Найти тему
Журнал МУЗилка

«Чукча в чуме ждет рассвета». 7 песен в исполнении Кола Бельды.

Оглавление

«Увезу тебя я в тундру» и некоторые другие произведения из репертуара советского певца нанайского происхождения.

Колоритной фигурой в советской песенной культуре стал нанаец по национальности, прославившийся под именем Кола Бельды. На советской эстраде он выступал от лица всех малочисленных народов Сибири и Дальнего Востока, представив публике некий собирательный образ. Кола Бельды исполнял аутентичные фольклорные произведения якутов, саамов, нанайцев и других северных народов и песни советских композиторов. Репертуар артиста был многообразен, включал и лирические, и энергичные композиции, но наиболее известными в глазах широкой аудитории стали те, которые по эстетике и содержанию соотносились с образом и происхождением певца.

Исполнитель с большим вокальным диапазоном, удостоенный негласного статуса «Золотого голоса севера», подкупал публику своей харизмой и обаянием, вызывая у зрителей и слушателей добрую улыбку.

Кола Бельды – это сценическое имя, при рождении будущему певцу дали нанайское имя Колан, а в паспорте, как советский гражданин, был записан Николаем Ивановичем. Коллеги и современники певца вспоминают, что он любил, когда к нему обращались «на русский манер» - Николай, Коля, Николай Иванович.

Судьба уроженца маленького села Муха Хабаровского края сложилась удивительным образом. Ввиду особенностей быта нанайского народа точная дата его появления на свет неизвестна, в паспорте было указано 2 мая 1929 года. Равно осиротевший нанайский мальчик после гибели отца на охоте был отдан на воспитание дяде и дедушке. Будучи 14 лет от роду, в разгар Великой Отечественной войны мальчик решает бежать на фронт. Он покидает родное село пешком, попадает на Тихоокеанский флот, становится юнгой на корабле. Будучи по возрасту малым для фронта, он «прибавил» себе 2 года, на такое ухищрение шли многие юнцы, желавшие сражаться за родину. В одной из передач, посвященных Кола Бельды, вдова музыканта обнародовала его военный билет, где годом рождения значился 1927. Участвовал в военных действиях против Японии летом 1945 года, имел награды: Орден Oтечественной войны II степени и медаль Ушакова.

Принято считать, что травмы детства стали причиной заикания, эта речевая особенность могла бы стать критичной для артиста. У Кола Бельды она проявлялась при разговоре, но пропадала, когда он начинал петь. Вокальные способности проявились в годы военно-морской службы, он принимал активное участие в самодеятельности, вошел в состав Ансамбля песни и пляски Тихоокеанского флота. Демобилизовавшись, начинающий певец решает получить профессиональное образование вдали от родных мест – в городе Саратове. О его поступлении в телеэфире рассказывали забавный случай, правдивость которого оставим на совести телевизионщиков. Во время исполнения экзаменационного произведения Кола Бельды забыл слова и начал петь «тарабарщину». В ответ на недоумение комиссии находчивый юноша заявил, что перешел на нанайский язык, которого в Саратове, естественно, никто не знал.

Николай сначала хотел пойти по пути академической музыки, однако, как вспоминают свидетели событий, оказался в этой нише не совсем органичен. Важной вехой в его карьере стал переезд в Москву. Отправной точкой успешной карьеры считается фестиваль молодежи и студентов 1957 года, где Кола Бельды предстал во всей красе, став одним из показателей интернационализма и многогранности советской культуры. Благодаря фестивалю певец обратил на себя внимание видных деятелей культуры и политики, в числе которых оказался автор советского гимна Сергей Михалков и партийный функционер Екатерина Фурцева, вскоре занявшая пост Министра культуры. Выделяясь благодаря особенностям внешности и происхождения, Кола Бельды нашел свой образ и во многом стал его заложником, получив «зеленый свет» и покровительство как популяризатор культуры народов Севера.

«Увезу тебя я в тундру»

Широкая популярность к певцу пришла в начале 70-х годов. В 1972 году он представил нашу страну на фестивале в Сопоте и вошел в историю как первый советский артист, удостоенный призового места. Кола Бельды получает вторую премию. Публику покорила исполненная им энергичная северная песня «Увезу тебя я в тундру», ставшая впоследствии «визитной карточкой», с которой он неразрывно ассоциируется. Чаще всего певец упоминается в СМИ именно в связи с этой песней, её строки выносятся в заголовки биографических материалов о музыканте.

Песня и исполнитель стали настолько неразрывны, что многие думают, будто композиция писалась специально «под него», и именно он первым представил её публике. Свидетели советской эпохи наверняка помнят, что это не так. Песня композитора Марка Фрадкина в этом году отметила полувековой юбилей. Она была написана 1971 году. Текст песни, вышедший из-под пера поэта Михаила Пляцковского, как будто бы намекает на первого исполнителя. «Сколько хочешь самоцветов мы с тобою соберем», - поется в одной из строчек. Главный хит в своей карьере Кола Бельды «выпросил» у Юрия Маликова.

Песня стала одной из первых в репертуаре «Самоцветов». Ещё безымянным коллектив «под управлением Юрия Маликова» выступил в телеэфире, исполнив, в том числе, и песню про тундру. Произошло это в эфире программы «С добрым утром», в конце передачи объявили конкурс на название для коллектива. Из множества предложенных вариантов выбор пал на «Самоцветы». Была ли прямая связь между песенной строчкой и названием легендарной группы, или это просто совпадение - можно только догадываться.

О том, как песня попала в репертуар Кола Бельды, Юрий Федорович рассказывал:

«Мы с ним были как друзья. Я уже был руководителем ансамбля. Он ко мне подходит и говорит «Вот эта песня, мне кажется, она может мне подойти». У меня не было ни нот, ничего. Я ему дал клавир».

Надо ли говорить, что чутьё не подвело музыканта, песня не просто ему подошла, а стала «судьбоносной». Пусть её уже и знали в других вариациях, но кто бы ни пел эту песню до и после Кола Бельды, становление хита в историческом масштабе связано именно с его исполнением.

«Увезу тебя я в тундру» звучала дважды звучала на «Песне года». В 1972 – в исполнении Кола Бельды, а в следующем – 1973 её представили первые исполнители – ВИА «Самоцветы»

В начале 70-х песню также исполняли Лев Полосин и Борис Кузнецов. Их версия была выпущена на миньоне.

«Песенка о терпении» («Чукча в чуме»)

У простых советских граждан, далеких от этнографии, представления о малых коренных народах Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока были крайне обобщенными. Одним из источников формирования этих представлений в общественном сознании как раз и стало песенное творчество Кола Бельды. Героями его песен были и якуты, и нанайцы, и чукчи и другие. Его «приписывали» к представителям разных северных национальностей. В некоторых источниках певца до сих пор ошибочно почему-то именуют якутом, но чаще певца ассоциировали с чукчей – пожалуй, самым известным и популярным представителем народов Крайнего Севера, который стал героем целой серии забавных советских анекдотов. На своих выступлениях в перерывах между песнями, этнический нанаец нередко рассказывал анекдоты про чукчей, тем самым укрепляя ассоциации с ними. Хотя на самом деле нанайцы и чукчи – очень сильно разные народы и живут на огромном расстоянии друг от друга. В заглавие данной статьи я решил вынести строчку одной из песен, которая глубоко укоренилась в сознании и вошла в культуру. Выражаясь современной, принятой в интернет-пространстве терминологией, песня стала «вирусной».

«Чукча в чуме ждет рассвета»

- своего рода «мэм советской эпохи». Как поговорка и устойчивое выражение нередко используется в повседневной речи, и сегодня уже далеко не все помнят первоисточник.

Музыкальная композиция «Чукча в чуме», или «Песенка о терпении» - как она официально называется – творение заслуженных авторов. Музыку написал Игорь Гранов, стихи – Леонид Дербенев. Мэтр советской песенной поэзии допустил в этой песне этнографическую неточность, тем самым, скорее всего, не умышленно, растиражировав популярное заблуждение. Специалисты в области этнографии расскажут вам, что чукча в чуме на самом деле не живет, он живет в яранге. И то, и другое – разновидности мобильного жилища северных народов, чум считается одной из универсальных форм, используется ненцами, хантами, эвенками, некоторыми финно-угорскими народами. С точки зрения конструкции жилища между чумом и чукотской ярангой есть разница. Однако песня – это не научный трактат, а поэт не обязан быть специалистом-этнографом, и даже такие легендарные авторы как Л. Дербенев позволяли себе подобные допущения.

Яркий образ, обаятельное исполнение Кола Бельды и популярность «стереотипного образа» чукчи способствовали широкой узнаваемости произведения.

Композитор Игорь Гранов - создатель ВИА "Голубые гитары". Этот коллектив также исполнял песенку про "Чукчу в чуме" как совместно с Кола Бельды, так и самостоятельно. Записи датированы 1987-1988 годами.

"Песня оленевода"

Популярным образом многих песен репертуара Коля Бельды стал кормилец и спутник жителей Крайнего Севера – олень. Об этом животном, как о наилучшем виде транспорта исполнитель поёт в одном из своих первых узнаваемых хитов:

«Паровоз - хорошо,
Пароход - хорошо,
Самолёт - ничего,
А олени лучше!»

«Песня оленевода» написана композитором Модестом Табачниковым, авторами текста значатся два поэта – Владлен Бахнов и Яков Костюковский. О дате и обстоятельствах создания этой песни я точной информации не нашел. Судя по всему, писалась песня специально «под Кола Бельды», в сети есть упоминания о том, что вживую она исполнялась уже в 60-е годы. Есть видео из советского телеэфира, датированное 1969 годом.

В том же году на миньоне была издана «Песня рыбака», составив компанию заглавной композиции и известному произведению композитора Г. Пономаренко и поэтессы И. Кашежевой о городе Нарьян-Маре. Эту песню я уже рассматривал в статье из рубрики «Музыкальная география».

В 1971 году вышел первый «диск-гигант» или, как бы сегодня сказали, «полноформатный альбом» певца с характерным для изданий советской эпохи названием «Полет Кола Бельды». Там наряду с «Тундрой», «Песней рыбака», «Нарьян-Маром» и рядом других известных в своё время композиций была представлена и «Песня оленевода».

-2

«Ты меня ещё не знаешь»

Автор «Нарьян-Мара» Григорий Пономаренко написал музыку нескольких произведений репертуара Кола Бельды, в том числе песни «Ты меня ещё не знаешь». Она исполняется от лица северянина, который представляется не очень подходящей кандидатурой в женихи и стремится доказать возлюбленной, что он «лучше всех». Текст Виктора Дюнина.

В реальной жизни с женитьбой у исполнителя проблем никогда не было, в брак он вступал трижды, знакомые певца и журналисты указывают, что колоритный мужчина всегда пользовался успехом у противоположного пола.

«Песня влюбленного якута»

Тема любви и образы севера переплетаются в нескольких известных произведениях Кола Бельды. К таким относится и композиция «Песня влюбленного якута», также вошедшая в состав первой пластинки исполнителя.

«Мне до любимой ехать только день
Совсем немного – 200 километров»,

- эти слова, наверняка, запомнились многим меломанам эпохи и последующих поколений.

Музыку написала известная певица и композитор – Людмила Лядова. Автором текста на пластинках указан Н. Старостин. Ввиду распространенности фамилии утверждать, о ком именно идет речь, не решусь. Меня часто читают сведущие люди, участники музыкального дискурса прошлых эпох. Если кто-то из вас располагает подробной информацией о поэте – буду благодарен за ценные дополнения.

«Приезжай ко мне скорей»

Ямал, из-за своего русского названия стал объектом шуток и загадок в стиле: «Полуостров, который сам говорит о своём названии». В действительности же его площадь велика.

«Полуостров наш Ямал
По названию скромный.
Убедишься - он не мал,
Он, как мир, огромный»,

- пел Кола Бельды в песне «Приезжай ко мне скорей». Текст по содержанию немного переплетается с главным хитом исполнителя «Увезу тебя я в тундру». Наполненные северными образами стихи написал уроженец Курской области Николай Федорович Шумаков. Музыка композитора Алексея Мажукова.

«Есть на севере хороший городок»

Не так давно на моём канале выходила статья, посвященная песенному творчеству председателя Союза композиторов Тихона Николаевича Хренникова. Песня «Есть на Севере хороший городок», в 70-е годы вошедшая в репертуар Кола Бельды, тогда не попала в поле моего внимания. Пользуясь случаем, решил наверстать упущенное. Этой композицией открывается телевизионный фильм-концерт «Поёт Кола Бельды» 1977 года.

К моменту выхода фильма песне Тихона Хренникова уже было 35 лет. Написала она в разгар Великой Отечественной войны, в 1942 году. Текст принадлежит перу частого соавтора ранних песен Тихона Николаевича, тезке и родному деду известного спортивного журналиста, поэту Виктору Гусеву. В книге Анатолия Железного «Песенная летопись Великой Отечественной войны» указывается, что к написанию стихов его подтолкнул фильм «Свинарка и пастух», над которым Хренников и Гусев работали вместе, первый - как композитор, второй - как поэт-песенник и сценарист. Рассуждая над тем, как могла бы сложиться судьба героев, Виктор Михайлович, оттолкнувшись от заглавной строчки «Есть на Севере хороший городок» придумал новый текст на мотив «Песни жениха», написанной для фильма. Хренников переработал музыку: «Новые слова потребовали изменения музыкальной фактуры», - вспоминал композитор. Так появилась самостоятельная песня. Первыми исполнителями стали артисты Ансамбля Александрова, они пели это произведение во время выступлений в годы войны.

В последствии песню подхватили другие исполнители, в том числе Кола Бельды, чья версия оказалась наиболее известной.

Эпилог

Николай Иванович Бельды был большим, ярким и самобытным артистом. Своим северным колоритом он прославился не только в СССР, но и за его пределами, много гастролировал. Энергетика, талант и высокий художественный уровень исполнителя покорили людей разных стран, возрастов и музыкальных вкусов. О посещении в свои молодые годы концерта Кола Бельды восторженно отзывался лидер группы «Чайф» Владимир Шахрин. Компанией увлеченных рок-музыкой друзей, и одетых соответствующим образом, они решили пойти на не свойственный им концерт» контраста ради. На выступление пришло всего несколько человек, тем не менее не певец не стал отменять концерт и вместе со своими музыкантами выложился по полной. Молодые рокеры услышали совсем не то, что ожидали.

«Мы получали колоссальное удовольствие, которое вскоре начали бурно выражать - свистеть, улюлюкать, хлопать. Мы попали поистине на роскошный концерт. В самом конце мы, шесть панков-неформалов, стоя, устроили Бельды овацию. Стояли дураки дураками, в этих ремнях, ботинках, заклепках и аплодировали артисту» - вспоминал Шахрин.

К сожалению, многие популярные в своё время артисты, заканчивают жизнь скромно, в тени. Так случилось и с Николаем Ивановичем Бельды. Последние годы он провел в Хабаровске, решив переехать поближе к родным местам, оказался не востребован. Кола Бельды покинул этот мир 21 декабря 1993 года в возрасте 64 лет, оставшись ярким явлением отечественной музыки в памяти многих меломанов и простых советских граждан.

Материал рассчитан на широкую аудиторию, носит развлекательный характер, базируется на данных открытых источников,

Спасибо, что дочитали до конца. Буду рад вашим лайкам и подпискам на канал. Слушайте любимые песни и помните, что все разговоры о музыке всегда субъективны.

Читайте также:
Музыкальная география. 7 советских песен о городах и регионах России, в том числе "Нарьян Мар мой, Нарьян Мар".

Композитор Тихон Хренников. 7 памятных песен