Найти тему

Ностальгия!

Сорок лет назад к городу Красноярску начали пристраивать новый микрорайон "Северный"! На отшибе, недалеко от кладбища, без асфальтированных подъездных путей и инфраструктуры... Первый блок - шесть жилых домов(в одном из них продуктово-виноводочный, в другом - промтоварный магазин) и школа.

В каждом классе школы по нескольку учеников, мой выпуск (три года проучилась) - 12 одноклассников. Автобусный маршрут ездил так, чтоб максимально попасть на асфальт, как-то в окружную, с выездом на загородную трассу, долго, редко, от силы 1-2 автобуса номер "29" в час.

В моём девятиподъездном девятиэтажном доме один подъезд выделили семьям военнослужащих, другой - геологов, третий многодетных (с 5-комнатными квартирами).

Переселили в наш микрорайон два стихийных посёлка с загородных промзон, заселённых освободившимися и продолжавшими там же работать бывшими заключёнными.

На наш маленький райончик орудовали две бандитских группировки - большая и мала шараги, как мы их называли, или это они себя так называли. Малая - из несовершеннолетних, школьники прошедшие детские колонии и специнтернаты, хулиганили по мелочам: почтовые ящики и подъездные двери поджигали, отбирали у других школьников деньги (20 коп. на обед или 6+6 коп. на проезд), "отжимали" какие-то модные аксессуары (многостержневые ручки, переливающиеся календарики, ремешки на джинсы"райфл"...) и устраивали драки (точнее - страшные побоища).

Большая шарага - взрослые матёрые, прошедшие тюрьмы, преступники. Состав "Большой шараги" несколько раз полностью обновлялся, по мере того, как их сажали за убийства и другие тяжкие.

На крыльце школы 1 сентября 1983 года (я в гольфах) Директор школы - Можейко Виктор Семёнович!
На крыльце школы 1 сентября 1983 года (я в гольфах) Директор школы - Можейко Виктор Семёнович!

Из учителей и родителей школьников формировались поочереди группы добровольных народных дружинников (ДНД - как в "Самой очаровательной и привлекательной"), патрулировавших район по вечерам.

В 22.00 Директором школы был установлен "Комендантский час", мера вынужденная, район строился, вокруг жилого массива - стройки, недостроенные многоэтажки, котлованы со сваями... Статистика преступности зашкаливала.

Меня родители отпускали гулять до 21.00 летом и "до темноты" зимой.

Мы, детьми, гуляли всем классом, гурьбой, по большому и малому прогулочному кругу, с остановками на горке или качельке. Малый круг - вокруг огороженной территории школы, большой - вокруг всех шести достроенных домов.

Вместо лавочек - сваленные в кучу у подъезда, оставшиеся после строительства, бетонные блоки, где играли в колечко, краски... Вместо спортплощадки - строительные котлованы - прыгали со сваи на сваю.

Сами делали, развешивали на кустах кормушки для птиц и птичек пшеном кормили.

Да, деревьев в новом микрорайоне почти не было. Первые деревья высаживали учителя, школьники и их родители.

Разводили цветы на подоконниках, засаживали цветами и поливали пришкольные клумбы.

Всем классом ходили в ближайшую городскую библиотеку - полчаса пешком по пустырю с травой в наш рост, но это было быстрее, чем на автобусе.

Такой архивной "кинолентой" оформлен 1 этаж моей школы (я в белых носочках и уже комсомолка, а САЛЮТуют одноклассники-пионеры, которые ещё заслуживают приёма в комсомол)
Такой архивной "кинолентой" оформлен 1 этаж моей школы (я в белых носочках и уже комсомолка, а САЛЮТуют одноклассники-пионеры, которые ещё заслуживают приёма в комсомол)

Каково же было моё удивление, когда я почти через сорок лет привела в свою школу внука на "дошколёнок" и взглянула на стены холла первого этажа. Аж сердце сжалось!

По стенам оформлена "архивная кинолента" со старыми чёрно-белыми фото. Фотографии с первых лет существования школы, где мои учителя, мои одноклассники, мои подруги! И "усатый учитель истории", поставивший мне тройку(первую и единственную) в аттестат за "улыбалась на уроках". По совместительству он вёл НВП (начальную военную подготовку) и за каждую мою улыбочку командовал "Встать! до конца урока" и рисовал в журнал и дневник кол с указанной выше надписью.

Всё же это было детство, это было весело, увлекательно, захватывающе-замечательно!

Мы с подругой часто вспоминаем те времена, там было очень много всего интересного. Только мы всегда подытоживаем, что никогда не хотели бы туда вернуться. Прошло, чему-то нас научило, дало незабываемый опыт, и - замечательно! Идём дальше.

Сейчас мы с подружкой - бабушки, и счастливы этим, и не только этим...

У нас по любимой работе, семьи, дети, невестки, зятья, а ещё домашние животные, огород ... Ух, сколько всего увлекательного!

А захожу с внуком в школу и разглядываю стены.

Кстати, внук не особо впечатлился, что бабушка тоже когда-то была девочкой и училась в этой школе.