Ранее мы уже писали о том, какие преимущества для инвестора и эмитента в себе сочетают цифровые финансовые активы (ЦФА). В этой статье рассмотрим, почему ЦФА могут стать ценным инструментом для малого и среднего бизнеса.
Напомним, что сегодня в России наиболее популярными видами цифровых финансовых активов по выпуску являются ЦФА на право денежного требования, а также гибридные ЦФА. Выпуск этих финансовых инструментов осуществляется десятью операторами информационных систем, аккредитованных Центробанком, а именно: ООО «Атомайз», ПАО «Сбербанк», АО «Альфа-Банк», ООО «Лайтхаус», ООО «Системы распределённого реестра», ООО «Токены», АО АКБ «Еврофинанс Моснарбанк», ПАО «СПБ Биржа», ООО «Блокчейн Хаб» и НКО АО «НРД». Оператор обмена на сегодняшний день всего один – ПАО «Московская биржа».
Большим экономическим шагом в это неспокойное время является упрощение процедуры привлечения средств бизнесом с помощью ЦФА. Причём рынок заимствований через цифровые активы открывается также для малого и среднего бизнеса, что позитивно для экономики России в целом.
Конечно, существуют классические формы краудфандинга и венчурное инвестирование. Однако по сравнению с ними ЦФА имеют более высокий уровень надёжности, так как работают на основе технологии блокчейн и отличаются простотой выпуска. То же самое можно сказать об инструментах фондового рынка. Но для выпуска облигаций на рынок эмитенту потребуется соблюсти массу требований, а период от начала процедуры оформления до выхода в обращение может составить более 9 месяцев. Причём для эмитента стоимость этого процесса может достигать 5% от номинала облигации. Что касается ЦФА, то срок выпуска может уместиться в одну неделю при комиссии на размещение до 1% от номинала выпускаемых цифровых активов. Снижение комиссии достигается за счёт сокращения количества посредников.
Таким образом, важным преимуществом цифровых активов для малого и среднего бизнеса является доступ к новому рынку ликвидности, где можно привлечь средства частных инвесторов просто и с меньшими расходами.
Интересным решением для эмитентов МСБ могут быть гибридные ЦФА, которые подразумевают для инвестора возможность получить в конце срока обращения актива средства, либо физический актив. Технология смарт-контрактов делает весь процесс прозрачным и надёжным, так как эмитент получает деньги только после поставки цифрового актива. Уверенности в продукте инвесторам добавляет и то, что процесс выпуска ЦФА контролируется Центральным банком России через аккредитованные платформы.
Ещё одним преимуществом цифровых активов перед классическими инструментами может стать возможность применения в них правил исламского финансирования. Это привлечёт внимание новых инвесторов.
Какие же требования выдвигаются к эмитентам ЦФА?
- Во-первых, это должна быть действующая компания;
- Во-вторых, срок существования этой компании должен превышать 1 год;
- В-третьих, бизнес может относиться к крупному, среднему и малому сегментам;
- В-четвёртых, у компании должны отсутствовать признаки банкротства и (или) основания для осуществления действий по предупреждению банкротства в соответствии с законодательством РФ;
- В-пятых, отсутствует подтверждение ухудшения финансовой устойчивости компании.
Как раз финансовая устойчивость компании позволяет определить размер выпуска ЦФА.
Таким образом, можно сделать вывод, что цифровые активы уже сейчас являются интересным инструментом для малого и среднего бизнеса с точки зрения доступности, простоты и снижения расходов на выпуск. Дальнейшая интеграция операторов информационных систем и насыщение рынка цифровых активов ликвидностью позволят МСБ привлекать средства частных инвесторов и быстрее развиваться в рамках своей сферы деятельности. Определённо, это позитивно скажется на экономике России в период геополитической нестабильности.