Найти в Дзене
Журнал МУЗилка

Как создавались песни к сериалу «Семнадцать мгновений весны»?

Оглавление

К 90-летию композитора Микаэла Таривердиева.

Композитор М. Л. Таривердиев
Композитор М. Л. Таривердиев

15 августа могло бы исполнится 90 лет Микаэлу Леоновичу Таривердиеву, чьи песни и музыка стали саунд-треком целой эпохи. Маэстро работал не только на эстраде, в его творческом наследии есть и классические произведения – оперы, симфонии, балеты. Сам композитор всегда высказывал большее пристрастие к академической музыке, но широкая аудитория знает его, прежде всего, по песням и работе в кино. Большинство его самых знаменитых песенных произведений прозвучали именно в фильмах. О творчестве Михаила Леоновича речь на моём канале заходила неоднократно, и, когда подоспел юбилей, оказалось, что многие широко известные его произведения уже фигурировали в предыдущих статьях в том или ином контексте. Делать традиционную для юбилейных дат подборку хитов в такой ситуации я посчитал не целесообразным. Решил обратиться к теме, которую задумывал уже очень давно: поговорить об одном из ярких эпизодов в творческой биографии композитора, а именно, о музыке из культового советского телесериала «Семнадцать мгновений весны» и песнях, впервые прозвучавших в этой киноленте и вошедших в «золотой фонд» узнаваемых и любимых советских хитов.

-2

Удачный союз режиссера и композитора.

12-тисерийный телефильм, жанр которого в терминах современной эпохи определяется как «шпионский детектив», основывался на романе писателя Юлиана Семенова. Он же выступил автором сценария. Сериал режиссера Татьяны Лиозновой была представлена советскому зрителю в 1973 году. В некоторых источниках фигурирует информация, что стартовой точкой в истории картины стал 1969 год, телефильм был утвержден, когда книга ещё не вышла в печать. Изначально его должен был снимать другой режиссер, но Лиознова загорелась желанием воплотить на экране сценарий Семенова и стала бороться за фильм, связалась с автором и убедила его отозвать сценарий с «Ленфильма» и передать ей.

Кинорежиссер Т. М. Лиознова.
Кинорежиссер Т. М. Лиознова.

В атмосфере фильма и в эмоциональном впечатлении, который он произвел, важнейшую роль сыграла музыка Микаэла Таривердиева. Музыковеды и киноведы отмечают, что в данном случае не уместно говорить, что музыка «сделала фильм», также не корректным будет и утверждение о том, что музыка стала известна и любима благодаря культовому статусу киноленты. «17 мгновений весны» - это показательный пример удачного переплетения творческих парадигм композитора и режиссера – Лиозновой и Таривердиева.

Михаил Леонович не случайно считается одним из величайших советских кино-композиторов, он умел чувствовать кадр, его музыка не только оформляла и обрамляла фильм – она самодостаточна, глубока и эмоциональна. К моменту съемок «17 мгновений весны» за плечами композитора был большой опыт подобной работы, он стал автором музыки к трем десяткам картин. Татьяна Михайловна приняла твердое решение пригласить в качестве композитора именно его и не прогадала.

«Мне были знакомы взгляды Таривердиева на роль музыки в кино, ведь я была слушательницей его лекций, когда он преподавал во ВГИКе, а я там училась. И мне нужен был именно такой композитор, который не шел вслед за материалом, а силой своей индивидуальности, своего мироощущения привнес бы в картину то, чего ни я, ни оператор, ни актеры не смогли бы выразить», - говорила режиссер кинофильма о своём выборе.

Ранее Таривердиев уже писал музыку к фильму шпионской тематики «Ошибка резидента», но всё же большая часть киноработ, к которым он причастен, носит совсем другой характер, и всякие шпионские страсти были композитору не особо интересны, а потому предложение Лиозновой он принял далеко не сразу и даже подумывал отказаться.

«Знаешь, – сказал он тогда, – что-то мне надоели фильмы про шпионов», – цитирует своего мужа Вера Таривердиева.

Специалисты в области кинематографа отмечают, что с современной точки зрения фильм «17 мгновений весны» - это не совсем шпионский детектив, он не слишком остросюжетен и действия в нём маловато по мерам более поздних образцов того же жанра. Основная активность главного героя Штирлица на протяжении всего фильма – интеллектуальная. Он думает. Перед композитором стояла сложнейшая задача озвучить мыслительную деятельность, и это как раз то, что мастерски мог сделать и сделал Таривердиев.

Согласие на работу композитор дал после ознакомления со сценарием. История, изложенная Юлианом Семеновым, его зацепила с точки зрения личности, чувств и переживаний героя, от этого композитор и отталкивался при написании музыки.

«Писать музыку к обычному политическому детективу было неинтересно… И я стал думать о том, что испытывает человек, который был заброшен в Германию много лет назад, во время этой страшной войны», - вспоминал композитор.

Из такого подхода и родились две главные музыкальные темы – ностальгическая и философская и две песни на стихи Роберта Рождественского – «Песня о далекой родине» и «Мгновения». В фильме их исполнил Иосиф Давидович Кобзон. Это было ещё одно попадание в точку, большая удача для певца. Обе композиции прочно закрепились в его репертуаре, он продолжал исполнять их вплоть до последних дней жизни.

И. Д. Кобзон - исполнитель песен в т.ф. "Семнадцать мгновений весны".
И. Д. Кобзон - исполнитель песен в т.ф. "Семнадцать мгновений весны".

Рождение и запись композиций «Мгновения» и «Песня о далекой Родине»

Ход своих мыслей, определивших идею и настроение главной музыкальной темы к фильму и «Песни о далекой родине» Михаил Таривердиев воспроизводит в своей книге «Я просто живу»:

«Что же должен чувствовать этот человек? Ну, конечно, меру ответственности, чувство долга. Но что главное? Мне казалось, что он должен чувствовать тоску по дому. А что такое тоска по дому? Это тоска по людям, по жене. Это очень романтично, но что-то не то. А может быть, все-таки тоска по небу, по своему небу?.. Ведь небо везде разное. Вот небо ялтинское — оно другое, совершенно другое, чем в Москве. Небо в Берлине — тоже».

По предложению Таривердиева в фильме появился образ журавлей, летящих по небу и не знающих границ, несмотря на войну. Путем долгих бесед композитор и режиссер пришли к мысли, что в основе музыки, её характера, должно лежать чувство ностальгии. Его композитор и воплотил теме «Воспоминание» и в «Песне о далекой Родине».

Композитор пишет, что по его мнению именно эта эмоционально-эстетическая линия пройдет через весь фильм, однако масштабность и многосерийный формат, предполагали, что нужна будет ещё одна тема. Изображались последующие месяцы войны, что наводило на мысль об ускользающих мгновениях жизни – появился философский мотив и центральная тема второго песенного произведения, воплощенная в стихах Роберта Ивановича Рождественского.

Выдающийся поэт Роберт Рождественский неоднократно выступал в качестве автора текстов песен для кинофильмов. Судя по имеющейся информации, стихи, ставшие поэтической основой песен к фильму, к моменту съемок были уже написаны. Когда Татьяна Михайловна Лиознова обратилась к поэту, он счел подходящими два своих произведения начала 70-х годов и предложил их режиссеру.

Всё совпало: посыл композитора, характер музыки, поэтические строки и вокал Иосифа Кобзона. Хотя спеть эти песни за кадром мог вовсе не Кобзон. На роль исполнителя пробовались многие певцы того времени, в их числе был, например, Вадим Мулерман, но главным претендентом считался Муслим Магомаев. В истории советской эстрадной музыки закрепилось представление о некоем «соперничестве» между Кобзоном и Магомаевым, они нередко «делили» одни и те же знаменитые песни.

Магомаев – вокалист с уникальным голосом, и, казалось бы, пригласить его для исполнения – беспроигрышный вариант. Он был в числе первых кандидатов и даже сделал записи обеих песен, но Лиознову они не устроили. Как известно, режиссер была женщиной строгой, со своими четкими представлениями о творческом процессе, и каков бы ни был статус и уровень таланта исполнителя, если не то, значит – не то.

Вот, как об этом вспоминает сам Муслим Магометович:

«Татьяна Михайловна просто сказала: «Нет» (эта маленькая женщина умеет сказать с жёсткой безапелляционностью). И предложила переделать. Я отказался. Я такой, какой есть, и подделываться под разведчика не могу, не хочу и не буду».

В книге «Я просто живу» есть упоминание о том, что Магомаев будто бы обиделся на композитора из-за этих песен, хотя сам певец это опровергает, говоря, что общался и получил отказ от Лиозновой, а не от композитора. Более того, в своих воспоминаниях Магомаев сам признает, что его записи не совсем подходили под контекст. «Песню о далекой Родине», по словам музыканта, он спел «по-американски», «по фрэнкосенатровски», а Кобзон идеально вписался в фильм.

«Манера пения и характер голоса Иосифа Кобзона как нельзя лучше совпали с образом Штирлица. Я так и сказал Лиозновой, послушав запись Иосифа: «Не надо было, Татьяна Михайловна, приглашать меня. Вы же прекрасно знали и мой голос, и мою манеру». И она согласилась», - вспоминал Магомаев.

Сойдя с экрана, песни зажили своей жизнью, заняв место в сердцах и в умах слушателей, пелись другими исполнителями. Приведу несколько кавер-версий «Песни о далекой родине».

В близкой к классической манере её прекрасно исполнял Дмитрий Хворостовский

В проекте "Старые песни о главном" 1998 года поёт Леонид Агутин

Неоднократно, в своём узнаваемом стиле знаковые советские песни с переменным успехом перепевала рок-певица Светлана Сурганова с «Оркестром». Прозвучала в её исполнении и легендарная композиция из фильма «Семнадцать мгновений весны».

Антиплагиат или детективная история музыки из детективного фильма

Так уж повелось, что какого автора ни возьми, то и дело в вопросах музыки вплывает тема плагиата. Попадаются люди, которые считают, что чуть ли не вся российская музыка сворована, другие выстраивают своё рассуждение от банальной фразы, что «нот всего семь». Это две крайности, втиснутся между которыми в вопросах, когда речь идет о возможном заимствовании и сходствах, которые исторически имеют место во всех сферах культуры, оказывается крайне сложно. Поэтому во многих случаях я стараюсь обходить эти моменты стороной, обошел бы и в этот раз, если бы речь не шла о громкой истории, которая, если судить по интерпретациям СМИ, переросла чуть ли не в международный скандал, а на выходе всё оказалось шито белыми нитками, а так называемый плагиат «дутым».

Дело касается мелодии «Песни о далекой Родине», в которой после выхода картины на экран расслышали сходство с музыкой из французского кинофильма «История любви». Её автора зовут Френсис Ле или Фрэнсис Лей, второй вариант написания имени русскими буквами в СМИ встречается чаще.

Однако же в 70-х годах подозрения в том, что Таривердиев «слямзил» музыку у Ле, породили массу слухов и домыслов. Пишут, что композитора подвергли травле и напрямую задавали вопрос, действительно ли он своровал музыку. Поговаривали даже, что СССР заплатил Франции неустойку за этот плагиат.

Однажды Михаила Леоновича вызвал к себе Тихон Хренников. Именитый музыкант, автор многих знаковых советских песен в те годы занимал административный пост главы Союза Композиторов. Оказывается, в организацию пришла телеграмма, подписанная именем французского автора. В ней значилось:

«Поздравляю Вас с успехом моей музыки в советском фильме».

В воспоминаниях композитора и его супруги рассказывается, что Михаил Леонович, подвергшийся на фоне скандала настоящей травле, обращался во французское посольство и попросил содействия связаться с французским композитором. Ле телеграммой ответил, что никакой депеши в Союз композиторов не оправлял. Документ этот до сих пор имеется в распоряжении Веры Таривердиевой. В послании говорилось, что Ле не видит заимствований в музыке «Семнадцати мгновений весны» с его творением и не считает работу советского композитора плагиатом, а коль сам автор претензий не имеет, то и говорить – не о чем.

В комментариях специалистов указывается, что интонационно творения Таривердиева и Ле действительно схожи, но мелодически они совершенно разные, а в наши дни компьютерное сравнение подтвердило разницу в звучании.

Другие песни

По изначальной задумке песен в фильме должно было быть больше. Сам Таривердиев называет цифру 10. По его словам, изначально фильм планировался 10-серийным, и к каждой предполагали написать отдельную песню, но в хронометраж не уложились и серий стало 12, а от большого количества песен отказались, чтобы не перегружать фильм. В процессе работы потребовалось дополнить картину инструментальными темами. В различных источниках информация о количестве написанных и планируемых песен разнится. В сети можно найти некоторые произведения, которые обозначены как «не вошедшие в картину».

Например, в репертуаре Иосифа Кобзона есть песня «Сыну» Микаэла Таривердиева на стихи Роберта Рождественского.

В некоторых источниках растиражирована информация, что в изначальной версии сценария должна была быть сцена, где Штирлиц встречает жену и сына, и песня соотносилась с этим эпизодом. Но сценарий был изменен, композиция оказалась лишней и в фильм не вошла. «След» этой песни в картине, однако, сохранился в инструментальной теме «Дороги».

Есть и другая версия происхождения этой песни. Согласно ей, в 1974 году, когда у Кобзона родился сын, его друг, поэт Роберт Рождественский написал по этому поводу стихотворение, которое потом стало песней с музыкой М. Таривердиева.

Также в качестве «не вошедших в фильм» фигурируют песни «Города» и «А ты любишь».

Прошло уже почти полвека с того времени, когда советский зритель прильнул к экранам, наблюдая историю про Штирлица, дополненную музыкой Таривердиева. Фильм памятен до сих пор и музыка из этого сериала продолжает звучать и находит новых слушателей. Уже в XXI веке киномузыка Таривердиева была издана в Великобритании и снискала огромную популярность. Произошло это благодаря лидеру Ретро-группы «The Real Tuesday Weld». Пребывая в России, Стивен Коутс открыл для себя творчество Таривердиева и познакомил с ним своих соотечественников. Он лично встречался с вдовой композитора, переписывал записи.

«Чем больше я слушал Таривердиева, тем четче у меня вырисовывалась мысль, как много мы теряем в Британии и США, ничего не зная об этой удивительной музыке», - говорил Коутс в интервью, опубликованном на портале Colta. В материале указывается, что зарубежные рецензенты поставили Таривердиева в один ряд Эннио Морриконе, Нино Рота, Мишелем Леграном.

Микаэл Таривердиев - большой композитор, его творческое наследие обширно. К юбилею композитора захотелось осветить один из небольших эпизодов его творческой судьбы. Ниже представлены ссылки на
избранные материалы канала, в которых рассматриваются другие знаменитые произведения Микаэла Леоновича.

Материал носит ознакомительный характер, базируется на информации открытых источников.

Спасибо, что дочитало до конца. Буду рад лайкам и подпискам на канал. Слушайте любимые песни, смотрите фильмы и помните, что все разговоры о музыке, как и о кино, всегда субъективны.

Читайте также:
"Три маленьких принца в российской песенной культуре" - песня "Маленький принц" на стихи Н. Добронравова
"На тихорецкую состав отправится. Ирония судьбы известной песни".
"Вспомним песни на стихи Андрея Вознесенского". - композиция "Не исчезай", муз. М. Таривердиев.