Найти в Дзене
Лапша Медиа

Слово против пушек: как психологические и информационные войны велись в древности

Оглавление

Информационная и психологическая войны — понятия не новые. Влиять на моральный дух противника начали еще в древности. Искусство управления мыслями, психическими состояниями и поступками людей формировалось, совершенствовалось и хранилось как тайное оружие жрецами, правителями и военными деятелями Вавилона, Египта, Китая, Древней Греции и Рима. Подробнее о военных хитростях тех лет — в нашем материале.

Чтобы достичь превосходства и выполнить военные цели, в древности зачастую пугали противника боевой мощью, которая, как правило, была мнимой. Так, перед походом в Грецию в 480 г. до н. э. персидский царь Ксеркс I распространил слухи о силе своей армии, заявляя, что «если все персидские воины выстрелят из луков, то стрелы затмят Солнце». Он даже отпустил к своим пойманного греческого лазутчика, которому предварительно показал свое многочисленное войско. Слухи о превосходстве своей армии и оружия распространяли также Чингисхан и Ганнибал. До начала сражения эти полководцы говорили о боевых слонах, ядовитом дыме «огненных змеях» и других средствах поражения, которые якобы имелись у них в наличии.

Иногда психологическая война приводила к нежелательному эффекту, на который противник вовсе не рассчитывал. Так, в XVI веке испанцы, выдвинувшие против Англии «Непобедимую армаду», стали распространять в Англии тайно напечатанный памфлет с целью дискредитации королевы Елизаветы I. В злополучном тексте ее обвинили в распутстве. Авторство этого опуса приписывалось эмигрантским кругам. Но англичане были сильно возмущены тем, что эмигранты клевещут на их королеву. В итоге на сторону монаршей особы стали даже те, кто до этого не высказывал ей поддержки.

Боевые слоны как средство устрашения

Слоны применялись в военных операциях из-за своего роста и массивности. В боевой броне и с шипами на бивнях они устрашали противника, могли легко сметать солдат только поворотом головы, а также пугали лошадей, которые отказывались бросаться в бой, при виде этих крупных животных.

При этом слоны не были полностью неуязвимы. С примерно 240 года до н. э. древние римляне использовали свиней как оружие против них. Считалось, что свиньи сильно пугали слонов визжанием и заставляли их топтать своих же солдат. А чтобы животные издавали громкие звуки и бежали на врага, их поливали смолой и поджигали.

Несмотря на пугающий и устрашающий вид, в активе боевых слонов не так уж много выигранных битв. Даже в сражении при Рафии (217 г. до н. э.), где этих животных использовали и египтяне, и селевкиды, выиграл Египет, у которого не было превосходства в количестве «живых танков». Карфагенянам использование слонов тоже не принесло значимых успехов. Все перечисленные народы так или иначе пытались усовершенствовать «живое оружие», вешая на боевых слонов защитные элементы. Но поскольку это не приносило результата, от их применения стали постепенно отказываться.

Примерно к I веку до н. э. на Западе боевых слонов перестали использовать. Но на Востоке они и в Средние века были в ходу — в Иране, Китае, Аравии и, конечно же, Индии. Однако лишь индусы сохраняли за ними реальное боевое значение вплоть до XVIII века. В других случаях слонов предпочитали использовать в качестве транспорта, иногда на них крепились возвышения для лучников, лишь в редких случаях слоны использовались для ближнего боя.

Битва при Пелусии

Битва при Пелусии в 525 г. до н. э. стала решающей между фараоном Псаметиком III (он же Псамменитус) и персидским вождем Камбисом II. Камбис, оскорбленный тем, что отец Псамменита, Амасис, отправил ему «фальшивую дочь», решил вторгнуться в Египет и жестоко отомстить.

Камбис попросил дочь Амасиса в наложницы и Амасис, не желая такой жизни своей плоти и крови, послал дочь покойного царя Априя. Женщина рассказала Камбису о своей истинной личности, и Камбис не мог вынести оскорбления со стороны Амасиса. Однако к тому времени, когда он начал свою военную кампанию, Амасис умер, а фараоном стал Псамменит, но персидского вождя это не остановило.

Он сосредоточил свое внимание на том, что одной из самых почитаемых богинь Древнего Египта была Бастет, ее часто изображали с телом женщины и головой кошки; богиня дома, любви, плодородия, танца, женщин и тайн. В Древнем Египте кошек так высоко ценили, что убийство этого животного наказывалось смертью.

Камбис II, зная, что египтяне почитают кошек, нарисовал изображение Бастет на щитах своих солдат и, кроме того, выстроил перед своей передовой линию собак, овец, кошек, ибисов и других животных, которые были дороги египтянам. Египтяне под предводительством Псамменита, увидев богиню на щитах врагов и опасаясь сражаться, чтобы не причинить вреда присутствующим животным, сдали свои позиции и обратились в бегство. Псамменитуса взяли в плен, и Камбис обращался с ним довольно хорошо, пока он не попытался поднять восстание и не был казнен. Так закончился суверенитет Египта, поскольку он был аннексирован Персией и с тех пор много раз переходил из рук в руки, прежде чем, наконец, стал провинцией Рима. Говорят, что Камбис после битвы швырял кошек в лица побежденных египтян, презирая их желание сдать свою страну и свободу, опасаясь за безопасность животных.

Тактика Гедеона

Одним из древнейших примеров психологического давления на противника стало использование Гедеоном светильников и кувшинов в крупном сражении с мидийцами. Об этом говорится в седьмой главе Книги Судей. У армии Гедеона было худшее положение, чем у мидийцев, последние превосходили в живой силе и собирались нанести сокрушительный удар. При обычном сражении шансов на победу было бы мало, поэтому Гедеон пошел на хитрость. Он нашел способ, как вызвать неразбериху в стане врага.

Согласно тактике того времени, на каждые сто воинов должны были приходится один трубач и один человек со светильником. Если дать тремстам воинам светильники и трубы, то противник решит, что на него надвигается армия численностью 30 тысяч человек. А поскольку в то время нельзя было включить и выключить свет, как сейчас, то надо было накрывать факелы кувшинами, чтобы получить эффект внезапности.

И Гедеон велел снабдить всех отобранных солдат светильниками и кувшинами. Кроме того, каждый боец, помимо накрытого кувшином светильника, нес еще и трубу. Гедеон приказал этим воинам окружить лагерь врага. Затем по его сигналу — а он сам подал пример — все кувшины разбивались один за одним, и бойцы громко затрубили в трубы.

Мидийцы проснулись в панике и неразберихе, не понимая ситуации вокруг, они набросились друг на друга. Еврейский летописец, описывая произошедшие события, полагал, что разгром противника произошел по воле Бога. Потом мидийцы обратились в бегство, а люди Израиля их преследовали. На какое-то время евреи справились с угрозой со стороны мидийцев, позже Гедеон нанес сокрушительный удар по Мидии.

Троянский конь

Троянский конь, пожалуй, самый известный пример психологической операции в истории. В XII веке до нашей эры греки безуспешно осаждали город Трою в течение десяти лет. Затем они разработали план, как заставить троянцев подумать, что они сдались. Греки оставили гигантского деревянного коня в качестве мирного предложения. Троянцы ввели коня внутрь городских стен, не подозревая, что там полно греческих воинов. Той ночью солдаты сошли с лошади и открыли городские ворота, позволив остальной греческой армии разграбить Трою. Так был взят непреступный город.

Казни Влада Цепеша

Известный персонаж литературы, а потом и кинематографа граф Дракула имел прототипа в реальной жизни. Им был сын правителя румынского княжества Валахии Влад III, который получил прозвище Цепеш (в переводе «колосажатель»). Этот исторический деятель отличался страшной жестокостью. Считается, что, сажая на кол, он умертвил около 100 тысяч человек.

В 1462 году, когда турки напали на его земли, чтобы напугать их, он приказал выставить разлагающиеся трупы заключенных с содранной кожей перед армией султана Мехмеда II.

Неизвестно, откуда у румынского правителя такое зловещее и извращенное воображение. Хотя, возможно, эта жестокость появилась в нем в 1442 году, когда его отец по прозвищу Дракул, то есть дьявол, отправил Влада и его брата Раду жить к турецкому султану Мурату II, который являлся его союзником в противостоянии с венграми. Но Цепеш не хотел быть разменной монетой в политических играх отца и жаждал власти. При помощи мусульман он убил своего отца и в 1448 году взошел на престол Валахии. Но из-за своих больших амбиций он разошелся и с турками. За это время он проявил все свое хладнокровие, сажая врагов на кол. Этот ужасный способ умерщвления так ему нравился, что, когда в Валахию приезжали иностранные вельможи, он устраивал пышные празднества в окружении трупов.

Считается также, что Влад III был одним из первых, кто применял биологическое оружие, хоть и примитивное. Во время военного противостояния с турецкими захватчиками в XV веке он использовал больных сифилисом, туберкулезом или проказой. Их переодевали в османов и отправляли во вражеский лагерь, чтобы заразить бойцов.

Об эффективности такого метода сложно судить, ведь ощутить его влияние было возможно, только если заболеет значительное количество вражеских солдат. Кроме того, если бы произошла вспышка одного из этих заболеваний, в особенности проказы, то в хрониках тех времен остались бы упоминания об этом. В случае сифилиса все обстоит еще более непонятно и загадочно, потому что с этим недугом можно жить много лет, прежде чем оно нанесет видимый урон здоровью и приведет к слепоте или параличу. Однако это не отменяет того факта, что эту авантюрную идею опробовали на практике.

«Прелестные письма» Разина

В восстании под предводительством Степана Разина, которое переросло в антиправительственное движение 1670—1671 годов, принимали участие казаки, мелкие служилые люди, бурлаки, крестьяне, посадский люд, а также к нему присоединились многие представители народов Поволжья: чуваши, марийцы, мордва, татары и башкиры.

Во время своего похода на Москву Разин для «вербовки» сторонников использовал «прелестные письма». В них он давил на болевые точки, призывал обиженных и угнетенных властью примкнуть к его шествию, направленному против ненавистных бояр и помещиков.

Распространение этих бумаг возымело эффект. К весне 1670 года у Разина было уже более 5 тысяч сторонников, к октябрю 1670-го насчитывалось уже 50 000 человек.

-2

В следующих материалах расскажем, как велись информационные войны в XX веке и в современности. Подпишитесь на «Лапша Медиа», чтобы не пропустить!