Ну что. По просьбам трудящихся — пару слов о сериале года. Мнение будет со спойлерами.
“Слова пацана: кровь на асфальте” словил хайп не меньший, чем “Игра в кальмара” в своё время. Он тоже жёсткий и брутальный, но для российского зрителя — максимально родной и понятный. В первую очередь благодаря знакомому антуражу. Во вторую — благодаря знакомым персонажам.
Отношения мужчины и женщины в сериале
Самое главное — сериал стал просто отдушиной после набивших оскомину западных толерантностей. В сериале “Слово пацана” мужики ведут себя, как мужики. Женщины — как женщины.
Участковая Ирина Сергеевна наряжается и красится, когда идёт на концерт. Она позволяет Андрею вести себя как мужчина. Критикует его по-женски, но не ломает. Старается разумно влиять на то, чтобы он захотел изменить свой выбор.
Мужчины отвечают за свои слова и поступки. А не ждут, пока сильная и независимая барышня всё порешает за них.
Короче. Считайте меня жутким шовинистом, но наконец-то нам показывают правильные гендерные модели поведения. От которых мы уже отвыкли. И в этом — половина успеха сериала.
Персонажи
Главные герои постоянно косячат. И огребают за это. Они чрезмерно самоуверенные. Порою, ведут себя глупо и бесшабашно. Но при этом они харизматичные, живые и понятные зрителю.
Вова Адидас, Марат, Андрей, Ирина Сергеевна, Ильдар, Айгуль, Жёлтый, Кащей, Турбо, Зима — это характерные персонажи. Со своими достоинствами и недостатками. Но они живые! Не картонные. Не прилизанные. Не зацензуренные. И прекрасно сыгранные талантливейшими актёрами. Таких героев и злодеев уже несколько лет не хватает зрителю на экране.
Почему так получилось? Если верить информации в сети, сериал ставили те, кто воочию общался с группировщиками в жизни. И не было задачи сделать персонажей толерантнее. Они показывали из такими, какими видели. Без преукрашательств.
Общий вайб
Если среди моих подписчиков есть те, кто помнит фильмы из 90-х вроде “Я объявляю вам войну”, “Американ бой”, “Ворошиловский стрелок”, “Мордашка”, “Любить по-русски”, то сериал “Слово пацана” очень на них похож. Там ощущается трагичный финал и безнадежность. Там ощущается место маленького человека, не вписывающегося в правила суровой жизни. И какая-то сила духа, заставляющего героев проходит через весь ад ради своей цели.
Из постперестроечного творчества подобную атмосферу смогли передать только Алексей Балабанов в фильме “Груз 200”, Иван Иванович Твердовский в фильме “Класс коррекции” и в работах Валерии Гай Германики подобное прослеживается.
Для любителей перестроечного криминального кино — обязательно к просмотру. Да кому я рассказываю? Уже ведь посмотрели, 100%.
Отсутствие задела на второй сезон
Когда я узнал о пересъёмках, я был морально готов к любому бреду. Я уже думал, в последней серии выяснится, что Айгуль не умерла, а все арки оставят открытыми, чтобы растянуть сериал ещё на пару сезонов. Каково же моё удивление было, что слитые серии действительно во многих моментах улучшили (не во всех).
Сюжетная арка Вовы Адидаса и его девушки завершается. Почти также. С большим шансом на выживание персонажа, но тем не менее.
Линия Андрея логично закрыта. У него никакой недосказанности нет. За сестрой и матерью будет присматривать Ирина Сергеевна. И, возможно, дождётся его с зоны.
Даже арку Марата закрыли логично, без задела на сиквел. И это правильное решение авторов. Концовка должна заканчивать историю.
Что стало лучше, после пересъёмок финала?
1. Марат поквитался с насильником Айгуль. Комсомольцы не наврали и сдали ему Колика.
В первоначальной версии обещание Коневича так и оставалось обещанием. И был открытый вопрос: сдержит ли он данное Марату слово. Показывали пьянку, баню и безграничное терпение Марата к патриотичным песням и лозунгам, подпитываемое слабой надеждой о мести. В переснятой серии его сюжетная арки полностью завершена. Гештальт закрыт. Поставлена точка.
2. Драка Марата и Андрея стала эффектнее. Осмысленнее. С чёткой расстановкой сил. Смотрится намного динамичнее. Больше видны эмоции героев.
3. Разговор братьев за гаражами вместо туалета в новой и каноничной версии намного глубже и драматичнее. Марат выглядит повзрослевшим. Его претензии звучат без эмоций и мальчишества.
Вова Адидас выглядит более жалким и уязвимым. Яснее показано, что Марат именно разочарован в старшем брате. Добавленная реплика, которую он кидает ему после разговора, ещё чётче подчёркивает разочарование Марата.
4. Сцена в больнице с матерью Андрея душевнее, чем в квартире.
И в официальной версии больше понятно, что она, вероятно, не восстановится полностью. Ирина Сергеевна здесь в форме. А торт Андрей покупает для матери, а не в качестве ухаживания за Ириной.
5. Сцену, где Андрей вымогает деньги у детей вырезали. В каноничной 8 серии он действительно начинает меняться в лучшую сторону.
Однако в переснятом варианте было и то, что действительно ухудшили.
Что было лучше в слитой серии?
1. Приход старшего Адидаса на юбилей отца в переснятой серии выглядит не очень логично. Даже для такого импульсивного персонажа, как Владимир Суворов. Его могут ждать и миллиция, и бандиты там. К тому же не очень понятно, каким маршрутом они едут: юбилей празднует отец по пути на вокзал или нужно вернуться?
Как старший Адидас обратно поехал на юбилей к отцу, если вместе с медсестрой Натальей они с таким трудом даже пост ДПС обошли?
В общем, в первом варианте, где юбилей полноценный, всё кажется логичнее. Вопросов по принятым героями решениям не возникает.
И лично мне там больше понравилось, как себя повёл отец, узнав о преступлении сына.
2. Отсутствие преследования сторонников Жёлтого тоже нелогично. Их как будто вовсе нет.
В первоначальной версии Адидаса убивает не Ильдар. А именно подельник Жёлтого. И это выглядит естественно. Месть за убийство главаря.
Варианта выжить у Вовы Адидаса в слитой серии почти нет. Удар пришёлся в область печени. В финальной версии при выстреле в спину и при большом желании авторов можно реализовать схему: "отлежался и ринулся в бой".
3. Нет объяснения, почему Наташа оставляет тётю Нину и перестаёт о ней заботиться. В первоначальной задумке тётя узнавала, что Суворов — убийца её сына. После этого она прогнала Наталью и отказалась есть еду, которую та приносила. Это, на мой субъективной взгляд, правильнее. В переснятой серии кажется, что Наталья просто бросает тётю ради мужика.
4. Сокращён разговор Марата и Дениса Коневича. Отсюда непонятно, с чего вдруг Марат начал зазубривать всё необходимое для вступления в Комсомол. В первоначальной версии Коневич сильно замотивировал Марата стать комсомольцем.
Другие вопросы к сериалу
Почему Вова имеет кличку Адидас? Она же созвучна с названием американской фирмы, а как нам показал в сериале, он Америку не жалует. Почему он не прописал по зубам каждому, кто так его называет, если типичный патриот, ненавидит Америку?
Как старший Адидас остался жив после похорон Жёлтого? Почему его не убили прямо там? Даже не попытались. Как так? Его же узнали, как убийцу главаря группировки?
Что стало с “Универсамовскими”? Весь сериал — это история про бандитские разборки. Не мелодрама. Не детектив. Отсюда вопрос: что с улицей кроме того, что вернулся Кащей?
Турбо и Зима под следствием? А остальные? Нашли ли отпечатки на пистолете? В общем, именно с бандой ответа нет.
И всё тот же вопрос: где бандиты, которые мстят за Жёлтого? У них в разы больше мотивации убить Адидаса, нежели у Ильдара.
Хорош ли сериал?
Да. Смотреть однозначно рекомендую, несмотря на все вопросы, которые прописал выше. Сериал качественный, он затягивает, вовлекает. А история — в целом, действительно поучительная.
Ответы на вопросы всегда можно дать во втором и третьем сезоне. Будем ждать. Надеюсь, что у творческой команды будет достаточно времени на работу.
Запрет сериала
Сериал имеет возрастную маркировку 18+. Я искренне не понимаю за что его запрещать?
Если он популярен у несовершеннолетних подростков, это не косяк авторов, а их заслуга. Святая обязанность родителей сесть за сериал со своими детьми и комментировать, что хорошо, а что — плохо. Только тогда завтра старшие не будут говорить младшим: “попрыгай”, а вынесут мысль про ответственность и расплату за всё содеянное.
Снят сериал достаточно прилично. И крови в сравнении с той же “Игрой в Кальмара” там меньше.
Слово пацана. Основная мысль
Есть чёткое отличие, которое обозначает сериал.
Мужское слово — это обещание. Всегда. Неважно, кому дал слово мужчина. Хоть собаке сутулой. Обещал — выполняй. Не можешь — не обещай. Это закон. В мою юность воспитание было именно таким.
Мужчина держит слово. Он принимает решение разумом. Мужчина отвечает за женщину. Она принимает решение эмоциями. Какая эмоция — такое и решение.
Поэтому мужчина в ответе за женщину. И перед другими мужчинами за каждое своё слово и обещание.
Слово пацана — это другое. Пацан в ответе только за слово, данное другим пацанам. Если пацан дал слово чушпанам (читаем — лошпетам), то это ничего не значит. Вспоминаем эпизод с клюшкой из первой серии.
Эти понятия подразумевают классовое различие. Поведение и ответственность пацана отличаются в зависимости от того, кто перед ним.
Это крайне важно. Потому что это сохранилось до наших дней.
Мужчина — держит слово и выполняет все свои обещания.
Пацан — держит слово только перед равными. Если он вас считает чушпаном (лошарой) — он может обещать что угодно. Аргумент: “И что ты мне сделаешь”.
Вспомним сериал “NEXT — 2”. Там криминальный авторитет и бывший вор в законе Лавр с осуждением говорит сыну Федечке после его неудачной реплики на переговорах: “Как-то это по-пацански было”.
Не путать слово пацана и мужское слово. Крайне разные вещи. Сейчас в соцсетях идёт подмена понятий. Важно понимать, что это не одно и то же. И в сериале авторы делаеют на этом акцент.
Не стоит рассуждать, что хорошо, а что плохо. Сериал показывает такие понятия изнутри. такими, какими они были. Такими, какие они есть и сегодня, пусть в немного изменённом виде. Всегда были те, кто правила соблюдал, и те, кто их нарушал.
Сериал даёт каждому зрителю примерить статусы по отношению к себе и другим. Вернуть понятие уважение и самоуважение в обиход. За это авторам сериала можно только сказать спасибо, т.к. в последние годы это стало расплываться и не ценится в медиапространстве.
Культурное наследие
Я работаю в сфере рекламы. Кино — хобби.
Все, кто работает в маркетинге очень часто сталкиваются с правками уже давно согласованного макета / поста / текста / ролика только потому, что клиент сегодня в встал с другой ноги.
Успешный кейс от коллеги. Вместо слово “согласовано” попросить клиента написать: “Согласованно. Слово пацана”.
Шутка, конечно. Но, говорит, правок теперь почти нет. Значит у слова (вообще любого, не только пацанского), снова появилась ценность.
Мнением поделился поэт Олег Черкалин
Смотрите наши фильмы на сайте richardfilm.ru
Подписывайтесь на нас в соцсетях.
Вам может быть интересно: