О том, кем работают его родители маленький Толя не знал. Он со старшей сестрой вырос под опекой родственников, которые его любили, но полностью заменить отца и мать не могли. Ребенок переживал, считая, что от него скрывают какую-то правду…
Но чем старше он становился, тем больше понимал, что родители находятся на какой-то важной работе, ведь мать раз 5 лет приезжала. Обнимала детей, плакала и плохо говорила по-русски, будто этот язык был для нее неродным.
Впрочем, Толя помнил то время, когда они с родителями были вместе в другой стране. Отец служил по дипломатической линии, в их доме часто бывали иностранцы, один из них любил брать Толика на руки и показывать ему забавные сценки. Отец дружил с ним. Этот актер с интересом относился к идеям коммунизма, рассказывал о своем бедном безрадостном детстве, да и детей любил, мечтая о большой многодетной семье.
Ребенок не знал, что это был Чарли Чаплин.
А другим его взрослым товарищем, который умел рисовать забавные картинки, стал Уолт Дисней.
Потом Анатолий будет утверждать, что именно эти люди зародили в его сердце любовь к искусству кино. Но то случится еще нескоро.
А пока Толя учился в школе в Москве, очень старался, чтобы далекие родители могли им гордиться.
Только в юности он узнал, что его отец и мать действительно трудились на опасной и ответственной работе. Они были советскими разведчиками-нелегалами.
Как сын кузнеца оказался полиглотом
Михаил Мукасей (отец Анатолия) родился в Белоруссии в далеком 1907 году, все мужчины в его семье были кузнецами, а сам он увлекся идеями нового времени и уехал в Ленинград поступать на рабфак. Талантливого молодого человека заметили, увидели его тягу к иностранным языкам и пригласили учиться в Институт восточных языков.
В Ленинграде он познакомился со студенткой биофака Елизаветой Емельяновой, которая приехала учиться сюда из далекого Ташкента. Елизавета тоже происходила из простой семьи, ее родители работали в имении княгини Амбразанцевой, мать была горничной, отец – мельником.
Пара поженилась, а в 30 лет Михаил по заданию партии отправился учиться в разведшколу.
Умный, прекрасно знающий языки, умеющий сходиться с людьми – именно такой разведчик был нужен молодой советской республике. Важно было не только установить связи с коммунистическими партиями во всем мире, показать людям в других странах притягательность идей справедливого мироустройства, но и добывать для страны ценную информацию.
Первое задание
Впервые за границу на работу Михаил Мукасей выехал с женой и двумя детьми: старшей четырёхлетней дочерью Эллой и годовалым Анатолием. Это произошло в 1939 году. Мукасей стал вице-консулом при советском посольстве в США.
Его подготовка и переезд оказались стремительными потому, что бывший там до него разведчик провалился из-за нелепой случайности: его жена, не проверив карманы, сдала в химчистку его пиджак, где лежали секретные документы. Так пара провалилась, а после ареста и обмена вернулась в Советский Союз.
На их месте оказались Мукасеи.
Правда, разведчиков прикрывала дипломатическая неприкосновенность, но и они старались, как могли, в частности, именно им удалось найти доказательства того, что Япония не будет нападать на СССР. Эта информация, которую подтверждал и Рихард Зорге дала возможность советскому командованию перебросить военную силу с Дальнего Востока в Центральную России.
В 1943 году семья вернулась в Москву.
Нелегальная работа
К нелегальной работе супруги Мукасеи стали готовится уже в середине 1940 годов. Началась «холодная война» и теперь им предстояло превратиться в настоящих «иностранцев» - стать нелегалами, получив иностранные документы, легенду, фамилии и имена.
Готовились они несколько лет, сначала уехал глава семьи, за ним последовала жена. Дети остались в Москве.
Дочь Элла запомнила их отъезд:
«Мы попрощались, и отец почему-то не вышел в дверь, а выпрыгнул в окно и пошел через задний двор. «Так надо», - объяснила мама. Потом она сказала, что должна поехать к папе, поскольку они «выполняют особое задание». Мне было очень тяжело без мамы. Ночами плакала».
«Зефир» и «Эльза»
Разведчики переезжали из страны в страну: Чехословакия, Швейцария, Мексика, США, Израиль. Добропорядочная супружеская пара, глава семья которой занимался бизнесом, не вызывала подозрений.
Часто выручала сообразительность. Оказалось, что метки в швейцарском паспорте легко устранять с помощью минеральной воды, а передавать сигнал в эфир можно маскируя шнур от рации под шнур пылесоса.
А большая уборка в доме, стирка и глажка белья может прикрывать переговоры с Центром.
Супруги позже признавались, что очень скучали по своим детям, но считали, что брать их с собой было бы лишним риском, поэтому довольствовались редкими встречами.
«Мы с сестрой не видели своих родителей в общей сложности лет двадцать. В Москве нас опекали и занимались нами очень добрые и образованные «шефы», - вспоминал Анатолий Мукасей.
Правда, в 1958 году разведчики смогли приехать в СССР на целый месяц, их дочь выходила замуж, а сын Анатолий успел познакомить родителей со своей невестой – симпатичной начинающей актрисой Светланой Дружининой. Родители выбор одобрили. И никто не знал тогда, что Светлана станет популярной. Снимется в знаменитых «Девчатах» и «Дело было в Пенькове», а потом уйдет в режиссуру и снимет тех самых «Гардемарин».
А Анатолий навсегда выберет для себя судьбу оператора. «Большая перемена», «Дайте жалобную книгу», «Чучело», «По семейным обстоятельствам» - это все его работы.
Они понимали, что могут и не вернуться домой
Профессия, которую выбрали супруги Мукасеи, таила в себе множество опасностей, и они это осознавали. Но понимали, что их деятельность нужна Родине, поэтому и были готовы к каждодневному риску.
Как и многие разведчики, они знали, что могут не вернуться домой, волею обстоятельств оставшись под чужим именем здесь, в другой стране.
Так однажды из Центра им пришло сообщение, что один из советских нелегалов опасно заболел, попал в больницу, нужно срочно его проведать.
Когда Михаил Мукасей приехал в эту больницу и представился кузеном заболевшего, медсестра с упреком заметила ему, что тот уже скончался и просил никого к себе не пускать, так как с родственниками отношений не поддерживает.
Мукасеи срочно выправили документы, подтвердившие родство, похоронили своего товарища, а потом использовали эту могилу как место встреч с агентами. Так умерший разведчик даже после смерти продолжил свою службу.
Но несмотря на все трудности, Мукасеи многое сумели сделать для своей страны и тихо вернулись домой в 1977 году, выйдя на заслуженный отдых. Они преподавали в ГРУ, никому не рассказывая о своей деятельности. И только перед самой смертью смогли выпустить книгу о своей 30-летней работе в других странах.
Наверное, в награду за преданную службу судьба подарила им долгую жизнь. Михаил Мукасей скончался в 2008 году через несколько дней после своего 101-летия, а его супруга пережила его на год, умерев в 97 лет.
Похоронили легендарных разведчиков в одной могиле.
Так получилось, что их имена долгое время были известны только узкому кругу лиц, но самих супругов это не смущало. Ведь успешным считается не тот разведчик, о котором знает вся страна, а тот, который не допустил своего провала, выполнив порученное ему дело до конца.
О судьбе другой известной семьи читайте в статье: