Найти в Дзене
Бронзовое кольцо

Илюшино счастье. Глава 30

Это был самый счастливый день в жизни Илюши. Целый день вдвоем с мамой! Они сидели рядом на сиденье, и мама обнимала его за плечи. Руки у нее теплые, ласковые. Илья смотрел в окно на пробегающие мимо зеленые поля, по краям которых росли синие-синие васильки и был невероятно счастлив. Глава 1 Катерина откинула крючок с дверей, как только проснулась. Она сердцем чувствовала, Вера очень переживает, наверно не могла спорить с этим гадом. Паразит, навязался на ее бедную голову. Наверно, всю ночь не спала, расстраивалась. Пошла в сарай за дровами, выглянула за калитку, пусто на улице, не видать никого. Подмести надо немножко, ночью снег прошел. Подмела тропу до сарая, вышла за ворота, тут подмела, постояла, нет никого. Набрав охапку дров, войдя в дом, осторожно опустила их перед плитой. Прошла в большую половину, спит Илюша. Хорошо, что спит. Укрыла маленькую ножку, высунувшуюся из-под одеяла. Пошла топить печь, готовить завтрак, заниматься прочими делами. Когда проснулся Илюша, в печке вовс

Это был самый счастливый день в жизни Илюши. Целый день вдвоем с мамой! Они сидели рядом на сиденье, и мама обнимала его за плечи. Руки у нее теплые, ласковые. Илья смотрел в окно на пробегающие мимо зеленые поля, по краям которых росли синие-синие васильки и был невероятно счастлив.

Глава 1

Катерина откинула крючок с дверей, как только проснулась. Она сердцем чувствовала, Вера очень переживает, наверно не могла спорить с этим гадом. Паразит, навязался на ее бедную голову. Наверно, всю ночь не спала, расстраивалась.

Пошла в сарай за дровами, выглянула за калитку, пусто на улице, не видать никого. Подмести надо немножко, ночью снег прошел. Подмела тропу до сарая, вышла за ворота, тут подмела, постояла, нет никого. Набрав охапку дров, войдя в дом, осторожно опустила их перед плитой.

Прошла в большую половину, спит Илюша. Хорошо, что спит. Укрыла маленькую ножку, высунувшуюся из-под одеяла. Пошла топить печь, готовить завтрак, заниматься прочими делами.

Когда проснулся Илюша, в печке вовсю трещали дрова, шипело масло в сковородке, жарились блины, которые мальчик обожал.

- Бабушка! Ты ходила на улицу?

- Ходила, Илья! На улице сегодня морозит. Едва ли сможешь пойти кататься на санях, можно обморозиться.

- Я и не собирался, бабушка! Дедушка обещал сегодня научить меня сеть вязать. Когда настанет лето, мы с ним рыбачить будет. А то на удочки много ли поймаешь? Правда, баба?

- Ой, ладно бы! Хорошо ведь зимой солененькой рыбки с картошечкой жареной. Может пожарим сегодня в обед картошки? Хочешь? Рыбку из подполья достанем. Ага?

- Ладно! Чаю мне нальешь, только без молока, ладно бабушка?

- Ладно уж! На дедушку равняешься? Ему расти не надо, а тебе надо. Уж молоко пить я тебя пить не заставляю, хотя бы чай с молоком!

- Ну, бабушка!

- Ладно, ладно! Вот тебе твой чай без молока. Макай блины-то в сметану. Пойду, деда посмотрю, не встает чего-то сегодня, не захворал ли уж?

Не захворал Федор. Лежал, позевывая, почесываясь, не желая вставать, пока изба немного не согреется.

- Че, бабка, опять блины жаришь? Избалуешь ты мне парня. Наша мамка, бывало, сварит чугунок картошки, луку начистит, по куску хлеба даст, да обрату по пол кружке нальет.

- Федя, чего ты вспоминаешь, что было сто лет тому назад. Сейчас уж никто обрат не пьет, творог делают, или вообще поросятам выливают. Чего не встаешь-то?

- Холодно, зябну я, все косточки ломит…

- Ну, завел свою шарманку, чай вскипел, блины на столе, вставай, ешь!

Илья поел блинов со сметаной. Не хотел он и смотреть на эту сметану, но бабушка опять будет переживать, что ему надо расти, а с чего расти, если он ничего не ест. Жалко бабушку расстраивать, приходится старательно макать блин в сметану. Мама бы, конечно, варенья дала. Бабушка не даст, говорит сладкого понемногу, а то зубы выпадут. Врет, наверно, варенья жалко, оно ведь убывает.

Мама сейчас в школу собирается. Может быть зайдет повидаться. Если не зайдет с утра, Илья не будет обижаться. Он ведь все понимает, школа и ребята, это главное в жизни и опаздывать в школу нельзя. Так мама говорит. А мама никогда не врет.

- Бабушка, ты деда будила? Он скоро встанет?

- Встает уже, зачем он тебе?

- Я же говорил, сеть мы с ним будем вязать.

- Ой, Илья, пока он встанет, пока поест, пока расшевелится, это еще не скоро. Скучно тебе? Поди, порисуй.

Ну и день выдался длинный. Уже и порисовал, и поучился нитки на челнок наматывать. Сети вязать не получилось, у деда опять спину прихватило. Уже давным-давно обед прошел, а часы, словно остановились. Илья знает, когда маленькая стрелка на тройке, можно начинать ждать маму.

Все, наконец, стрелка там, где надо. Илья сел на табурет напротив дверей и стал ждать маму. Он слышал каждый шорох, каждый скрип за окном. Уже бабушка за водой два раза сходила, дров принесла, печь затопила, суп варит, а мамы все нет. Илья терпеливо ждет. Так бывает, мама иногда и позже приходит.

Стукнула калитка, раздались торопливые шаги на крыльце. Сердце мальчика ухнуло, упало вниз, после быстро и радостно забилось. Мама идет!

Вера вошла в дверь, свежая, румяная с мороза, счастливая, но с виноватой улыбкой на лице. Катерина облегченно вздохнула, одумалась так и, дур очка! Она не поняла, зато Илья своим детским сердечком почувствовал, мама не за ним пришла. Радость в глазах потухла. Мальчик вздохнул глубоко, сердце успокоилось.

Женщина подошла к сыну, присела на корточки, взяла его за руки холодными пальчиками. От их холода по спине Ильи пробежала дрожь. Он сидел, опустив глаза. Вера потрясла его за руки

- Илюша! Ты не рад меня видеть?

- Рад.

- Почему ты не смотришь на меня?

Илья пожал плечами. Не мог он смотреть на маму.

- Сынок, ты зря на меня обижаешься, в жизни бывают разные обстоятельства. Ты же большой, понимаешь, в каждой семье должны быть папа и мама. Теперь с нами будет жить Олег Викторович. Чтобы стать папой для тебя, он должен сначала привыкнуть ко мне. Ты поживи недельки две у бабы Кати, ладно?

Все равно, я только тебя ночевать забирала, чего тебе взад, вперед ходить? Сейчас бы я тебя забрала, утром тебе вставать рано и бежать к бабушке. Ты согласен со мной?

Илья кивнул. Мог сказать, не согласен. Кто бы его слушал? Раз она так решила, ладно, будет согласен. Вера обняла сына, поцеловала в макушку.

- Вот и умница! Тетя Катя, вам ведь Илья не в тягость, пусть поживет еще недельки две. Мы с Олегом сегодня заявление на регистрацию брака подали. Я за него замуж выхожу! Чего ты молчишь, теть Кать? Порадуйся за меня!

Много чего могла бы сказать Катерина, вернее сделать. Сейчас бы так оттаскала эту тварь за волосы, так натыкала бы ей в бесстыжую ха рю! Но Илюшка сидел, бледный, как мел, с опущенными глазами, с поникшей, как у увядающего цветка головой. Он может этого не вынести.

- Ты, Вера, наверно, торопишься! Ты, Вера, иди, мы сами тут.

Хриплый голос Катерины и взгляд, полный ненависти и презрения не понравились Вере.

- Ты чего, тетя Катя? Ладно, я пошла, до свидания!

- Пойдем, я за тобой закрою!

В сенях Катерина остановила Веру.

- Вот какую змею я пригрела на груди. Будь проклят тот день, когда я тебя впустила в свой дом, когда приняла тебя, как дочь. Если бы я знала, что ты когда-нибудь, ради мужика, откажешься от своего ребенка, я бы тебя на порог не пустила. Ты не мать, гадина ты!

- Ой, кто бы говорил! Тебе на старости лет не терпелось скорее под мужика залезть, а я молодая, я хочу!

- Хоти, кто против? Мальчонку-то зачем заставляешь страдать. Если мужчина не принимает твоего ребенка, значит, и тебя он не любит. Как ты не понимаешь?

- Тебе откуда знать, ты с ребенком замуж не выходила. Пошла я некогда мне, муж ждет.

Илья, сидя на кровати листал книжку с картинками. Лицо его дергалось, губы дрожали. Катерина не знала, как подойти к ребенку, какие слова сейчас сказать. Она села на краешек кровати. Мальчик отложил книгу

- Бабушка, что такое тягость?

Илья поднял на бабушку глаза, покрасневшие от сдерживаемых слез.

- В тягость, это, когда человеку трудно. Мама твоя спрашивала, не трудно ли нам с тобой, не ссоримся ли мы.

- Бабушка, тебе с дедом в тягость, со мной нет, правда же?

- На самом деле, и дед мне не в тягость, это у нас игра такая, мы ругаемся понарошку, чтобы не скучно было жить.

- Маме сейчас не скучно жить, ей есть с кем ругаться, я ей стал не нужен. Тебе-то хоть нужен?

- Илюша! Ты мне нужен больше всех на свете. Но и маме ты тоже нужен, только она сейчас не может забрать тебя. Мама же объяснила, Олег Викторович должен привыкнуть для того, чтобы стать тебе папой.

- Не надо ему привыкать. У меня есть свой папа. У меня есть ты и есть дед. Если маме хочется, чтобы Олег Викторович жил в нашем доме, пусть живет. Я буду жить с тобой и дедом.

- Мы с дедом только рады будем, нам же помощник нужен, мы старенькие уже. Но если надумаешь жить с мамой, я не обижусь, будешь к нам в гости ходить.

- Лучше я к ним буду в гости ходить, а жить буду с вами.

Илюша так и остался жить у Катерины. По выходным он отправлялся в гости к матери. Олег Викторович воспитывал его. Надо за столом сидеть прямо, локти на стол не класть, не надо пол куска хлеба засовывать в рот, надо жевать с закрытым ртом и так далее.

Илья научился вести себя за столом, слушать внимательно отчима, улыбаться, когда нужно, кивать если нужно, молчать, когда нужно. Он очень любил маму и готов был вытерпеть все, лишь бы побыть с ней рядом.

Вера понемногу отвыкала от сына. Выходные дни становились для нее мучением. Олег раздражался на каждое движение Илюши. И, когда он уходил домой, к бабушке, начинался разбор полетов.

По его словам, выходило, Илья невоспитанный, тупой, упрямый ребенок. Наследственность у него плохая, все в родне были алкоголики, в том числе и отец. Из этого мальчишки не получится ничего хорошего. Вера слушала Олега и ей стало казаться, что это на самом деле так.

Она заходила к Катерине редко, не нравилось ей там, тягостно как-то. Не любит Катерина Олега. Всю заботу о сыне она спихнула на Катерину. Почему она не подумала ни разу, что на него надо постирать, погладить, что ребенка чем-то надо кормить? Кто ее знает?

Пенсию на сына по потере кормильца Вера складывала на сберкнижку. Им с Олегом на двоих две зарплаты вполне хватало. В начале лета они съездили к родителям Олега, навестили мать Веры, которая очень удачно вышла замуж. Прожив с мужем всего полтора года, она стала хозяйкой трехкомнатной квартиры с шикарной мебелью. Теперь Вере не стыдно Олега и его родню знакомить с мамой. Что она с удовольствием сделала.

Вернувшись после поездки, Вера явилась к Катерине. Илюши дома не было, рыбачил с дедом. Положив на стол кулек с конфетами, вера села на табурет.

- Как поживаете, тетя Катя?

- Мы-то хорошо, как ты? Совесть не мучает? Могла бы мальчишку взять с собой, он большой, с ним никаких хлопот.

- Надоел что ли? Наигралась в добрую бабушку?

- Вера, постыдись, я ведь за Илью переживаю и за тебя. Он ведь любит тебя. Если так пойдет дальше, это пройдет. Илья у тебя единственный, с каким лицом на старости лет ты обратишься к нему за помощью.

- До старости еще дожить надо.

- Доживешь и не заметишь. Вижу, ты не думаешь о нем заботиться. Так вот, Илье нужен велосипед. Купи.

- На какие шиши, мы в отпуске были, потратились.

- На пенсию купи, которую за сына получаешь

- Я ее на книжке коплю, вырастет, ему же пригодится.

- Пригодится, а сейчас ему нужен велосипед. У всех мальчишек есть, а у Илюши нашего нет. Купи!

- Тетя Катя, у нас в селе велосипеды не продают. Надо ехать в город. Сейчас мне некогда.

- Дела мне нет до этого. Не купишь, ославлю на все село, каждому встречному и поперечному буду рассказывать, что ты на сына копейки не даешь. На тебя и так все удивляются, сына променяла на …

- Ладно, уговорю Олега, съездим. Я уж думала, что успокоились, неужели до сих пор языки чешут? Ну и деревня, как не надоест?

- Поедете в город, парня с собой возьмите.

- Это еще зачем?

- Школьную форму как будешь покупать? На кого мерить?

- Чего его мерить? Я знаю его рост.

- Ботинки надо, куртку осеннюю, брюки школьные запасные, рубашки, теплый свитер, трико, футболки, носки, трусы.

- Хочешь сказать, у него ничего нет, не голый же он ходит?

- Есть, но мало. Купи!

- Ладно, напиши список. Сниму с книжки деньги и куплю. Скажешь Илье, что я заходила. Собери его завтра, на первом автобусе и поедем.

Пришлось Вере сильно постараться уговорить Олега отпустить ее в город. Сам он, разумеется, не собирался трястись по такой жаре в душном автобусе.

Это был самый счастливый день в жизни Илюши. Целый день вдвоем с мамой! Они сидели рядом на сиденье, и мама обнимала его за плечи. Руки у нее теплые, ласковые. Илья смотрел в окно на пробегающие мимо зеленые поля, по краям которых росли синие-синие васильки и был невероятно счастлив.

Они с мамой ходили по рынку, держась за руки, покупали ему школьную форму, рубашки. Мама сама застегивала на нем пуговицы, как на маленьком, Илье было щекотно и очень приятно!

Потом они обедали в столовой, Илюше показалось, что вкуснее этой котлеты с рожками он ничего, никогда не ел. Мама смотрела на него и улыбалась.

- Илюша, ты такой большой, я и не заметила, как ты вырос. Хочешь мороженого?

Они сидели в парке, ели мороженое. Народ ходил взад, вперед и все видели, вот он, Илья, сидит со своей мамой, с самой красивой, с самой лучшей мамой на свете.

Правда, на велосипед денег не осталось, но Илюша совсем не огорчился. Мама сказала, что на будущий год весной они снова съездят в город и купят ему велосипед.

На обратном пути Илья уже не смотрел в окно, грустно, что скоро дорога закончится. Он знал, что не сбудется, но мечтал, как мама обнимет его и скажет: «Сынок, мне без тебя плохо, пожалуйста, возвращайся домой, этот Олег Викторович мне в тягость, он нам с тобой не нужен».

Выйдя из автобуса, мама поправила на нем рубашку, погладила по голове

- Сынок, сейчас я провожу тебя до бабушки. Давай, договоримся с тобой, мы бабушке скажем, что в магазине велосипедов не было.

- Как это? Они же там были.

- Бабушке зачем об этом знать? Ты просто послушайся меня. Иначе Катерина рассердится на меня, будет ругаться. Ты же не хочешь, чтобы мы ругались. Твоя бабушка и так меня не очень любит.

Стыдно Илюше врать бабушке, но, когда об этом просит мама, придется.

Катерина ждала внука, стоя у ворот. Еще глядя издали на внука, она поняла, огорчен Илья. Оно и понятно, велосипед не купили. Как жаль мальчишечку

- Илья! Ну что форма подходящая нашлась?

- Да, бабушка, купили форму и ботинки.

- Вера, велосипед почему не купили, мы же договаривались.

- Не было велосипедов. Только маленькие. Лето скоро закончится, за зиму Илья еще вырастет. Купим весной.

Продолжение глава 31