Найти тему
Психолог Юлия Ямалеева

Как детская травма не дает вам восстановиться после отношений с нарциссом. Анализ на основе терапии принятия и ответственности

Так давно я не писала про нарциссов, что сегодня нашла себя скучающей по этим милейшим созданиям.

Шучу, конечно. Тем не менее, после моего длительного отсутствия на канале хочу в первую очередь возобновить тему восстановления после нарциссического абьюза.

Сегодня я приглашаю вас поисследовать такую проблему как: «Почему одни люди по выходе из абьюзивных отношений восстанавливаются быстрее и проще, чем другие?». Этот материал будет основан на концепции Терапии Принятия и Ответственности.

Цель сегодняшней статьи: нормализовать сложные эмоции в процессе восстановления – а также показать, что может влиять на этот процесс и почему здесь все очень индивидуально (а то, знаете ли, заходят порой в комментарии люди в белой верхней одежде и глубокомысленно изрекают: «Да знаем мы: вам просто нравится страдать!»).

В первую очередь отмечу то, что ни для кого уже наверняка секретом не является: на нас достаточно ощутимо влияют детские травмы. Мало того, есть корреляция между наличием травмы в детском возрасте и не самым удачным выбором партнера в возрасте взрослом (и даже многократным выбором таковых).

Но есть и еще один немаловажный факт: наличие той самой травмы влияет и на способность к восстановлению после абьюзивных отношений. Ведь в таких отношениях порой оказываются и те, у кого в детстве все обстояло весьма неплохо. Однако приходят в себя эти счастливчики быстрее и проще, поскольку располагают ощутимым внутренним ресурсом.

Давайте, пока мы все еще находимся в начале повествования, расставим все необходимые точки над i. А именно: предлагаю далее (в этом материале) именовать опыт длительного нахождения в абьюзивных отношениях травматическим опытом. Это чтобы мне было проще излагать, а вам – усваивать то, что я здесь излагаю.

И далее пляшем уже от вышеозначенного. Итак, есть разница между тем, как справляется с травматическим опытом человек с психикой, не обремененной внутрисемейными сложностями в детском возрасте. И как с таковым же справляется тот, у кого в анамнезе есть стабильно плохое (а местами и жестокое) обращение со стороны близких людей и нередко следующее за этим комплексное ПТСР.

Сюда же можно подвязать и травму привязанности. Если комплексное ПТСР вы приобрели, скажем, уже в отношениях с психопатическим партнером – имея при этом травму привязанности в детском возрасте – на эту самую травму это самое комплексное ПТСР ляжет гораздо ровнее («ровнее» в плохом, конечно же, смысле).

И давайте уже к делу. Как будет справляться с травматическим опытом во взрослой жизни человек, имеющий более устойчивую психику (в данном случае имею в виду психику, не травмированную в детстве)?

В первую очередь этот человек скажет себе что-то вроде: «Да, хотелось бы не испытывать нынешних сложных переживаний, не проваливаться в болезненные эмоции, но что есть то есть. И то, что со мной сейчас происходит – это нормально с учетом того, что я пережил/-а в отношениях». Еще раз то же самое, но иными словами: жизнь не соткана из прекрасной и гладкой ткани. Мы не можем испытывать сплошь приятнейшие из чувств. Временами мы чувствуем боль, переживаем горе и просто ощущаем себя далеко не самыми счастливыми из ныне живущих. И то, что такие болезненные эмоции нас периодически настигают, не означает, что мы должны предпринимать заведомо обреченные на провал попытки спрятать их поглубже внутрь, убежать от них или заглушить чем-либо.

-2

Что-то подобное скажет себе человек, не наблюдавшей в детстве глубочайших семейных драм, поскольку у него нет запрета на «некрасивые» эмоции (вроде этого: «Какие еще тут твои чувства?! Не до них нам, посмотри, что в семье происходит, и устыдись несвоевременности собственной боли и страха»).

Также этот человек понимает, что сейчас он периодически проваливается в Я-концепцию слабости/никчемности/уязвимости/беспомощности – иными словами, в детский режим – да, он способен это заметить и «не попасться на крючок». Он понимает, что это всего лишь одна из историй, которая с ним произошла. И он знает, что история не равно судьба.

Да, на него навесили кучу ярлыков, которые нынче уже его собственный разум услужливо подсовывает ему в моменты, когда он чувствует себя подавленным и слабым. Однако как наш собственный разум, так и другие люди, имеющие привычку снабжать нашу личность непрошенными, но очень запоминающимися эпитетами – запросто могут ошибаться. И этот процесс замечания работы разума помогает человеку начать разделяться с непродуктивными мыслями.

Ведь: «Я конечно могу согласиться с тем, что говорит мне мой разум о том, какой я плохой/никчемный/глупый. Да запросто. Но постой-ка разум. Не спеши. Дай я сначала проверю: если я соглашусь с продуктами твоей деятельности и приму их за истину в последней инстанции – то как они на меня повлияют? Что подсказывает мне реальность? Стану ли я более активен, энергичен, способен действовать на благо себя и других, если доверюсь этим мыслям? Очевидно, нет. Тогда на кой мне с ними соглашаться, сцепляться и становиться подавленным ими? Нет, я признаю эти мысли как существующие, назову вещи своими именами, скажу себе: «мысль – это всего лишь мысль. Ярлык – это всего лишь ярлык. А чья-то проекция на меня таковой и остается. Ни больше, ни меньше. А теперь пора жить дальше – да, прямо с этими неприятными мыслями в обнимку, раз уж они пока что у меня есть».

Что же помогает этому человеку идти вперед, невзирая на сложные мысли и чувства?

Помогает понимание, чего хочет именно он/она. За что он/она готов побороться. Что для него/нее ценно. Именно для него/нее, а не для мамы/папы/бывшего/-ей и пр.

И это знание помогает ему – несмотря на наличие в данной ситуации сложных и неприятных переживаний – продолжать двигаться вперед. Это знание помогает выбирать осознанные и ответственные действия и ориентироваться на свои ценности как на неизменно светящий в темной ночи маяк.

Да, возможно, и его контакт с ценностями был отчасти утерян за время нахождения в деструктивных отношениях. Однако понимание собственных чувств, принятие себя, способность к самосостраданию с течением времени вернут и собственные желания, и ценности на место.

А теперь давайте заглянем внутрь другого человека. Он также занят процессом восстановления после деструктивных отношений, с той лишь разницей, что психологическое (а то и физическое) давление знакомы ему (ей) с детства.

Начать нужно с того, что абьюзивный партнер так или иначе закрывал потребность в привязанности, как бы дико это ни звучало. В глубине травмы наряду с ожиданием плохого обращения и недоверием к внешнему миру словно вырыт большой-большой котлован, в котором лишь пустота, одиночество, душевная боль и стыд. Очень много стыда. И поскольку размеры этого котлована не сказать, чтобы стандартные, мы волей-неволей ищем (и чаще всего находим) того, кто будет занимать в нашей и внешней и внутренней жизни столько пространства, чтобы весь-весь котлован собой заполнить. Чтобы даже ни минуты свободной не было побыть наедине с собой – ведь быть с собой (при наличии травмы) означает вновь переживать пустоту, одиночество, боль и тот же самый стыд. Порой быть с собой (человеку с комплексным ПТСР) настолько невыносимо, что он делает все, чтобы держаться от самого себя подальше.

Поэтому так сложно порой бывает при наличии травмы связать свою жизнь с человеком, у которого превалирует часть под названием «Здоровый Взрослый». Ведь эта часть про уважение чужих границ, про равную ответственность, про соблюдение баланса между зависимостью и автономией – а этого не хватит, чтобы заполнить тот самый метафорический котлован.

Соответственно и после завершения абьюзивных отношений пустота и одиночество продолжают быть, и вероятно, эта боль может чувствоваться еще сильнее на контрасте («Пусть эти отношения и были деструктивными, но я не чувствовал/-а этой огромной прорехи в душе, а сейчас вновь чувствую»).

А теперь немного о стыде. Повторюсь, что стыда при травме очень много – и он негативно влияет на самые разные процессы восстановления.

-3

По сути, любой отдельно взятый процесс будет так или иначе связан со стыдом. Закономерно активируется самоотчуждение, неприятие себя. На выровненную токсичным стыдом поверхность превосходно наклеивается любой негативный ярлык – да так крепко, будто эту поверхность именно для него и готовили.

В первую же очередь стыд влияет на то, что человек не может позволить себе обратиться к кому-то за поддержкой и поделиться своими переживаниями. Соответственно, он остается наедине со своим стыдом, одиночеством, непониманием и кучей катастрофичных мыслей. И все это очень больно, порой невыносимо.

Стоит добавить, что абьюзивный партнер мог постараться и потихоньку извлечь всех реально сопереживающих из окружения жертвы. При этом стоит понимать, что в любой сложной/опасной ситуации у нас неминуемо активируется система привязанности, мы эволюционно запрограммированы на поиск поддержки в трудный момент. Следовательно, мы гораздо быстрее успокаиваемся и приходим в себя рядом с близкими и сострадающими нам людьми. В данном же случае такового не происходит и жертва абьюза по сути чувствует себя запертой внутри собственных трудновыносимых чувств. И нередко это воспроизводит ее травматический детский опыт (иными словами, в детстве он/она переживал/-а плюс/минус тоже самое).

Если же человек все же находит в себе силы на поиск поддержки, то нередко получает ожидаемо негативную обратную связь («Да забей»/ «Сама виновата»/ «А тебе все говорили» / «Ну не знаю, нам он/она всегда казался/-сь очень хорошим человеком. Это тебе всё не то и не так» и пр.). Про то, что близкие люди отказываются сопереживать, либо же своим методом сопереживания наносят еще одну рану привязанности – песня отдельная. Как правило, это связано с особенностями схемы Эмоциональной депривации (и я об этом писала в других статьях) и такой интересной штукой как «химия схемы» (тоже писала).

Прибавим и базовое недоверие к собственным эмоциям (нередко после пережитого абьюза есть недоверие к себе в целом). В первую очередь человек, переживший травматический детский опыт плохо понимает свои эмоции, он не в контакте с ними. Непонятно, есть ли у него право на эмоции (потому что все значимые люди утверждали, что права такого нет). Далее он не особо в курсе, как вообще их можно выражать и не покажется ли он (она) после этого выражения «истеричкой». А если он (она) все же свои эмоции выражает, то после этого вновь чувствует стыд за себя.

Печально то, что раз права на эмоции нет – то нет и процесса горевания, благодаря которому как раз и происходит внутреннее очищение и последующее восстановление. «Выражать гнев мне нельзя, да я особо и не умею. А печалиться мне просто страшно. И вообще, я не понимаю: то, что я чувствую – это нормально или нет?».

Помимо вышеописанного присутствует и страх этих самых эмоций, поскольку они представляются подавляющими и захватывающими. Но об этом я предлагаю поговорить в следующий раз – боюсь утомить вас данным материалом, а побеседовать еще есть о чем.

Итак, на сегодня я завершаю. Пишите обратную связь. Ставьте лайки, если было полезно и подписывайтесь на канал!