Об авторе
Криводедов Анатолий Викторович - 5 дан Киокушинкай, президент региональной организации Киокушинкай Мурманской области, основатель и руководитель Российской Академии Ицюань, официальный представитель Пекинской Академии Ицюань в России.
9. ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ОРИЕНТИРЫ
Ушу, частью которого является стиль Ицюань, это прояв-
ление определенной культуры. Такое же проявление культу-
ры можно встретить и в других стилях боевых искусств, где
во главу угла ставится не столько навыки в применении тех-
ники, сколько формирование характера человека. Роль ори-
ентиров в таком формировании выполняют различные пра-
вила, кодексы, клятвы, философские принципы. Например,
достаточно известны кодексы в разных стилях каратэ, так
называемые «Додзё Кун» — правила тренировочного зала.
В Ушу такой основой являются правила Удэ — воинской
добродетели (благой силы). В разных стилях Ушу существу-
ют свои акценты в этих правилах. Объединяет все эти пра-
вила стремление улучшить человеческие качества.
В Ицюань, как и в Ушу в целом, нет единого свода пра-
вил. Мастера, развивающие свои школы, вкладывают наи-
более важные принципы в письменные или устные настав-
ления на которые для своих учеников. Какие-то основы
передаются по линии мастеров: Ван Сянчжай — Яо Цзун-
сунь — Яо Ченжун (Яо Ченгуан, Цуй Жуйбинь). В свою оче-
редь основатель стиля Ван Сянчжай тоже черпал базовые
принципы в традиции. В связи с этим будет правильно
учитывать в какое время, в какой культурной среде и кому
давались рекомендации. Например, окидывая взглядом
весь свой период обучения в Китае, автор видит, как ма-
96стер Яо Ченжун учитывает современные условия, культур-
ные особенности и этапы обучения. Точно также видны
различные акценты в пяти семинарах, проведённых масте-
ром в Москве с 2013 года по 2018 год.
В связи с интернациональным характером обучения
(а в зале мастера Яо Ченжуна постоянно тренируются пред-
ставители всех континентов) особо выделяются универсаль-
ные качества человека, такие как уважение к родителям,
учителю и старшим, дружелюбное отношение к другим. Ван
Сянчжай отмечал также важность таких черт характера, как
решительность, целеустремлённость, настойчивость, со-
страдание, мужество. В обучении основателем Ицюань от-
мечалась формула из четырех внешних признаков: голова
прямая, глаза смотрят прямо, дух серьезный, голос тихий,
спокойный и пяти требований: уважение, осторожность,
внимательность, искренность, гармония.
Автор уже более десяти лет наблюдает на мастером Яо
Ченжуном и видит, что то подвижничество для него стало
образом жизни. Лаоши полностью погружён в дело своей
жизни и в этом черпает повседневную радость. Неоднократ-
но на стажировках мы месяц или несколько недель без вы-
ходных проводили в зале по 6 часов, а в выходные 4 часа.
При этом мастер на каждой тренировке обязательно выпол-
няет парную работу со своими учениками, демонстрируя
на практике действенность методов. Уже достигнув высоко-
го уровня мастерства, он продолжает углубляться и углуб-
ляться в такие детали, которые обычный человек просто
не увидит со стороны. При этом Яо лаоши очень вежлив
со всеми учениками, не зависимо от уровня подготовки.
Полностью отсутствует внешнее чувство собственной важ-
ности «мастера». Когда к нему относятся как к мастеру, он
воспринимает это аванс, который надо постоянно подтвер-
ждать.
Автор предлагает ориентиры, которые воспринял
от своего наставника мастера Яо Ченжуна, сверил их со сво-
им опытом и считает наиболее важными в наших культур-
ных условиях. Почему ориентиры, а не правила? Потому
что, как сказал в своё время Наполеон Бонапарт «В России
нет дорог — только направления».
10 ОРИЕНТИРОВ ИЦЮАНЬ
Ориентир 1
Овладение мастерством — не цель, а всего лишь сред-
ство возвращение духа к своей истинной природе. Мастер-
ство — лишь скромное проявление духовного подвижниче-
ства.
Ориентир 2
Тренировка тела — лишь отражение тренировки духа.
Во внешнем движении или не движении слушай внутрен-
нюю суть.
Ориентир 3
Начиная изучать новое, стань новичком. Продвигаясь
в обучении, используй «ум новичка».
Ориентир 4
Начиная практику, оставь посторонние мысли за поро-
гом. Наполнись решимостью направлять своё сознание
на практику.
Ориентир 5
Научись «кушать горькое» — регулярно выполнять труд-
ную работу. Это должно стать таким же естественным, как
еда или сон. Тогда в любых условиях ты найдёшь возмож-
ность для тренировок.
Ориентир 6
Регулярность в занятиях так же необходима, как и по-
стоянство огня при кипячении воды. Если огонь не постоя-
нен, то вода не закипит.
Ориентир 7
Не будь жаден до нового в тренировках. Важно двигать-
ся больше вглубь, чем вширь. Научись отличать главное
и второстепенное.
Ориентир 8
Никогда не проявляй свои прикладные навыки там, где
этого можно избежать. Но в реальной опасности, не думай,
а действуй.
Ориентир 9
Избегай крайностей в тренировках и в жизни. Чрезмер-
ная забота о здоровье — такая же ошибка, как чрезмерное
желание стать сильнее других.
Ориентир 10
Практика начинается с состояния, когда еще не произо-
шло разделение, мысль еще не появилась, нет еще ни форм,
ни образов (У Цзи). Заканчивается практика таким же со-
стоянием.
Комментарии
Как пользоваться этими ориентирами? Время от време-
ни сверяйте своё продвижение с ними как будто продвигае-
тесь по незнакомой местности с картой. Есть ориентиры ко-
торые в большей степени затрагивают технические детали,
есть ориентиры которые актуализируют духовно-нрав-
ственные аспекты. На разных этапах вашего пути сверка но-
сит свои особенности, а поправки к курсу носят всё более
тонкий характер. Мы уже рассматривали некоторые вехи
пути, давайте ещё раз вернёмся к ним и рассмотрим как
к ним приложить правила.
1. В начале изучения Ицюань обычно доминирует жела-
ние получить или крепкое здоровье, или силу (достаточно
необычными методами) для того, чтобы побеждать других.
Чрезмерную заботу о здоровье и силе желательно уравнове-
шивать между собой. Это сглаживает пики двух крайностей.
В тоже время у многих начинающих мотивация может быть
расплывчатой, а намерение неустойчивым. Перечисленные
крайности и неопределённости в начале практики — это
нормально. Важно их осознавать.
С чем ещё надо определиться в начале вашего пути?
Важно определиться как вы будете выстраивать практику.
Будете ли вы делать пристройку к уже имеющемуся опыту,
или заложите фундамент нового опыта.
Не менее важно на этом этапе важно найти способ под-
держивать огонь практики базовых методов, чтобы довести
воду до кипения. Это определённая дисциплина, подвижни-
чество, так как методы Ицюань представляют собой своеоб-
разный вызов современному информационному потоку
и ритму жизни. С первых шагов надо взращивать в себе на-
вык переключения своего внимание на конкретную работу
со своим сознанием и телом. Тогда, следуя методике, вы
со временем начнёте улавливать во внешнем движении
внутреннюю суть.
В парной отработке на этом этапе важно научиться при-
менить все, чему научились в базовых методах, но так, что-
бы не травмировать партнера как физически, так и психо-
логически. Если вы уступаете партнеру, то должны иметь
твердый дух и нравственные ориентиры, чтобы правильно
отнестись к этому. Нельзя быть подавленным этим фактом
или затаить обиду. С другой стороны, если партнер слабее
вас, то нельзя возгордиться этим и подавлять его. Тогда пар-
ная работа будет формировать правильный характер.
Повышение силы и здоровья может служить препят-
ствием для следующего шага вперёд. Не приклеивайтесь
к этим первым достижениям!
2. Подлинный интерес, умноженный на упорные заня-
тия в течении длительного времени формируют изменение
начальных целей. Вместе с реальными признаками улучше-
ния здоровья и приобретением силы, которую можно про-
верить, появляется удовольствие от умения самому по сня-
тию напряжения как физического, так и психического. Вы
замечаете, что легче концентрируетесь в различных делах,
ум становится ясным. Ваша практика становится естествен-
ной потребностью «вскармливания жизни». Вы понимаете
как работают методы и стабильно можете добиваться задан-
ного состояния ума и тела. Условно можно назвать вторым
шагом в Ицюань. И здесь препятствием может быть яс-
ность. Нет существенного стимула что-то искать дальше.
На этом этапе важно культивировать «ум новичка». Это
означает, что мы каждый раз, начиная нашу практику, дей-
ствуем так, как будто ничего не знаем и только начали
учиться. Ум новичка отличается острым восприятием
и плотным намерением. Это даст возможность утончать
внутреннюю работу и тем самым продолжать свой прогресс.
Продолжая тренировать свои навыки вглубь, а не в ширь
и научившись отличать главное и второстепенное, вы под-
ходите к следующему этапу.
3. Регулярная аскетичная практика базовых методов,
правильная проверка навыков с опытным партнёром посте-
пенно отделяет зёрна от плевел. Когда ваша практика толь-
101ко начала взрастать зеленью, то пытаясь очистить пшеницу
от сорняков, вы вместе с ними рискуете выдернуть свой
урожай. А перед жатвой разница пшеницы и плевел (сорня-
ков) заметнее. Вот тогда и надо очищать свой ум от сорня-
ков.
Со временем также отпадает желание получить от заня-
тий что-то особенное. Практика становится непривязанной,
как бы пресной на вкус. Вы растите свой хлеб необходимый
для питания жизни. Шаг за шагом вы возвращаетесь к свое-
му естественному состоянию, заданному природой. И тогда
следующим естественным шагом становится очищение
сердца — Синь (вспомните значение знака «И»).
4. Если вы дошли до третьего этапа, то значит практика
слилась с вашей жизнью. А это значит, что рано или поздно
вам нужно будет исследовать влияние возраста на практику.
Вам нужно сохраняя «огонь начинающего», стать как вода,
сила которой в мягкой изменчивости. И вам нужно будет
осознать, что значит начинать с состояния, когда еще
не произошло разделение, мысль еще не появилась, нет еще
ни форм, ни образов. И что значит возвращаться к тако-
му же состоянию. И осознать надо будет через конкретную
практику.