Чадан – город особенный. Хотя об этом мало пишут, но именно здесь решалась судьба Тувы. И именно он мог бы стать столицей Тувы. Конечно, историю уже не изменишь, но вспомнить о том, что было, и взглянуть на то, что есть, было бы интересно. Может быть, еще и потому, что на примере чаданцев можно хорошо представить общую ситуацию в республике. Кызыл постепенно становится просто российским городом, хоть и с некоторыми национальными особенностями. А Чадан – это и есть Тува.
До Атамановки
Все хорошо знают, что 13-16 августа 1921 года в местности Суг-Бажы, где находился русский поселок Атамановка (ныне Кочетово), состоялся Всетувинский Учредительный Хурал – съезд коренного населения Тувы в лице представителей от большинства кожуунов (62 человека). На него были приглашены делегации из Советской России (17 представителей), Монгольской Народной Республики (3 делегата) и один представитель Дальневосточного Секретариата Коминтерна. Хурал тогда принял первую Конституцию нового государства.
Да, это так. И в августе мы отмечаем появление тувинской государственности.
Но до августа был июнь. Июнь 1921 года. И основные переговоры проходили в Чадане. 25-26 июня 1921 года в Чадане проходили переговоры между представителями двух хемчикских кожуунов, объединявших большую часть сумонов Тувы, и русской делегацией во главе с представителем Сибревкома И.Г. Сафьяновым. Конечно, основная роль в организации переговоров принадлежала самому влиятельному на то время политику Тувы, князю Даа-хошуна Монгушу Буяну-Бадыргы. Именно тогда представители хемчикских кожуунов решили, что единственно верным путем развития тувинского народа будет полная самостоятельность страны. Хурал в Атамановке только подтвердил принятое решение.
Второе десятилетие ХХ века
Второе десятилетие ХХ века было сложным и судьбоносным для многих стран. Но Туве было особенно сложно. Это можно сейчас представить: только что завершились переговоры с Россией насчет протектората, как там вспыхнула революция. В Китае тоже все неспокойно. Монголия начала искать свой путь. Небольшой стране, находящейся между мощными соседями, надо как-то определяться. Русские на ее территории воюют друг с другом. Китайцы пытаются опять сюда зайти. Монголия уверена, что Тува присоединится к ней.
Политики имели общее представление о том, что происходит. Но в эпоху, когда не было не то что интернета, даже телевидения и радио, а слухи доходили самые противоречивые, простому народу было трудно разобраться.
Но ведь разобрались же! И создали свое государство. Хотя на то время никем и не признанное. Даже Россией. Только к 1925 году новое государство начинает становиться субъектом международной политики: летом 1925 года в Москву прибыла первая официальная делегация из Тувы и подписан советско-тувинский договор.
В общем, дело, начатое в Чадане, завершилось успехом.
Неправильное название?
Каждое слово должно что-то значить. Но со словом «Чадан» или «Чадана» есть некоторая неувязка. Совершенно точного перевода никто не знает. В словарях есть только легенды и предположения. И слово «чаданыр — /чадан*/ возвр. от чада* (см. чадаар I) не мочь, не справляться». И о чаданцах могут сказать пренебрежительно – «они не справляются». Но с чем не справляются? А вот это – другой вопрос. Народная этимология упор делает на «не мочь», и возникают легенды. По одной из них правитель не смог решить судебную тяжбу, по другой версии – была битва и никто не смог победить в ней. Есть кое-какие соответствия со словом «голод» - «шыдаан» - может быть, в этих местах и был когда-то великий голод.
Игоря Дулуш предлагает такую версию: сначала был построен храм. Чызаан – опись, склад храмового имущества. Каррутерас услышал это слово как – Джедан, на русский лад получилось – Чадан.
Может, и так. А может, название правильное? Может быть, никто не смог захватить эту местность и ушел оттуда с негодованием и досадой – «не смогли»?
Если никто не знает точно, то и такое объяснение можно принять. Или придумать свое.
Чадан старше Кызыла. Кызыл основали в какой-то степени искусственно – волевым решением Габаева. А Чадан уже был достаточно большим населенным пунктом в 1873 году – здесь было несколько факторий. В. Родевич писал, что где-то здесь «расположилось старейшее и наиболее значительное, русское торговое заведение – Максима Ивановича Бякова. Фактория Бякова есть главный русский пункт на Хемчике». Да и китайские торговцы открыли в Чадане пять торговых лавок. В общем – достаточно бойкое место.
И поначалу казалось логичным, что столицу будет делать именно здесь. Но Габаев… Вот чем-то ему больше понравился Хем-Бельдыр.
Чаданцы
Под чаданцами мы сейчас будем подразумевать тех, кто много работал и работает на благо города, независимо от места рождения. Стоит немного тут пожить, и любой начинает чувствовать ауру этой местности.
О двух самых знаменитых чаданцах можно и не писать – их все знают: Сергей Шойгу и Буян Бадыргы Монгуш. Да, предки Шойгу родом из Бай-Тайги, а ставка нойона была не в самом городе. Но все равно они – чаданцы. Да и музеи города тому подтверждение.
К чаданцам, конечно, отнесем и Бякова – он многое сделал для развития местности, хоть и заботился, конечно, больше о своей выгоде. Впрочем, всех замечательных жителей Чадана не перечесть.
А вот Игорь Дулуш родился не в Чадане. Но долгое время здесь жил. И инициатива восстановления храма «Устуу-Хурээ» идет полностью от него. Здесь родился его брат – Тимур Дулуш.
Несколько историй
Это – несколько небольших зарисовок о характере чаданцев. А интересны они тем, что с разных сторон показывают некоторые особенности поведения.
Вот, например, первая история. В этом году, после разлива реки, место, где традиционно проходит фестиваль, оказалось отрезанным от города. К берегу подходят несколько женщин, причем одна из них достаточно солидного возраста. Немного походили по берегу, поискали возможность перебраться. Нет никакой возможности. Тогда они берутся за руки и решительно штурмуют реку вброд. Только что здесь завяз десятитонный грузовик. Но разве чаданских женщин может что-то остановить? Перебрались спокойно.
Другая история. Эту же реку (но в обратном направлении) собираются форсировать молодые парни на машине. Поскольку мне тоже очень хотелось перебраться в город, а неустрашимостью чаданских женщин не обладаю, прошу парней перевезти меня. Они оказались очень любезны, и не только переправили через реку, но и отвезли до нужного места. В дороге разговорились. Молодые люди, узнав, что я работаю в газете и собираюсь писать о фестивале, заинтересованно спрашивают: «А фестиваль состоится?». Почему нет? Они только что были на поляне, видели, как там начинают возводить необходимые постройки. Они это видели своими глазами, они живут в Чадане. «Но, - говорят ребята, - в интернете написано, что не будет». Немая сцена. Да, это современная молодежь, которая во всем доверяет интернету.
История о туалете. Именно в Чадане в этом году построили первый общественный благоустроенный туалет. Обещали построить к фестивалю и построили. Посетить его можно за 15 рублей. А заглянуть туда можно? Конечно. Некоторое потрясение – он рассчитан на два посадочных места, причем кабинок нет. «Смотрительница» туалета спокойно объясняет: «Не успели доделать – строители на свадьбу ушли». Конечно, свадьба важнее, чем какой-то там туалет. Впрочем, его, наверное, уже сделали.
Только вот почему-то кажется, что это истории просто о Туве, а не только о Чадане. Чадан – увеличительное стекло – он показывает, как мы сейчас живем. Здесь появляются предприимчивые люди, которые хотят и умеют организовать свой бизнес, здесь заботятся о пожилых людях – дом для инвалидов и престарелых один из лучших в Туве, здесь могут сэкономить на ремонте детского сада и построить на эти деньги другой детский сад, здесь строят дома для молодых специалистов. Здесь буквально в считанные часы могут построить мост. И здесь женщины запросто могут штурмовать быструю реку!
И.Вечорко