Найти в Дзене
Капканы Истории

Дикие люди Древнего мира: Легенды о человекоподобных зверях – реальны ли они?

Оглавление
У дикого человека много имен в легендах Древнего мира. Источник: warpaintcobra/ Adobe Stock.
У дикого человека много имен в легендах Древнего мира. Источник: warpaintcobra/ Adobe Stock.

На протяжении всей истории человечества культуры всего мира были очарованы рассказами о диких, человекоподобных зверях, живущих рядом с нами. Североамериканский бигфут и гималайский йети - одни из самых известных, воплощающих концепцию "дикого человека". Но эти гиганты из легенд - лишь верхушка айсберга. От дремучих лесов Суматры, где обитает Оранг Пендек, до Алмаса монгольского фольклора, от сингапурского Человека-обезьяны Букит Тимаха до китайского Йе Рена - эти сказания сплетены в богатый гобелен тайн и интриг.

Легенда о снежном человеке, возможно, самом известном из этих диких людей, стала достоянием мировой общественности после скандального фильма Паттерсона 1967 года. Кадры, якобы запечатлевшие живого снежного человека в Орлеане, штат Калифорния, подогрели современное увлечение этими неуловимыми существами, вдохновив множество итераций в поп-культуре. Однако это увлечение не является продуктом только современной эпохи: подобные мифы передаются из поколения в поколение, и многие клянутся, что своими глазами видели этих загадочных существ.

Древние корни мифов о диких гуманоидах

Архетип дикого человека глубоко укоренился в древней мифологии, самое раннее сохранившееся упоминание - Энкиду из "Эпоса о Гильгамеше", написанного более 4 000 лет назад в Месопотамии. Энкиду олицетворяет необузданный мир природы, существующий среди животных и не тронутый цивилизацией. Его приручение и дружба с Гильгамешем подчеркивают глубоко укоренившееся стремление человека преодолеть разрыв между дикой природой и цивилизацией.

Эа борется с водяным буйволом, а Энкиду сражается со львом. (Sailko / Public Domain)
Эа борется с водяным буйволом, а Энкиду сражается со львом. (Sailko / Public Domain)

В Европе древние мифы изобиловали дикими людьми. Греки и римляне изображали фривольных существ, таких как сатиры и фавны, олицетворяющих природу и плодородие. Такие фигуры, как греческий бог Пан и его римский аналог Фавн, воплощают эти черты. Римляне также описывали кельтское божество по имени Дусиос, подчеркивая его дикую природу, чтобы отличить его от своих собственных интерпретаций диких людей. Историки считают, что эти образы берут начало в легендах неолитических культур Европы и Древней Руси, о чем свидетельствуют такие существа, как славянский Леший, хозяин леса, родственный современной концепции снежного человека.

Леший, дикий человек, является божеством-покровителем лесов в славянской мифологии. (Рыцарь поля / Public Domain))
Леший, дикий человек, является божеством-покровителем лесов в славянской мифологии. (Рыцарь поля / Public Domain))

Эволюция легенд о диких людях в эпоху Средневековья и Возрождения

В период раннего Средневековья дикий человек оставался неотъемлемой частью европейской культуры. Испанские источники IX и X веков описывают танцы с участием людей, одетых в костюмы диких людей, намекая на непреходящее наследие этих существ. Ирландский фольклор той же эпохи рассказывает о языческом короле, превращенном в зверя, что еще больше закрепляет место дикого человека в культурном сознании.

В норвежском тексте XIII века Konungs Skuggsjá описывается существо, удивительно похожее на более ранних диких людей, взятое в плен в Ирландии и с трудом понимающее человеческую речь. В ту эпоху дикие люди изображались в различных формах - от богоподобных фигур, напоминающих Пана и Фавна, до диких антропоморфных зверей.

В Европе позднего Средневековья дикий человек прочно вошел в фольклор. В XIV веке для описания этих легендарных личностей появился даже специальный термин – "вудвоз". Изображенный во множестве видов искусства, от вышивки до иллюминированных манускриптов, вудвоз часто представлялся волосатым, звероподобным существом. Эта средневековая концепция, основанная на римских и греческих источниках, иллюстрирует эволюционирующую роль дикого человека в культурных повествованиях.

Гобелен конца XV века, на котором изображен дикий человек Вудвоз, которого приручает добродетельная дама. (Cherubino / Public Domain)
Гобелен конца XV века, на котором изображен дикий человек Вудвоз, которого приручает добродетельная дама. (Cherubino / Public Domain)

Одним из интересных примеров влияния диких людей на общественные структуры является основание немецкого города Вильдеманн в 1592 году. Согласно легенде, шахтеры, обнаружившие богатое месторождение руды после встречи с диким человеком, назвали город в его честь, что отражает глубокое переплетение этих мифов с человеческой деятельностью.

Помимо мифов, были и реальные случаи, которые послужили основой для легенд о диких людях. В качестве примера можно привести Петруса Гонсалвуса, родившегося в 1537 году с гипертрихозом, вызывающим избыточный рост волос на всем лице и теле. Подаренный королю Франции Генриху II, Гонсалвус прожил жизнь, которая стирала границы между человеком и зверем, вдохновляя на такие истории, как "Красавица и чудовище".

Дикий человек, Петрус Гонсалвус, и его жена, леди Кэтрин. (Aavindraa / Public Domain)
Дикий человек, Петрус Гонсалвус, и его жена, леди Кэтрин. (Aavindraa / Public Domain)

Легенды о диких людях олицетворяет то, чем могло бы стать человечество без цивилизации, их часто изображают в виде опасных дикарей или романтизированных символов необузданной природы. В современном технологичном мире возможность существования диких людей в отдаленных лесах или горах остается умозрительной перспективой. Это непреходящее увлечение говорит о глубоко укоренившемся любопытстве к нашему происхождению и тонкой грани, отделяющей человечество от дикой природы.

Ссылки

  1. Glickman, J. 1998. Toward a Resolution of the Bigfoot Phenomenon. [Online] Available at: http://www.photekimaging.com/Support/rptcol2.pdf
  2. Husband, T. and Gilmore-House, G. 1981. The Wild Man: Medieval Myth And Symbolism. [Online] Available at: https://books.google.co.uk/books?id=LFDD4nuC1HoC&printsec=frontcover&redir_esc=y&hl=no#v=onepage&q&f=false
  3. Kerziuk, O. 2018. More Mountains with Wild Men. [Online] Available at: https://blogs.bl.uk/european/2018/05/more-mountains-with-wild-men.html
  4. TYB. 2010. 10 Beasts that Used to be Mythical. [Online] Available at: https://listverse.com/2010/04/16/10-beasts-that-used-to-be-mythical/
  • Пожалуйста, помните, что у всех нас разные мнения, подумайте, прежде чем говорить или писать что-то жестокое по отношению к другим. В конце концов, мы всего лишь люди. Чтобы поделиться опытом или оставить комментарий, просто напишите ниже.
  • Присоединяйтесь к «Истории» в Телеграм.

Дорогой друг, спасибо за чтение! Надеемся, ты оценишь скромный труд авторов этого канала. Пожалуйста, поставь лайк, подпишись на наш канал, расскажи о нем в соцсетях.

Наука
7 млн интересуются