И все-таки история движется по спирали. Еще каких-нибудь 35 лет назад советская интеллигенция мечтала избавиться от цензора в лице вредного партработника. Какое, казалось бы, наступило счастье, когда цензура исчезла как мартовский снег вместе с растворившимся в тумане Советским Союзом!
Какие перспективы открывались! Пиши, снимай, танцуй, пой… Делай что хочешь. Никто тебе не указ.
Правда, на сцену хлынули почему-то не высокохудожественные произведения, а разный ширпотреб: «поющие трẏсы» вместо серьёзных певиц, ругающие нецензурно артисты, гоняющие друг за другом как клоуны на арене цирка, пошловатые юмористы и прочее.
Ну а что касается писателей, то и среди них нашлись такие, что лучше бы их не было. Такие небылицы сочиняли про русских, русскую историю и русских героев прошлого, что лучше бы не появиться этим людям на свет Божий.
Но тогда было такое время. Очернения всего. Разнузданного безумия и бездумного потребительства.
Пена немного схлынула, но обнажила личности писателей, которые вроде как откровенные гадости не высказывали, но Родину свою, увы, не любили.
Одного из них вы, мои уважаемые читатели, прекрасно знаете. Это Григорий Чхартишвили, более известный как Борис Акунин *.
Его книги о приключениях Эраста Фандорина или о перипетиях отечественной истории знают многие. Все книжные магазины страны были ими буквально завалены. А их автора называли «классиком», пророча ему славу великих Пушкина, Чехова, Шолохова. По итогам 2022 года Акунин являлся самым продаваемым писателем в России. С 2014 года он редкий гость в нашей стране, предпочитая проводить дни в туманном Лондоне.
Сам Акунин относился к своим российским читателям с некоторой иронией, заявлял, что пишет для «масс», что его работа – это его бизнес-проект. Даже псевдоним себе выбрал с подтекстом (по-японски «Акунин» - это негодяй или злодей).
Такой вот интеллектуал-циник.
Еще в феврале этого года я писала о его творчестве и вирусе нелюбви к России, который проходит «красной» нитью через все его произведения.
Кстати, когда-то он был вполне добропорядочным советским человеком. Такой вот грузин с еврейскими корнями. Веселый парень с черными кудрями до плеч. А-ля Ленский. Но это было давно.
Но…
В жизни есть всегда свое НО.
Много лет Борис Акунин был таким, каким он был. Талантливым, ироничным, смеющимся над страной, в которой родился и жил, позволявший себе нелестные выказывания в адрес русского народа и власти.
И все это сходило ему с рук. Определенная оппозиция и фрондерство даже рассматривались как некая гражданская позиция свободомыслящего человека, как достоинство писателя.
Чем не гений? Чем не Пушкин? Ведь у Александра Сергеевича тоже были терки с царем! А Акунин разве хуже?
Но с недавних пор фрондерство и ирония оказались банальным проявлением презрения к своей стране и стремлением оскорбить ее. А тут еще Вован с Лексусом свой пранк провели, побеседовав с такими вот «мастерами пера». И попал Борис Акунин в список иноагентов. А потом и еще дальше. Нашли в его книгах совсем уж нехорошее.
Из книжных магазинов его труды изъяли, дело завели на автора.
И образованный российский мир разделился. Одни горячо приветствуют решение властей: мол, давно пора, а другие возмущаются, мол, снова цензура… так и до ГУЛАГа недалеко.
Я же смотрю на это и думаю о том, что сколько веревочке не виться...
Акунин много лет обвинял Россию, ее народ и власть во всех тяжких. Ну прямо «сатрапы» и «душители свободы». Вот и надоел этим порядком. А что спрашивается, если нас так называют – давайте и правда будем «душителями»? Кто первый в очередь? Не вы ли, господин хороший?
С другой стороны, откровенное западничество Акунина превратилось уже в банальное предательство. Да еще и в военных условиях.
Поэтому конец закономерный.
Но я против личных репрессий. Да, государство имеет право не продавать книги писателя, который не уважает свою страну и историю этой страны. Но прибегать к всяким там тюрьмам и ссылкам не стоит.
Времена Радищевых давно миновали. Да и неэффективно это создавать новых «мучеников». Пусть думают и говорят, что хотят, но только кормовую базу на этом для себя не зарабатывают.
Поэтому я выступаю за разумную цензуру. Если государство дает деньги на тот или иной творческий проект, то он должен быть патриотичным. И желательно высокохудожественным.
А если хочется писать или снимать что-то дурное о своей Родине, то можно использовать свои частные средства или деньги спонсоров. Но маркировать эти произведения, указывая в них заказчика.
А вы что думаете по этому поводу, мои уважаемые читатели?
А это моя старая февральская статья на эту тему, там как раз есть цитаты Акунина о России.