«Гляжу в озера синие, в полях ромашки рву, зову тебя Россиею, единственной зову»,
- очень теплая, нежная композиция о России. Строки поэта Игоря Шаферана зазвучали из уст Екатерины Шавриной за кадром многосерийного фильма «Тени исчезают в полдень». Сойдя с киноэкрана, композиция станет одной из самых узнаваемых как в репертуаре артистки, так и в творческом наследии автора музыки – композитора Леонида Афанасьева.
Фильм «Тени исчезают в полдень», в терминах современной эпохи именуемый «сериалом» или «телероманом». Многосерийный телевизионный фильм-сага, как определяли его ранее, снимался режиссерами Валерием Усковым и Владимиром Краснопольским на студии «Мосфильм» на протяжении 1970-1971 годов. Премьера состоялась в 1972-м.
В основу сериала легло одноименное литературное произведение Анатолия Иванова. «Тени исчезают в полдень» - один из самых известных его романов, опубликованный в 1963 году. В написании сценария на основе книги принял участие сам Иванов, его соавтором выступил Арнольд Витоль. Главные роли исполнили Петр Вельяминов и Нина Русланова. В качестве композитора был приглашен Леонид Викторович Афанасьев.
О композиторе Леониде Афанасьеве.
Уроженец Города Томска появился на свет в 1921 году. В конце 40-х – начале 50-х годов обучался в Алма-Атинской и в Московской консерваториях у таких мастеров, как Евгений Брусиловский и Арам Хачатурян. Композитор оставил обширное творческое наследие, в котором видное место занимает музыка к кинофильмам. «Тени исчезают в полдень» - одна многих картин, где звучат его мелодии. К моменту выхода фильма у него как у кинокомпозитора был солидный послужной список. «Память сердца» 1958 года – самостоятельный режиссерский дебют легендарной Татьяны Лиозновой, «Когда деревья были большими» (1961 г, реж. Л. Кулиджанов), «Письма к живым» (1964, реж. В. Виноградов), «Хозяин тайги» (1968, реж. В. Назаров), с режиссерами «Тени исчезают в полночь» Краснопольским и Усковым работал над фильмом «Таежные письма» в 1965-м году.
Самым первым в композиторской фильмографии значится малоизвестная картина «Признание» 1956 года.Фильм, как и многие другие с музыкой Афанасьева, посвящен Великой Отечественной войне, эта тема для композитора знаковая и личная.. Леонид Викторович – фронтовик, один из тех деятелей советской музыкальной культуры, кто принимал непосредственное участие в сражениях, имеет ряд орденов и наград. Тема войны проходит через разные ипостаси его творчества, ярко отражена в его академических произведениях, «Друзьям-однополчанам» - симфония Афанасьева, датированная 1969-м годом.
Наследие Афанасьева как академического композитора включает концерты, симфонические поэмы, вокальные циклы, оперетту «Калифорнийский сувенир».
Как появилась песня «Гляжу в озера синие»
В истории песни «Гляжу в озера синие» также обнаруживается след Великой Отечественной войны. В некоторых источниках указывается, что композиция была написана специально для сериала, однако, судя по имеющейся информации, это не совсем так. Изначально песня к фильму не планировалась, музыка Афанасьева существовала в инструментальном варианте, текст был написал Игорем Шафераном на готовую мелодию, когда съемки уже вовсю велись и даже подходили к завершению.
Мелодия же появилась задолго до 70-х годов, её рождение возводят как раз к времени Великой Отечественной войны. Интересный эпизод, раскрывающий обстоятельства её создания, описан в материалах блога волгоградской библиотеки имени Шолохова. Мелодию военный летчик Афанасьев придумал во время одного из своих 116 боевых вылетов, совершенных в годы войны. Устав после боевого задания, он стал искать удобное место для приземления и передышки. Внизу был водоём. В синей глади отражалась небо. Будущий именитый композитор, увидев эту картину, вдохновился, в голове зазвучала музыка, которая помогла ему долететь. Позже он записал мелодию. Насколько достоверен этот эпизод - однозначно сказать сложно, но история красивая.
Если верить описанному, то получается, что мелодия дошла до слушателя спустя более чем полтора десятилетия после окончания войны, когда Афанасьев решил использовать её для многосерийной картины «Тени исчезают в полдень». Звучала ли она где-то ранее - выяснить не удалось. Инструментальная тема используется в каждой серии, и только в пятой Екатерина Шаврина запела песню.
Шаферан проникся мелодией, почувствовал её характер и создал соответствующие стихи, как будто знал историю рождения мелодии. Указывается, что эта песня стала первым опытом сотрудничества поэта и композитора.
Кто исполнял песню?
В исполнении Екатерины Шавриной песня выходила на пластинках 1972-1974 годов.
Как это часто бывало в советское время, она оказалась не единственной, кто включил в репертуар это произведение. В те же годы популярный хит Афанасьева и Шаферана зазвучал из уст других популярных артисток.
Иногда в качестве первой и главной исполнительницы вспоминают не Екатерину Шаврину, а Ольгу Воронец. Она была одной из первых, пела эту композицию на фестивале «Песня-73».
Композиция дважды становилась лауреатом "Песни года". Годом ранее, в 1972, её представила Тамара Синявская.
Композицию также включила в свой репертуар Валентина Толкунова.
Уже в XXI веке к этой композиции обращались современные популярные певицы разных поколений, в частности – Валерия и Наталья Подольская.
На сборных праздничных концертах по ТВ проникновенную песню о России неоднократно исполняли дуэтом две видных участницы разных сезонов шоу «Голос» – Елена Максимова и Валентина Бирюкова.
А какие ещё песни написал композитор Леонид Афанасьев?
В Википедии написано, что Леонид Афанасьев известен, прежде всего, как автор песен. При взгляде из современной эпохи, с точки зрения меломана, выросшего на позднесоветской и постсоветской музыке, его имя не столь узнаваемо на фоне ряда других композиторов-песенников, творивших в 50-70-х гг. С ходу, на вскидку не каждый сможет вспомнить ещё что-нибудь. Песенное наследие Леонида Викторовича насчитывает более 200 произведений, и в своё время многие были популярны. Первой широко известной песней называют «Переулок на Арбате» на стихи Бориса Гайковича. Песня датирована 1955-м годом. Исполнитель – Владимир Трошин. Звучала в кинофильме «Утренние поезда» (1963).
В творческом наследии Афанасьева есть несколько песен, тексты к которому написали известные поэты, чьи имена прочно ассоциируются с самой известной женщиной-композитором Советского Союза – Александрой Пахмутовой – её супруг Николай Добронравов и друг семьи Сергей Гребенников. Оба указаны авторами текста песни «Синий лед» композитора Леонида Афанасьева, написанной для фильма «Хоккеисты» 1964 года. Прозвучала в исполнении Олега Анофриева.
Произведения писателя Анатолия Иванова оказались спутниками успеха песен композитора Афанасьева, он же писал музыку для экранизации другого известного романа этого автора – 19-серийной эпопеи «Вечный зов». В фильме прозвучало пять его песен. Продолжилось и соавторство Афанасьева с поэтом Шафераном, Игорь Давидович напишет тексты к двум песням для этой картины: «Как прекрасна жизнь» и «Родина, помни нас».
Песня «Вечный зов родной земли», часто обозначающая как одноименная фильму - «Вечный зов», написана на стихи Владимира Фирсова.
Это лишь небольшая часть знаменитого песенного наследия композитора. К другим образцам его творческого наследия, возможно, обратимся в следующих публикациях.
Леонид Викторович Афанасьев ушел из жизни в 1995 году, в возрасте 74 лет, покоится на Кунцевском кладбище.
О России написано огромное количество песен, как пафосно-патриотических, так и тихих, лирических. Наряду с «Русским полем» Яна Френкеля и Инны Гофф песня «Гляжу в озера синие» Леонида Афанасьева и Игоря Шаферана вспоминается как одна из проникновенных, пропитанных искренней любовью к Родине.
Есть упоминания, что в начале 90-х, когда встал вопрос о выборе гимна для вновь возникшего государства – Российской Федерации – «Гляжу в озера синие» - была в числе вариантов. А в 2020-2022 годах ввиду известных обстоятельств эта песня упоминалась пользователями сети в числе возможных альтернатив Чайковскому для замены гимна на Олимпиадах в Токио и Пекине. Эти факты сами по себе уже многое говорят о популярности песни и её значении для слушателя.
Материал основывается на информации из открытых источников, рассчитан на широкую аудиторию.
Спасибо, что дочитали до конца. Буду рад вашим лайкам и подпискам на канал. Слушайте хорошие песни и помните, что разговоры о музыке всегда субъективны.