В рамках традиционного цикла о популярных хитах прошлых лет, звучавших на «Песне года», вернемся на полвека назад. По итогам 1973 года телевизионный фестиваль «Песня» прошел в третий раз и впервые его показали в цвете. Финальный концерт фестиваля снимался на телевизионной студии «Останкино» в декабре 1973, а в эфир вышел в первый день нового 1974 года. Вели концерт Игорь Кириллов и Анна Шилова. В общей сложности в двух отделениях было 33 номера, из них для сегодняшнего обзора я отобрал 8 композиций, которые без преувеличения можно назвать легендарными. Они памятны до сих пор и любимы представителями последующих поколений, которых в 1973 году ещё и в проекте не было.
Особенность первых фестивалей «Песня» была в том, что на них звучали не только свежие песни, но и хиты из предшествующих исторических эпох, когда фестиавля ещё не существовало: 60-х, 50-х и даже 40-х годов. К тому же некоторые композиции звучали из года в год, на нескольких фестивалях подряд.
При взгляде из сегодняшнего дня программа фестиваля «Песня-73» выглядит не иначе, как список нетленных хитов, хочется описать все, но это невозможно. При отборе композиций для сегодняшнего обзора я руководствовался следующими соображениями: в публикацию вошли хиты, по времени написания близкие к 1973 году, которые звучали на фестивале впервые и ранее не рассматривались на моём канале или рассматривались очень давно.
Несколько месяцев назад у меня выходил подробный материал о песне «Золушка», которая была лауреатом «Песни-73». Композицию, прочно ассоциирующуюся с Людмилой Сенчиной, первой исполнила другая певица – Таисия Калинченко, она и выступила с ней на фестивале. Ссылку на материал о «Золушке» и другие публикации с рассказом о хитах «Песни-73» по традиции оставлю внизу под текстом.
«Мой адрес Советский Союз»
Муз. Д. Тухманов, ст. В. Харитонов Исп. ВИА «Самоцветы»
«Заботится сердце, сердце волнуется, почтовый пакуется груз, мой адрес - не дом и не улица, мой адрес - Советский Союз», - строки ненавязчиво патриотического хита про СССР знакомы даже тем, кто Советского Союза не застал, родившись позже. Впервые телезрители услышали их на «Песне-72». Стоп! Я же только что написал, что не буду брать песни, исполняемые повторно - так песни и не было. На предшествующем фестивале прозвучало только стихотворение, прочитанное его автором Владимиром Харитоновым.
Без песни на его стихи по сей день не обходится ни один концерт на 9 мая. Песня «День победы» с музыкой Давида Тухманова была написана в 1975 к 30-летней годовщине окончания Великой Отечественной войны, а двумя годами ранее тот же поэт сочинил стихи к другому большому юбилею - 50-летию образования Советского Союза. Он не был уверен в том, что его творение подойдет для песни и по итогам юбилейного для страны года прочитал его без музыки, а придать стихам песенную форму решился Давид Федорович Тухманов. Он развеял сомнения автора, выразив уверенность, что песня получится и даже знал, кто сможет её исполнить.
Композиция была предложена Юрию Маликову, руководившему вокально-инструментальным ансамблем «Самоцветы».
Запись этой песни ансамблем была отправлена на музыкальный конкурс, при этом ни авторов, ни исполнителя почему-то не указали, а песня возьми - да и выиграй. Вскоре «Мой адрес - Советский Союз» обрел славу всесоюзного хита, и стихи Харитонова вновь зазвучали на фестивале «Песня», но уже из уст солистов «Самоцветов» под музыку Давида Тухманова.
Для ВИА эта песня на долгие годы станет «визитной карточкой», без которой не обходился ни один концерт. Строчкой из этого хита Юрий Маликов озаглавил свою книгу «Мой адрес – не дом и не улица».
После распада СССР, когда отрицалось всё советское, песня некоторое время не исполнялась, но вскоре снова стала звучать, вернувшись в концертную программу «Самоцветов».
«Взрослые дочери»
Муз. О. Фельцман, ст. Н. Доризо, исп. О. Воронец.
«Огней так много золотых», «От людей на деревне не спрятаться», «Мне мама тихо говорила», - строки этих нетленных хитов середины прошлого века вышли из-под пера поэта Николая Доризо. Поэт, написавший яркие хиты в 50-60-х, прожил долгую жизнь и творил на протяжении многих десятилетий.
На «Песня-73» звучала трогательная жизненная песня на его стихи – «Взрослые дочери». Музыку написал мэтр легкого жанра, именитый композитор-песенник – Оскар Фельцман.
«Дочери, дочери,
Взрослые дочери,
Выросли вы невзначай.
В детстве вам матери
Счастье пророчили,
Прочь отводили печаль»,
- по-матерински проникновенно пела Ольга Воронец. Для неё эта композиция стала узнаваемым хитом в репертуаре.
К сожалению, каких либо сведений о времени и обстоятельствах написания произведения я не нашел. Есть записи выступления Воронец, подписанные 1971 годом. Песня также фигурирует в исполнении Майи Кристалинской, издана в серии «Антология советской песни» за 1972 год. Исходя из этих данных, песня появилась примерно в начале 70-х, она может быть и старше, но достоверных фактов, на это указывающих, в моём распоряжении нет.
«Дрозды»
Муз. В. Шаинский ст. С. Островой. Исп. Г. Белов
В 1973 году на советской эстраде взошла звезда Геннадия Белова. Обладатель мягкого чарующего тембра, покорившего многих слушателя – выходец из художественной самодеятельности. Он не имел профессионального образования, трудился слесарем на комбинате, параллельно занимаясь вокалом у Василия Щербакова.
Счастливым билетом для Белова стало знакомство с композитором Владимиром Шаинским, автором хита, который принес певцу известность.
«А Вы слыхали, как поют дрозды»,
- эта песня Шаинского на стихи Сергея Острового впервые прозвучала по всесоюзному радио голосом Геннадия Белова как раз в 1973 году и сразу стала хитом. В тот же год он дебютировал с ней на фестивале «Песня-73». Это выступление считается первым появлением певца на телеэкранах.
«А Вы слыхали, как поёт Белов, тот что с комбината Красной розы»,
- такую пародию на хит сочинили в народе, обыгрывая факты биографии исполнения.
Ныне певца Геннадия Белова относят к разряду «подзабытых» исполнителей советской эпохи, хотя строки и мелодии исполненных им хитов прочно засели в сознании многих поколений: «На дальней станции сойду, трава по пояс», «Хлеба налево, хлеба направо», «Травы, травы, травы не успели от росы серебряной согнуться» и так далее. Подробнее о судьбе и творчестве исполнителя можно прочитать в материале моего канала по ссылке под текстом.
«Серебряные свадьбы»
Муз. П. Аэдоницкий, ст. Е. Шевелевой Исп. В. Толкунова
В советский период Валентина Толкунова была завсегдатаем фестиваля «Песня года». Впервые она выступила как раз на «Песне-73», представив сразу две композиции: старинную «Одинокую гармонь» Бориса Мокроусова и хит «Серебряные свадьбы».
«Серебряные свадьбы, не гаснущий костер, Серебряные свадьбы, душевный разговор» -
красивая песня на стихи Екатерины Шевелевой полюбилась слушателям и ушла в народ. Сама Толкунова признавалась, что именно с этой песней связывает своё «творческое рождение». На фестивале Игорь Кириллов объявил её не по фамилии, а как "первую исполнительницу песни".
Песня, написанная в предыдущем, 1972 году, предназначалась не Толкуновой и попала к ней волею случая. «Серебряные свадьбы» положил на музыку Павел Аедоницкий и предложил песню вокально-инструментальному ансамблю «Орэра». Композитор хотел, чтобы премьерное исполнение состоялось на его юбилейном вечере, однако коллектив приехать не смог. Павлу Кузьмичу ничего не оставалось, кроме как искать им замену, и он попросил спеть Толкунову. Ей пришлось в кратчайшие сроки разучивать композицию. Песня произвела фурор и на долгие годы закрепилась в репертуаре Толкуновой как одна из «визитных карточек».
«Серебряные свадьбы» - знаковая песня и для исполнительницы, и для автора стихов. Екатерина Васильевна Шевелева – личность известная в литературных кругах, поэтесса, писательница, журналистка. В песенной культуре она оставила след, сочинив слова песен, которые исполняли Иосиф Кобзон, Майя Кристалинская, ВИА «Самоцветы» и другими. Немало песен на её стихи было и в репертуаре Валентины Толкуновой, а «Серебряные свадьбы», пожалуй, один из главных хитов в наследии Екатерины Шевелевой. Это тот случай, когда при живых авторах песня стала народной, вошла в сердца, звучала и продолжает звучать на застольях, семейных праздниках, в компаниях.
«За того парня»
Муз. М. Фрадкин, ст. Р. Рождественский. Исп. Л. Лещенко.
Преисполненные символизмом стихи Роберта Рождественского с музыкой Марка Фрадкина звучали в исполнении мастодонтов советской эстрады: Муслима Магомаева, Иосифа Кобзона, Льва Лещенко.
Исполнительскую версию Льва Валериановича считают наиболее популярной. Ветеран сцены и в современную эпоху появлялся с песней «За того парня» в патриотических и военных концертах, а полвека назад представил её на фестивале «Песня-73».
Появилась песня двумя годами ранее, приурочена к 30-летию начала Великой отечественной войны. Первое исполнение было актерским. В 1971 году она прозвучала в кинофильме «Минута молчания» её спел Александр Кавалеров, сыгравший в картине одну из ролей. Фильм по мотивам повести Анатолия Рыбакова «Неизвестный солдат» снял режиссер Игорь Шатров.
Лещенко запел «За того парня» в 1972-м. С ней молодой артист поехал представлять Советский Союз на конкурс в Сопоте, где стал лауреатом.
«Мелодия»
Муз А. Пахмутова, Ст. Н. Добронравов, исп. М. Магомаев
В 1973 году появилась песня, ставшая олицетворением любви и преданности двух знаменитых пар: великого певца Муслима Магомаева и оперной дивы Тамары Синявской и авторов произведения: семейного и творческого тандема композитора Александры Пахмутовой и поэта Николая Добронравова.
Редкий концерт обходился без композиций Пахмутовой и Добронравова и, конечно, рассказ о «Песне-73» без песни «Мелодия» невозможен. Её, без преувеличения, можно причислить к культовым произведениям советской эпохи.
Прозвучит тавтологично, но «Мелодия» началась как раз с мелодии. Александра Николаевна сочинила очень красивую, оригинальную и сложную музыкальную тему. На неё Николаю Николаевичу захотелось написать стихи. Музыка ему очень понравилась, но из-за особенностей мелодического строения с текстом пришлось повозиться.
«Там третьи и четвёртые строчки с очень перебивающимся ритмом. И ударение почти на каждом слоге — „ДнИ-чтО-нА-мИ-прОй-дЕ-нЫ“»,
– объяснял Добронравов.
По словам поэта, это была одна из самых сложных подтекстовок в его жизни. На неё ушло очень много времени.
Пахмутова предложила песню для исполнения Магомаеву в благодарность за то , что Муслим Магометович согласился спеть «Героев спорта», приуроченных к олимпиаде 1972 в Мюнхене, от которой первоначально отнекивался, сватая её Эдуарду Хилю. Пообещав подарить ему хит, Пахмутова уговорила Магомаева, а «Мелодией» исполнила обещанное.
Магомаеву песня понравилась сразу. Певец часто просил авторов вносить правки «под себя», но в данном случае его устроило всё. Премьера композиции в исполнении Магомаева состоялась в феврале 1973 года.
Магомаев и Синявская ещё не были женаты, их романтические отношения бурно развивались. В тот момент, когда появилась «Мелодия» возлюбленная певца находилась на гастролях, Муслим Магометович напел ей песню по телефону. В брак они вступили в следующем 1974 году.
«Мгновения» и «Песня о далекой родине»
Муз. М. Таривердиев ст. Р. Рождественский, исп. И. Кобзон
Муслима Магомаева прочили в исполнители песен для сериала «17 мгновений весны». Он вышел на экраны как раз в 1973 году, обрел культовый статус и стал важным культурным событием года. Естественно, что песни из этой картины были представлены в программе «Песни-73». Спеть их за кадром, а следом и на фестивале, довелось не Магомаеву, а другому прославленному певцу – Иосифу Давидовичу Кобзону.
«Мгновения» и «Песня о далекой родине» - два равнозначных хита композитора Микаэла Таривердиева и поэта Роберта Рождественского, имеют общую историю,На фестивале «Песня-73» два хита в исполнении Кобзона, прозвучали подряд, друг за другом во второй части концерта.
12-серийная сага по роману Юлиана Семенова – жемчужина режиссерского наследия Татьяны Лиозновой и композиторского наследия Микаэла Таривердиева. Музыка в этом фильме имеет важное значение, служит созданию атмосферы, способствует раскрытию образов
«Мне нужен был именно такой композитор, который не шел вслед за материалом, а силой своей индивидуальности, своего мироощущения привнес бы в картину то, чего ни я, ни оператор, ни актеры не смогли бы выразить»,
- говорила Лиознова. С этой задачей Михаил Леонович справился отлично.
Шпионская тема композитора не очень вдохновляла, хоть он и имел опыт работы в этом жанре, от предложения Лиозновой он даже подумывал отказаться, но, прочитав сценарий, дал согласие. В книге «Я просто живу» композитор рассказывал, что, создавая музыку к фильму, стремился выразить мысли и чувства человека, оказавшегося на чужбине во время страшной войны.
Стихи Роберт Рождественский не писал специально для фильма. Когда Лиознова пригласила его поработать над фильмом в качестве поэта-песенника, Роберт Иванович предложил ей два уже готовых стихотворения, по содержанию перекликающихся с настроением и характером музыки Таривердиева. Всё совпало.
Исполнителя выбирали из нескольких кандидатов. Финальное слово было за Лиозновой. Главный претендент - Магомаев - записал оба произведения, но его исполнение режиссер отвергла.
«Татьяна Михайловна просто сказала: «Нет» (эта маленькая женщина умеет сказать с жёсткой безапелляционностью). И предложила переделать. Я отказался»,
- рассказывал Магомаев.
Причину отказа сам Магомаев объяснил тем, что он спел эти песни «по-западному», «по-френкасенатровски», как выразился сам исполнитель, а сегодня бы сказали – «по-фирменному». Для иллюстрации образа разведчика нужен был другой вокал и другая манера, и Муслим Магометович признавал, что в контексте поставленной задачи у Кобзона получилось лучше.
«Манера пения и характер голоса Иосифа Кобзона как нельзя лучше совпали с образом Штирлица. Я так и сказал Лиозновой, послушав запись Иосифа: «Не надо было, Татьяна Михайловна, приглашать меня. Вы же прекрасно знали и мой голос, и мою манеру»
– говорил Магомаев
Эпилог
Большинство представленных в статье исполнителей выступили в программе «Песни-73» не единожды. Вторые исполненные ими песни звучали на фестивале не первый раз, но не упомянуть их совсем считаю неправильным.
Муслим Магомаев второй год подряд вышел на сцену фестиваля с хитом Рождественского и Бабаджаняна «Благодарю тебя».
Воронец помимо песни «Взрослые дочери» исполнила «Гляжу в озера синие». Главный хит композитора Леонида Афанасьева с поэтичным образным текстом Игоря Шаферана звучал в фильме «Тени исчезают в полдень»- 1971 года, за кадром исполнила Екатерина Шаврина. На «Песне года» она звучала дважды, по итогам 1972 её представила Тамара Синявская.
ВИА «Самоцветы» также выступили дважды. Этому коллективу принадлежит первенство в исполнении хита «Увезу тебя я в тундру». Почти одновременно с ними её стал петь Кола Бельды, которому песня подошла по фактуре и прочно ассоциируется с ним как «визитная карточка». Колоритный нанаец запел «Увезу тебя я в тундру» на «Песне-72», а год спустя её же пели «Самоцветы».
Об этих песнях в разное время я уже рассказывал на канале. В завершение разговора делюсь ссылками на ранее опубликованные материалы с подробным рассказом о хитах- лауреатах «Песни-73».
Спасибо, что дочитали до конца. Буду рад Вашим лайкам и подпискам на канал. Слушайте любимые песни и помните, что разговоры о музыке всегда субъективны.