Для истории Царицына 3 января — не простая дата. 3 января 1920 года после почти полугодового периода оккупации города Кавказской армией генерала Врангеля в город вернулась Советская власть.
Армия Врангеля заняла Царицын 30 июня после кровопролитных боёв на подступах к городу. В городе была установлена власть белых. А. И. Деникин, Главнокомандующий Вооруженными силами Юга России, поставил перед Врангелем задачу продолжить наступление вдоль Волги и выйти через Саратов к Самаре, чтобы затем повернуть на Москву.
Однако наступление Кавказской армии захлебнулось невдалеке от Камышина. А уже к сентябрю 1919 г. Красная Армия начала теснить белых. В конце августа и начале сентября была предпринята отчаянная попытка частей 10-й армии Красных и Северного отряда Волжско-Каспийской военной флотилии отбить город. Но она оказалась неудачной — Кавказская армия была еще достаточно сильна. До декабря на фронте возле Царицына сложилось равновесие.
Осенью стратегическая ситуация на Южном фронте коренным образом изменилась — в октябре белые достигли крайней точки своего наступления на Москву — города Орел. Но красные, подтянув резервы, нанесли контрудар и перешли в стратегическое наступление. К концу ноября, когда Вооруженные силы Юга России на западном и центральном участке фронта были отброшены далеко на юг, Царицын уже начал терять свое значение для белых. Врангелевцы начали планомерно готовить город к сдаче, уничтожая промышленный потенциал, заливая его кровью царицынских рабочих и всех, кто мог быть заподозрен в симпатиях к советской власти и большевикам.
А вот для красных значение Царицына, наоборот, возрастало.
К концу ноября 1919 года, как писал А. И. Деникин: «У Царицына установилось известное равновесие: и Кавказская, и Красные Армии делали попытки частных наступлений, не имевшие серьезных результатов».
1 декабря 1919 года деникинцы немного оттеснили части 10-й армии от Царицына в сторону Дубовки.
В этот же день командующий Юго-Восточным фронтом В. И. Шорин докладывал Главкому РККА С. С. Каменеву:
«Из сегодняшней обстановки я вынес вполне определенное мнение, что как командарм, так и я были введены в заблуждение. Вероятно, вчера в действительности 39 и 38 [дивизии] болтались, первая где-то в районе Вертячего, вторая в районе Котлубани. А на Бабуркина и Рассошинский были высланы, очевидно, конные разъезды, которые ничего не могли увидеть о сосредоточении 3 Кубанской дивизии в районе Карповки.
37 и 28 [дивизии], зная обстановку на участке 39 и 38 [дивизий], были, очевидно, вполне убеждены, что они будут выполнять дальше и с успехом свои задачи, а именно — рвать дорогу.
И поэтому после артиллерийской подготовки, разорвав проволоку, днем сегодня 37 [дивизия] заняла Городище, а 28-я — Пушечный завод, но за это время случилось на участках 39 и 38 [дивизий] контрнаступление противника, отход этих дивизий. Тогда 37 и 28 [дивизии], терпя губительные потери, отошли на исходное положение».
Но это был последний успех деникинцев на этом направлении.
В декабре 1919 года произошла смена командования в обеих армиях. С 5 декабря Кавказскую армию вместо генерала П. Н. Врангеля возглавил генерал С. Л. Покровский. 28 декабря А. В. Павлов сменил Л. Л. Клюева в качестве командарма 10-й армии. Еще не начав наступление, войска Юго-Восточного фронта улучшили свое положение за счет успешных действий 4-й армии Туркестанского фронта, высвободившей силы 11-й армии.
И главное, успешное наступление красных на центральном участке Южного фронта вынудило А. И. Деникина перебросить туда дивизии из-под Царицына. Дальнейшее продвижение Красных армий на юг создавало угрозу окружения Кавказской армии. Вывод деникинских частей с левого берега Волги позволил красным установить батареи напротив Царицына и обстреливать позиции противника.
18 декабря 1919 года В. И. Шорин докладывал: «Теперь я считаю, что нам надо окончательно разделаться с Донской армией и разбить Кавказскую, после чего быстро выдвигаться на линию Новочеркасск-Маныч. Если этот удар действительно будет оглушительный, то хорошо отзовется на всем Южном фронте и на Кавказе».
Главный удар Юго-Восточный фронт должен был нанести в направлении на Новочеркасск. Царицын превращался из плацдарма для белого наступления вдоль Волги в обузу, грозящую большими потерями. 28 декабря А. И. Деникин приказал Кавказской армии оставить Царицын и отойти на юго-запад, заняв оборону вдоль р. Сал для прикрытия Кубани и Ставрополья. Деникинцы готовились к отходу, а красные собирали силы для нового штурма Царицына.
28 декабря из-за Волги подошла 50-я Таманская дивизия под командованием Е. И. Ковтюха, входившая в 11-ю армию. По правому берегу к Царицыну продвигалась 37-я дивизия во главе с П. Е. Дыбенко. 29 декабря 1919 года перешла в наступление Черноярская ударная группа 11-й армии. Одновременно активизировала действия и Царевская группа.
1 января В.И. Шорин отдал приказ о штурме Царицына. Один из ударов должна была нанести 50-я Таманская стрелковая дивизия, переправившись с левого берега Волги по льду. Правда, начальнику этого соединения Е.И. Ковтюху, возглавлявшему также Царевскую группу войск, с трудом удалось найти добровольцев для атаки укрепленных позиций по тонкому льду.
Однако командиру 50-й стрелковой дивизии удалось без единого выстрела приблизиться к правому берегу Волги и даже перетащить орудия. В 23.00 2 января прозвучал первый пушечный выстрел, и в Царицын ворвалась конница Таманской дивизии, переправившаяся с острова Сарпинский. 448-й стрелковый полк вел бои на улицах Зацарицы. 449-й стрелковый полк атаковал позиции деникинцев в районе Французского завода (ныне завод «Красный Октябрь»).
450-й полк красных захватил окопы белых на берегу Волги и с боями прорвался к собору. С запада царицынские укрепления атаковали бойцы 37-й стрелковой дивизии 10-й армии. Арьергард Кавказской армии покинул город, взорвав при этом мосты, водокачки и электростанцию.
Участник штурма командир 37-й стрелковой дивизии П.Дыбенко вспоминал: «28 декабря 10-я армия перешла в наступление… Около 19 часов к нам из Царицына перебежали двое рабочих и сообщили, что противник эвакуирует город. Не ожидая подхода остальных частей дивизии, 1-я бригада в 20 часов двинулась к проволочному заграждению…
Около 20 часов в городе и на Французском заводе возникли пожары и взрывы. К этому времени с левого берега Волги переправился 450-й полк 50-й дивизии, которой командовал Ковтюх… К этому времени кавалерийская бригада 37-й дивизии ворвалась в город с западной стороны. В два часа ночи 3 января 1920 г. над „Красным Верденом“ навсегда взвились победные красные знамена великой пролетарской революции».
Одновременно Черноярская ударная группа заняла Райгород. Деникинские войска спешно отходили к реке Аксай. 5 января части Черноярской и Царевской групп 11-й армии соединились и заняли Сарепту.
В ходе обследования улиц и дворов Царицына было обнаружено 55 тел жертв деникинских расправ, которых 8 февраля похоронили в районе Центральной (Александровской) площади, получившей название площади Павших борцов.
Сергей Вовченко, научный сотрудник отдела Мемориально-исторического музея