Огромные часы, ржавые шестеренки, старый камин, темное дерево и кирпич — подходящие декорации для того, чтобы в праздник к старому скряге пришли в гости прошлое, настоящее и будущее. «Рождественская песнь» Диккенса стала материалом для новогодней сказки в театре «Манекен». Впрочем, как убедился «Челгид», посмотреть спектакль будет полезно и тем, кому давно за...
По сути, этот текст — почти ужастик. Ну как еще можно классифицировать произведение, начинающееся с того, что деловой партнер главного героя Марли «мертв, как гвоздь в притолоке», а в числе первых гостей на Рождество оказываются могильщики? Сделать из такого спектакль с возрастным ограничением 6+ — задача если не парадоксальная, то довольно сложная. За нее взялся постановщик Игорь Бармасов.
Эбенизер Скрудж тоже поначалу не тянет на героя сказочно-положительного: чахнет над златом, жадничает по поводу и без. Даже в Рождество. Ни дама из благотворительного фонда (Наталья Кораблева), ни подчиненный Скруджа, бедный клерк Боб Крэтчет (Павел Корчевский) не могут выбить из него на праздник ни монетки, ни выходного дня.
Образ Эбенизера Скруджа, понятное дело, универсальный — что для XIX столетия с его бешено набирающим ход техническим прогрессом и перекройкой всей системы благосостояния, что для нашего цифрового века. И вопрос тут один: а что заставило (и заставляет по сей день) неглупого, талантливого в делах и наверняка когда-то привлекательного мужчину превращать себя в угрюмого затворника? Сейчас это часто называют самодостаточностью. Сам Диккенс называл своего героя в первую очередь острым, как кремень, и очень одиноким.
Скруджа в дубль играют актеры Никита Манылов и Иван Коротышев. Артисты разного возраста и разной природы, но в равной степени хорошо владеющие даром создавать смешное и милое сквозь глубокую скорбь. Этого упакованного в футляр сожалений и упущенных возможностей героя невозможно не пожалеть... особенно если на этот футляр накинуты ночной колпак и желтенькая пижамка в барашках.
— Мы сразу, через внешность и костюм, заявляем, что герой на самом деле, в глубине души — добряк, — говорит Никита Манылов. — Что касается возраста, то я играю человека, которому, по сегодняшним меркам, под 50 лет. И мысль-то тут простая: жизнь нужно ценить — здесь и сейчас. И ошибки нужно исправлять — здесь и сейчас, в любом возрасте это возможно! Я сам и как актер, и как человек задаюсь теми же самыми вопросами, задумываюсь о тех же вещах... но вот исправляю свои ошибки далеко не всегда. Да, многое вроде бы можно оправдать ритмом жизни. Однако о родных и близких людях все же нужно помнить в первую очередь.
Встряхнуть Скруджа и напомнить ему о важном и вечном придут несколько духов. Призрак прошлого в виде пылающей дамы в люстре (Ксения Рыжкова) — она покажет скряге, как опрометчиво тот отказался от любви, а также, подобно психоаналитику, поищет корень всех проблем в детстве. Дух будущего в виде смерти — без косы, но с головой в виде часов (Екатерина Полякова) — проиллюстрирует, какой камень в конце пути ждет того, чье сердце давно превратилось в такую же субстанцию. А дух настоящего, представляющий собой гибрид Деда Мороза, Майкла Джексона и бешеного то ли хорька, то ли енота (Станислав Хомков), выйдет в зал и устроит посреди спектакля небольшую вечеринку.
— Мы долго думали, как обыграть настоящее, врывающееся в сон Скруджа с лозунгом «веселись, живи здесь и сейчас», — говорит Станислав Хомков. — Если прошлое и будущее у нас выходят на сцену через часовой механизм, то с настоящим режиссер хотел поиграть, немного сломать ход спектакля. И вот влетает в зал такой Дед Мороз и показывает Скруджу — пора очнуться, что ты, мол, сидишь, как злая редиска, когда кругом чудеса, кругом такие возможности!
На создание чудесной атмосферы превосходно работают декорации — художник Катерина Ламыкина создала в верхнем зале «Манекена» настоящий временной портал в темных, мрачных тонах. Из гигантских часов, как из лифта, возникают духи — так сказать, прошлое и будущее с доставкой на дом. Из большого камина в сонную реальность Скруджа тоже проникают разные персонажи. Волшебство создается и музыкальным оформлением — все ключевые поворотные моменты сюжета артисты пропевают, выпрыгивая из подвала, как из старинной шкатулки. Написал саундтреки композитор Глеб Патрикеев.
— У меня была задача: опираясь на какие-то крупные, узнаваемые рождественские композиции, сделать что-то максимально приближенное. При этом я вдохновлялся, конечно, и литературным материалом, повестью Диккенса. Получился такой коктейль из ужастика, мистики, сказки, — рассказывает композитор. — Элементы мюзикла очень украшают эту историю, они нравятся и маленьким, и взрослым зрителям.
«Скрудж. Сны» получился спектаклем для всех возрастов, ведь вне зависимости от того, сколько лет зрителю — 6 или 46 — основной месседж считывается очень легко: помнить прошлое, жить настоящим, планировать будущее. И задуматься об этом желательно прямо сейчас — жизнь действительно пролетает как сон. Даже в сказках.
- Подписывайтесь на наш канал, а также на группу «Челгида» ВКонтакте — еще больше событий, развлечений, полезной информации!