Человек и природа неотделимы друг от друга и тесно взаимосвязаны. Для человека, как и для общества в целом, природа является средой жизни и чаще всего единственным источником удовлетворения его потребностей — материальных и духовных.
Человек берёт у природы всё необходимое для жизни и производства, а взамен даёт только защиту от своей собственной деятельности.
Что нужно делать для того, чтобы сберечь природу, чтобы не разрушались уникальные природные ландшафты планеты? Необходимо регулировать хозяйственную деятельность человека.
Это и вызвало к жизни новую форму взаимодействия общества и природы — охрану окружающей природной среды. Осознать суть экологических проблем может помочь учение о ноосфере. Ноосфера — «сфера разума» — новое состояние биосферы, при котором разумная деятельность человека становится главным фактором её развития. Термин «ноосфера» впервые употребили в 20-е гг. XX в. французские учёные Эдуард Леруа и Пьер Тейяр де Шарден.
Русский учёный, академик Владимир Иванович Вернадский активно занимался учением о ноосфере. Суть учения в том, что человечество в XX веке приобрело такую техническую мощь, так влияет своей деятельностью на биосферу, что без участия разума равновесие между природой и обществом не может сохраняться. Это определяющий фактор взаимодействия природы и общества. Но для решения глобальных проблем мало участия одного государства, необходима совместная деятельность различных стран, обмен опытом. Экологическая ситуация в мире требует изменения поведения человека в природе. В связи с этим первостепенное значение приобретает экологическое воспитание и образование.
Наша планета — наш дом, и каждый из нас в ответе за будущее Земли.