Найти в Дзене

Малыши и их большие открытия: как работает Монтессори-система для самых маленьких

Оглавление

Автор — Ангелина Вовк

Школа Великих Открытий – это не только школьное отделение, но и пространство для самых маленьких.

У нас работают группы для малюток от 8-ми месяцев до 3-х лет – «Вместе с малышом», от 1,5 до 3-х лет – «Самостоятельный малыш», Монтессори-детский сад и Реджио-группа, предназначенные для деток от 3-х до 6-ти лет.

Что же представляет из себя Монтессори-школа для самых маленьких и что она предлагает детям? Разберем это вместе с Екатериной Чепелевич – Монтессори-педагогом и заместителем директора по качеству образования –на примере группы «Вместе с малышом», которая представляет собой разовые занятия по 1,5 часа.

Среда, в которой обучаются малыши, и взрослые, помогающие им на протяжении их уникального пути, являются основой превращения зависимого от взрослого «духовного эмбриона» в самостоятельную личность. Самые маленькие Монтессори-ученики приходят на занятия вместе с мамами (или папами, бабушками, дедушками, нянями – любым сопровождающим взрослым) и в спокойной, непринужденной обстановке делают свои первые открытия:

  • учатся различать основные свойства предметов и материалов,
  • познают способы взаимодействия с предметами,
  • начинают постигать правила общения с окружающими людьми.
-2

Именно поэтому в нашей Монтессори-среде большой выбор материала не только по развитию речи, крупной и мелкой моторики, освоению первых математических понятий, но и по установлению причинно-следственных связей, а также сенсорному и когнитивному развитию. У малышей есть возможность «соприкоснуться со стихиями»: заниматься с водой (так называемая, «мокрая зона» является одним из самых любимых мест деток) – переливать, разливать, вылавливать, отжимать, мыть; а также выполнять определенные упражнения с такими сыпучими материалами, как манка, пшено, чечевица и фасоль.

-3

Важно здесь то, что именно возможность выбора деятельности и чуткость педагогов, готовых направить и подсказать, позволяют ребенку раскрывать свой внутренний потенциал и развивать его в последствии.

Тем не менее, свобода выбора не равна вседозволенности, о чем рассказывает Екатерина Чепелевич:

Выбор есть всегда и во всех Монтессори-группах, он лишь разнится в зависимости от возраста ребенка. Например, в 2 года малыш еще не может самостоятельно принять решение, пойдет он сегодня в сад или не пойдет, поэтому ему предлагаются выборы "поменьше": "какую футболку хочешь надеть: зеленую или желтую?, "будешь рисовать или петь?", "выберешь синий цвет или красный?".
Екатерина Чепелевич, Монтессори-педагог, заместитель директора по качеству образования

Основываясь на принципах выбора ребенка, занятия в группе «Вместе с малышом» имеют определенную структуру.

«Свободная работа»

Началом является «Свободная работа», во время которой у ребенка есть возможность выбрать из большого количества материалов тот, что особенно интересен ему и отвечает его внутренним потребностям. На протяжении всего времени, отведенного на эту деятельность, ребенка и взрослого сопровождает педагог. Что это означает, объясняет Екатерина Чепелевич:

Педагог может подойти и показать, что можно делать с выбранным материалом помимо того, что уже придумал ребенок. Часто бывают такие ситуации, когда ребенок выбирает один и тот же материал, что начинает беспокоить пришедших с ним взрослых. В такие моменты они пытаются уговорить ребенка переключиться на другое занятие: "посмотри, там еще столько всего, чего ж у тебя все одно и то же...".
Но дело в том, что пока интерес ребенка не будет удовлетворен, процесс дальше не пойдет. Можно "выдергивать" ребенка из его деятельности, предлагать ему попробовать что-то еще, но тем самым мы нарушаем естественный процесс развития малыша.
Екатерина Чепелевич, Монтессори-педагог, заместитель директора по качеству образования

«Свободная работа» учит доверять выборам ребенка и наблюдать за его действиями:

В педагогике Монтессори есть понятие "внутренний учитель". Он сопровождает каждого ребенка. Педагоги в данном случае, будучи осведомленными о потребностях и особенностях развития определенного возраста, находятся рядом, чтобы заметить естественные интересы каждого малыша и объяснить их взрослым.
Екатерина Чепелевич, Монтессори-педагог, заместитель директора по качеству образования

Таким образом, педагог становится наставником не только для пришедших в группу малышей, но и для сопровождающих их взрослых. Благодаря совместной деятельности и наблюдению мамы, папы, бабушки и пр. узнают больше об интересах своего малыша.

-4

«Творческая мастерская»

Вслед за «Свободной работой» следует часть занятия, которая также предполагает совместную деятельность малыша и взрослого. Здесь детки выбирают материалы с полки для творчества: рисуют пальчиковыми красками, акварелью, гуашью, пастелью, лепят из теста и пластилина, вырезают, клеят и работают с разнообразными природными материалами.

Подобное времяпрепровождение не только сближает маму и ребенка, но и развивает творческое мышление детей, которые при совместной работе, могут наблюдать за поведением и действиями друг друга.

Это некое творческое "действо", которое предлагается детям и не является обязательным. Педагог зовет ребенка, представляя ему новое занятие, но не каждый захочет присоединиться.
Важно помнить, что творчество в этом возрасте (1-2 года) – лишь способ познакомить детей с разного рода приемами, как "оставлять свой след": раскрасить свою ладошку и сделать отпечаток на бумаге, посыпать что-то на клей и удивиться тому, что на нем все осталось. Конечно, у нас может быть какая-то заданная тема, но она не ограничивает действия ребенка.
В подобные моменты взрослые вновь могут ощутить беспокойство: "посмотри, как на образце", "нужно делать вот так".
Но "как на образце" – не нужно: ребенок может делать то, что у него получается и что ему хочется.
Екатерина Чепелевич, Монтессори-педагог, заместитель директора по качеству образования

-5

«Круг»

«Круг» является особой формой работы в системе Монтессори, поскольку представляет собой коллективную деятельность, в которой дети учатся сосуществовать вместе. Обычно, это заключающая часть занятия, представляющая собой музыкальную активность: и дети, и пришедшие с ними взрослые взаимодействуют с музыкальными инструментами, создавая совместными усилиями мелодии и песни. Как правило, музыкальный материал подбирается в соответствии с сезоном.

-6

В конце «Круга» задувается свечка – это маленький ритуал, означающий завершение занятия.

Группа «Вместе с малышом» – это первый «выход» ребенка в общество, где он взаимодействует с совершенно незнакомыми ему людьми самых разных возрастов. Важно помнить, что эти занятия не только способствуют лучшей социализации, но и позволяют ребенку постепенно становиться независимым, несмотря на то, что в группе он тесно взаимодействует с сопровождающим его взрослым.

Это и важный опыт для родителей: мягкая история о том, что ребенка нужно отпускать. Ведь наша главная задача как взрослых состоит в том, чтобы научить детей обходиться без нас.
Екатерина Чепелевич, Монтессори-педагог, заместитель директора по качеству образования

Уже в возрасте от 1,5 лет, если малыш чувствует достаточную уверенность, он может начать посещать группу «Самостоятельный малыш» – без помощи сопровождающего взрослого.

Школа Великих Открытий