают этого внутреннего содержания даже в простейших
движениях.
Вот еще пример, поединок. Один боец применяет очень
большую силу, но если сила не контролируется, боец легко
может провалиться. Другой боец может все осознавать
и контролировать, но нет силы, чтобы достичь результата.
Скорость. Чем быстрее, тем лучше? Необязательно. Важнее
своевременность. Важен момент неопределенности, неожи-
данности. Когда не понятно, какой потенциал таится у вас.
Этот момент можно определить как — «находиться на грани
противоречий». В любой момент может быть все что угодно
и все это находится под твоим контролем. Это касается
23не только поединка, но и обычной жизни. Например,
во время поединка не так важно у кого движения более кра-
сивые или правильные, кто быстрее, сильнее. Это вообще
не важно. Важно одно — результат. Кто поразил противника,
то делал правильно. За счет чего был достигнут результат —
второстепенно.
Ван Сянчжай в свое время говорил по поводу того кто
действует правильно, кто неправильно: «Такого нет, что
кто-то делает правильно, а кто-то неправильно. Ты устоял
или не устоял. Пусть ты все правильно делаешь, но проиг-
рал, что толку от твоей правильности? Или, например, ты
слабый, но если противник еще слабее тебя, то что в этой
слабости плохого? Нет ничего абсолютного, все зависит
от данной конкретной ситуации». Вот это принцип Ван Сян-
чжая. Берите любой вопрос и смотрите на него с разных
сторон, а затем уже извлекайте из него смысл».
Возьмем к примеру современный Тайцзицюань. Тео-
рия у них замечательная. Когда они занимаются Туйшоу,
то все вроде идеально: сила мягкая, акцент делается
на силе скольжения и контроле над противником.
Но очень редко они делают Фали — выброс взрывной си-
лы. Такого бойца Тайцзицюань, который полностью бы
контролировал противника не найти. В Тайцзицюань ча-
сто повторяют, что в стали есть мягкость, а в мягкости
есть сталь. Но я так и не обнаружил у современных масте-
ров этой школы никакой стали. Только начнешь с ними
силу проявлять, они говорят: «Это неправильно. Ты слиш-
ком напрягаешься, расслабься. Ты человека бьешь. Нельзя
бить». Мы им говорим: «Ну ладно, у нас неправильно.
Но вы покажите свою сталь». И они никак не могут ее по-
казать. Все говорят, что у других все неправильно, а сами
показать ничего не могут.
24В Тайцзицюань были великие мастера. Это было в конце
династии Цин и примерно до 30-х годов 20-го века. У них
это было профессиональным занятием, это был их рис
(хлеб), они этим жили. Почему Тайцзицюань постепенно
пришел в упадок?
Ван Сянчжай основал свой стиль в 20-х годах 20-го века.
Зачем вообще понадобилось его создавать? В конце 19-го
века в Китае распространилась мода на занятия Ушу аристо-
кратией и придворными. Заниматься то они занимались,
но жестко тренироваться они не желали. И тогда очень мно-
гие мастера Ушу, чтобы заработать деньги, пошли на ком-
промисс. Вот тогда боевое Ушу начало превращаться в некое
подобие танца или балета. Начала теряться боевая эффек-
тивность. Все стили, имеющие формальные комплексы в то
время, попадали под это определение. Комплексы — это
своего рода представления. Они очень полезны для здоро-
вья, развития координации, эстетики, пластики. Но настоя-
щий поединок развивается непредсказуемо. Там все дикту-
ется настоящим моментом, что необходимо в этот момент,
то и делается. А в комплексах все наоборот. Что диктуется
комплексом, то ты и делаешь в этот момент. Когда на нас
неожиданно нападают, то нет времени на ритуальные дви-
жения. И получалось так, что люди десятками лет занима-
лись комплексами, а ни разу не было реального поединка.
А после революции Ушу в Китае было под большим контро-
лем и надзором. Тогда поощрялось, чтобы Ушу занимались
исключительно ради здоровья. В то время если занимались
Туйшоу или проводили поединки, то приходили определен-
ные люди и говорили: «Это вы чем занимаетесь и зачем?
Почему вы не занимаетесь чем-то хорошим? Драться хоти-
те? Драться плохо». Поэтому, вплоть до наших дней, когда
возникают какие-то торжества, церемонии открытия-за-
крытия, праздники, то там представители Тайцзицюань де-
сятками тысяч стоят и танцуют. Так Тайцзицюань превра-
25тился уже в художественную гимнастику. Какое между ними
отличие?
Еще один пример. В Китае сейчас распространились по-
единки в боксерских перчатках. И это преподносится, в том
числе и за границей как китайское Ушу. Дело в том, что ко-
гда в 80-х годах 20-го века начались реформы и одновре-
менно начали восстанавливать статус Ушу. Но, что же они
начали восстанавливать? Что начали поощрять? Саньда.
А что такое Саньда? Это сочетание боксерской техники, уда-
ров ногами и бросковой техники. В это направление были
инвестированы большие деньги, люди ездили заграницу,
изучали то, как там проводят соревнования. Взяли у них ка-
кую-то технику и включили в Саньда. А на западе все это
преподносится как китайское искусство реального поедин-
ка. Все это было сделано властями, это была официальная
компания. А настоящее боевое искусство, которое идет
из народа Китая, оно сейчас никак совершенно не представ-
лено.
Какое место у Ицюань в китайском Ушу, и какие
перспективы по его развитию?
Распространена такая точка зрения, что в Ицюань спе-
циально учат реально бить и калечить людей. И хотя наш
стиль официально признан властями Китая, как один из ви-
дов Ушу, отношение к Ицюань настороженное. Кроме того
в 60-е года некоторые люди близкие к политике обвинили
школу в шпионаже. Другие называли хулиганской школой
Ушу. Почему все это произошло? Потому, что у Ван Сянчжая
в свое время были очень хорошие отношения и с Гоминьда-
ном (аналог белогвардейцев в России в начале 20-го века),
а также с японцами и с некоторыми старорежимными гене-
ралами. Кроме того Ицюань был принят на вооружение
в полиции и вооруженных силах Гоминьдана. Потом, всё это
Ицюань и припомнили.
26С другой стороны об Ицюань идет слух, что это эффек-
тивная боевая школа, да и для здоровья очень полезна.
Многие оздоровительные упражнения в стиле удобно вы-
полнять. Можно тренироваться и стоя, и сидя, и лежа.
Не нужно никуда выходить для бега, не нужны тренажеры
и специальный инвентарь. А потенциал оздоровительный
очень велик. Современная молодежь хочет изучать реаль-
ные стили. И вот так получилось, что с 40-х годов, а затем
в 50-60-х годах Ицюань был на слуху, как «крутая» школа.
Многие хотели попробовать. Так постепенно стиль стал
очень известен и особенно на севере Китая. Сложилось та-
кое мнение, что если ты хочешь заниматься чем-то настоя-
щим, практическим, реальным, то тебе надо заниматься
Ицюань.
Какие мастера наиболее достойно в настоящее вре-
мя преподают Ицюань?
Первый — это мой брат Ченгуан. Ещё один ученик моего
отца — Цуй Жуйбинь. На самом деле, тех кто владеют Ицю-
ань в полном объеме и могут грамотно преподавать стиль,
всего трое — Ченгуан, я и Цуй Жуйбинь. Есть и другие, кото-
рые обучают, но у них уровень уже довольно низкий.
Но и между этими тремя школами есть различия.
В чём особенности методики обучения в вашей
школе?
Моя методика обучения основывается на трех принци-
пах:
1. Теория должна излагаться ясно и просто
2. Техника должна быть простой, реальной и применимой
3. Личное обучение учеников.
К обучению надо подходить, как к единому целому,
а не как к чему-то раздробленному. Не всегда, если у вас бо-
27лит голова, надо лечить голову. Есть внешние проявления
болезни и есть корень болезни. В организме может быть об-
щая проблема, которая проявляется локально. Поэтому, ко-
гда сосредотачиваешься на частностях, то упускаешь глав-
ное.
Самое главное ухватить ту ниточку, которая связывает
все методы обучения и все разделы. Для этого нужно каж-
дый раз при изучении разных разделов напоминать об этой
«ниточке». Когда ты учишься, то начинаешь с поверхности.
Затем, углубляясь, ты получаешь все больше удовольствие
от понимания сути вещей. Вот тогда начинается настоящее
обучение. Методика должна так строиться, чтобы не было
не слишком трудно и не слишком легко. Если слишком труд-
но, то человек может отказаться от обучения. Если слишком
легко, то знания могут оказаться поверхностными. Все
должно быть сбалансировано.
Что нового Вы привнесли в Ицюань?
1. Объяснения в моей школе детальны и подробны. На-
ши старые мастера так подробно не объясняли.
2. Школа систематизирована. Раньше могли, допустим,
один день изучать сложную форму, на следующий день це-
лый день стоять в столбе.
3. Раньше при выполнении форм не применялось тести-
рование, для проверки силы по направлениям. Кроме того,
в моей школе каждая техника рассматривается с точки зре-
ния работы в паре.
4. В школе проработана методика соединения Туйшоу
и Саньшоу. Как говорил еще мой отец; «В Туйшоу должен
быть скрыт поединок. И наоборот».
285. Раньше мой отец работал в паре в перчатках. Я обна-
ружил: привыкнешь в перчатках работать, теряется реаль-
ность боя. Поэтому сейчас у меня начинающие ученики ра-
ботают в парах в боксерских перчатках. А на продвинутом
уровне используются легкие перчатки с разделенными
пальцами. Чтобы была возможность наносить удары ладо-
нью, выполнять захваты и. т. д. Многие приходят трениро-
ваться не для участия в соревнованиях, а для того, чтобы
уметь защитить себя в непредвиденных ситуациях. Поэтому
на тренировках все должно быть максимально приближено
к реальности.
За какое примерно время можно подготовить но-
вичка до уровня умения применять свои навыки в сво-
бодном бою в Вашей школе?
Обычно это время составляет 2—3 года. Но это при усло-
вии обязательных тренировок 2—3 раза в неделю. За это
время можно добиться неплохого уровня.
Выступают ли ваши ученики на соревнованиях?
В последнее время не так часто. А в раньше, например,
в 2002—2003 году довольно много выступали. Завоевывали
первые и призовые места. Почему сейчас мы реже участву-
ем? Наша Школа столкнулась с некоторыми неприятностя-
ми в 2003—2005 году. Один занимающийся во время трени-
ровки сломал руку при выполнении Туйшоу. Перелом был
сложный, рука долго не восстанавливалась, и этот человек
подал в суд на моего ученика. А у того не было денег выпла-
тить компенсацию. Пришлось мне выплачивать.
Были и другие происшествия. Пришел как-то поучаство-
вать в поединках с моими учениками один боец силового
подразделения (аналог ОМОНа). Он занимался Саньда. По-
хорошему, надо было бы элементарное защитное снаряже-
ние использовать. Но люди молодые, горячие. Еще и начали
29работать не в зале, а во дворике. В результате у бойца сило-
вого подразделения восемнадцать швов, а у моего ученика
уголовное дело. Опять большая материальная компенсация.
Есть и завистники, поскольку моя Школа достаточно
известна и успешна. Иногда приходят в зал люди и прово-
цируют «бузу». Или без моего ведома, вызывают моих уче-
ников на поединки. И уже ведь знают, что если у них будет
какая-то травма, то они тут же заявят в полицию. А отка-
жется ученик от поединка, то назовут его трусом.
Или приходят новички. Ты их спрашиваешь, занимал-
ся ли ты чем-нибудь? Они говорят: «Нет, ничем. И вообще
у меня и с сердцем не очень, и голова болит, и давление ска-
чет». Но от меня требуют, чтобы я их готовил к поединкам.
Дело в том, что наша Школа имеет статус общественного
объединения. За нами нет официальной поддержки госу-
дарства, как допустим, у Саньда. Или поддержки какой-то
могущественной организации. Поэтому когда мы сталкива-
емся с перечисленными выше ситуациями, мы вынуждены
их решать, опираясь исключительно на свои силы. Это
не всегда легко, особенно в Пекине, где очень часто прово-
дятся какие-то политические мероприятия. Если в столице
очень часто будут всплывать травмы на наших тренировках,
то есть вероятность, что просто закроют боевой зал.
Как мы выходим из этого положения? Допустим, хочет
мой ученик биться на соревнованиях. Я ему сообщаю: где
и когда это можно сделать. Единственное, делай это от свое-
го имени. Это не я тебя посылаю.
Дело в том, что даже Саньда не пользуется безоговороч-
ной поддержкой официальных структур. И многие бойцы
Саньда выступают не под флагом Ассоциации Ушу, а как са-
30мостоятельные бойцы. Много противоречий между телеви-
зионными каналами, которые транслируют соревнования
и Ассоциацией Саньда. Настолько проникла коммерция сей-
час в эти бои. Еще и сам спортсмен должен уплатить деньги
за участие. Призовые места покупаются. Судьи между собой
хорошо знакомы. Все превратилось в большую коммерцию.
Все это тоже явилось причиной неучастия в соревнованиях
в последнее время. Есть у нас в Китае такое. Если у тебя так
все средненько, то все хорошо. А как только у тебя что-то
хорошо начинает получаться, то тут же появляются завист-
ники, которые радуются возникшим у тебя проблемам.
Какой филиал Школы Яо Ченжуна наиболее силь-
ный в настоящий момент? (2009 год)
В Японии есть неплохие мастера: Кубо Исато, Мичио
Шимада, Амано Сатоши, Сайто Акиро. Они раньше занима-
лись карате Кекушинкай. У них очень хорошая база в бое-
вых искусствах. Некоторые из них были учениками Масута-
цу Оямы.
31Семинар мастера Яо Ченжуна в Японии (2014 г.)
Мичио Шимада (один из лучших учеников мастера Кэнъити
Саваи) с мастером Яо Ченжуном в Японии (2014)
Кубо Исато, Амано Сатоши и Сайто Акиро приезжали
в начале 90-х годов в Пекин проверять моё боевое мастер-
ство. Затем до 2000 года они очень часто приезжали в мой
зал для обучения и обмена опытом. Сейчас уже реже. (ма-
стера Яо Ченжуна до сих приглашают в Японию для прове-
дения семинаров).
Что означает статус «ученика» в Китайском Ушу
и в школе Яо Ченжуна?
Если говорить строго, то ученик — это тот, кто представ-
ляет своего учителя. И представляет его таким образом, что
учит других людей тому, чему он научился у своего учителя.
Не просто учит, а передает сам дух, культуру Ицюань, при-
32вивает к стилю интерес и любовь. Здесь существуют два
важных аспекта.
Во-первых, должно быть настоящее сильное желание
учиться самому и распространять учение. Должно быть же-
лание сделать то, что не успел сделать его учитель. Со своей
стороны наставник передает своему ученику все, ничего
не утаивая. Все самое лучшее, чем он обладает, чтобы по-
том, когда он будет представлять Школу, он был уважаем
и признан другими мастерами, как представитель данной
школы.
Что же дает самому ученику его статус? Это то, что он
в своем распространении Ицюань будет получать полную
поддержку своего учителя. За ним будет стоять его автори-
тет. Этот ученик уже может набирать своих учеников. Учи-
тель полностью признает его деятельность, разрешает
и всячески помогает. Спросят, допустим, меня, а кто в Рос-
сии представляет вашу Школу? И я отвечу, что есть у меня
такой-то хороший ученик. Он тренировался в моей Школе
в Пекине. Я его сам лично тренировал. Это хорошо и для
учителя. Если у него нет достойных учеников, то ему трудно
одному распространять свою Школу. Точнее сказать не рас-
пространение, а «передача» своей Школы от поколения
к поколению. Какие же обязанности ученика? Во-первых,
это поддержка доброго имени нашей Школы и своего на-
ставника.
Во-вторых, это участие в совместных мероприятиях
Школы. Например, мы можем посылать кого-то их нашей
Школы для участия в соревнованиях, проводить совместные
семинары и. т. д.
В-третьих, нужно поддерживать постоянную связь
со Школой и учителем, сообщать о положении дел в своем
33филиале Школы. Ну и элементарная вежливость. Позвонить
и поздравить учителя с днем рожденья, Новым Го-
дом и. т. д. То есть, помнить друг о друге.
34Вопрос: какой может быть разминка в Ицюань?
Мой отец говорил так: «Побегайте, разогрейте суставы,
разомните поясницу». Много зависит от места, где проходит
тренировка, от наличия времени. Минимум — 5—6 минут
разминка, а потом столбы, Шили и. т. д.
Как относятся к тренировке дыхания в Ицюань?
В Ицюань используют естественное дыхание. Когда мы
стоим, разговариваем, сидим, мы дышим естественно.
Но когда мы начинаем интенсивно двигаться, дыхание ме-
няется. Для ведения боя используется специфическое ды-
хание, которое изучается дополнительно. Оно и не глубо-
кое, и не поверхностное. Есть ряд специальных практик
по боевому дыханию, но про них мало кто знает. Когда мы
стоим в столбе, мы говорим — дыши естественно. Когда же
начнется реальный бой, то вы уже не сможете так есте-
ственно дышать. Требуется перестроить дыхание, чтобы
поступало больше кислорода и сократился временной ин-
тервал между вдохом и выдохом. Раньше мастера вообще
не желали обучать этим тонким вопросам. Некоторые
не учили, потому что не понимали сами. А некоторые уме-
ли, но не хотели учить. Почему? Потому что не были уве-
рены, что ученик научится. Отнюдь не каждый человек
способен овладеть таким дыханием. Требуются жесткие,
суровые и длительные тренировки для изучения этого ме-
тода. Это один вопрос. А второй вопрос в следующем. Тебя
могут учить движениям, технике, но не учат умению про-
являть силу. А это как раз, самое сложное и самое нужное.
Этот вопрос уже не к Ушу, а к взаимоотношениям между
людьми. Эти взаимоотношения и в мире Ушу проявляются
в полном объеме.
Есть ли в Ицюань специальные упражнения для раз-
вития силы, выносливости и других качеств, необходи-
мых в поединках?
35Есть. Это, например, бег в рваном режиме с резким из-
менением направления, бег с нанесением ударов, работа
на боксерском мешке, удары по лапам. Мы в Ицюань
не очень одобряем тренировки с отягощениями и не поощ-
ряем очаговое развитие мышц. А основная наша задача —
научиться использовать взрывную силу. Для этого разрабо-
таны свои специальные методы.
Что же это за сила, чем она отличается от обычной фи-
зической силы? Это «вся сила» в любой момент готовая про-
явиться в крайне малом пространственно-временном про-
межутке. Этого очень не просто достичь.
Все наши тренировки в Ицюань, отнюдь не останавлива-
ются на «внешнем». «Внутри» есть очень тонкие вещи. Как
музыка, например. Есть высокие и низкие октавы, есть все-
го семь нот, но их сочетание — бесконечно. В Ицюань
не много форм для работы с внутренней силой. Суть
не в количестве. Чем выше вы поднимаетесь или углубляе-
тесь внутрь, тем больше вы начинаете замечать, что вро-
де бы делаете те же формы, но внутреннее наполнение пре-
терпевает значительные изменения.
Вот, например, сегодня (одна из индивидуальных трени-
ровок с мастером) мы отрабатывали выброс силы Фали в до-
статочно проявленном виде. А можно «обозначить» эту силу
так, что распознавание ее будет возможным только через
прикосновение к телу исполнителя. И проявление этой си-
лы будет чувствоваться в виде очень маленьких колебаний.
При этом эти небольшие проявления еще и обладают каче-
ствами взрыва. Это одно из самых тонких и интересных
мест в изучении Ицюань.
В нашей Школе сформировался научный подход. Мы все
время находимся в поиске, исследовании, пытаемся понять,
36что происходит и почему. Я также надеюсь, что вы, мои уче-
ники из России, сможете не только видеть Ицюань,
но и вникнуть в него по настоящему. Чтобы смогли еще
дальше продвинуться и углубиться, найти тончайшие ноты
в Ицюань. Бывает так, что вроде бы научился что-то делать,
что-то получается, внешне все выглядит хорошо. Вот я та-
кой пример приведу. Работая с партнером в Туйшоу, можно
воздействовать на него амплитудными движениями, а мож-
но микродвижениями. Результат может быть один,
но на второй вариант потребуется значительно меньше фи-
зических сил. К тому же пока противник осознает, что изме-
нилось, у тебя уже появился шанс для атаки. Очень многие
никак не могут понять именно эти моменты, поэтому для
них этот высокий уровень остается недоступен.
Я считаю, что вслед за повышением технического уров-
ня, нужно учиться прикладывать силы как можно меньше.
И чем меньше приложено силы, тем выше уровень мастер-
ства. Человеку свойственно стареть. И физическая сила ухо-
дит. Поэтому только на основе технического мастерства
и уразумения тонких вещей, можно продолжить свой рост.
У физической силы есть свой предел. В связи с этим, учи-
тель, обладающий высокой степенью мастерства, может су-
щественно сократить время обучения своих учеников до хо-
рошего уровня.
Когда иностранцы изучают Ицюань, есть свои плюсы
и свои минусы. Как правило, у них высокий рост и крепкое
телосложение. Если они при этом еще достигнут высокого
технического мастерства и овладеют тонкостями, то их уро-
вень будет очень высоким. Но обычно возникают трудности
при переходе на следующий этап совершенствования, свя-
занный с «полутонами». И тут, возможно, трудности коре-
нятся в способе мышления и культурных различиях. Тот, кто
приезжает в Китай регулярно или на продолжительное вре-
37мя, изучает культуру, старается проникнуть в глубь вещей,
такой человек не останавливается на этом этапе роста ма-
стерства. Вот у таких людей, я верю в это, уровень может
расти постоянно.
К движениям нужно подходить с точки зрения внутрен-
ней наполненности, внутренней силы. Только тогда реально
повышается уровень. В свое время Ван Сянчжай говорил
следующую фразу, которая выражается всего восемью иеро-
глифами: «Если ты хочешь быть как я, ты умрешь. Если ты
хочешь быть похожим на меня это смерть. Если ты хочешь
учиться у меня — это жизнь». Поэтому у хорошего ученика
не обязательно все будет скопировано один к одному. Хоро-
ший ученик должен в первую очередь ухватить ДУХ учения
и его силу. Не важно, какая форма, важно достичь такого же
результата.
Хороший мастер имеет, во-первых, свои сильные сторо-
ны, которых ни у кого нет и, во-вторых, свои особенности, ко-
торых ни у кого нет. Не знаю прав я или нет, но я так думаю.
Бывают ли у Яо лаоши выходные?
Очень редко, практически нет. Кроме ежедневных тре-
нировок (2—3 раза в день), постоянно приезжают люди
из разных стран, с которыми надо дополнительно зани-
маться, уделять им внимание (в Китае нет такого понятия,
как отпуск, есть праздничные дни).
К слову, автор несколько раз на своих стажировках попа-
дал на праздничные дни. В эти дни тренировки в сокращённом
варианте тоже были. Обычно на стажировках автор трени-
ровался под руководством мастера Яо Ченжуна примеарно
от месяца до двух недель 3 раза в день в будни и 2 раза в день
в выходные. То есть выходных как таковых у мастера про-
сто нет.
38Какие перспективы развития Ицюань, по мнению
Яо лаоши?
С точки зрения дальнейшей перспективы, думаю, что
всё больше и больше людей будет заниматься Ицюань. Боль-
ше будет возможностей для занятий методами Ицюань лю-
дям разных возрастов.
В нашей школе на занятиях присутствуют все трениро-
вочные методы, начиная с базовых и заканчивая Саньшоу.
Все методы взаимосвязаны и ни один из них, ни на шаг
не отходит от основных принципов Ицюань. Везде проявля-
ется наша школа. В очень многих местах это давным-давно
потеряно. На самом деле по настоящему представлять Ицю-
ань могут всего несколько человек. Это ученики 60-х — 70х
годов.