Хотели как лучше, не получится ли как всегда?
Уже в понедельник, 1 января вступит в силу постановление Правительства РФ «Об утверждении уровней реагирования на ландшафтные (природные) пожары».
Делимся комментарием нашего эксперта Алексея Ярошенко по этому поводу:
Основная идея документа проста: чем дольше пожар остаётся нелокализованным, то есть может дальше распространяться, тем выше уровень реагирования на него.
Так, в первые сутки за пожар отвечают органы местного самоуправления, во вторые и третьи – регион или региональные подразделения федеральных ведомств, в четвертые и дальше – федеральные структуры. Через семь дней пожар переходит в ведение Правительственной комиссии по чрезвычайным ситуациям.
На первый взгляд всё выглядит логично: чем дольше не получается справиться с пожаром, тем более высокое начальство с большими ресурсами и полномочиями надо привлекать к его тушению. Но в реальности может получиться не очень, как минимум по нескольким причинам.
Во-первых, больше всего тушению крупных и сложных пожаров мешает чехарда с начальниками. Новое постановление гарантирует смену начальства через сутки, через трое, и через неделю после начала пожара. И если через неделю такая замена обычно уже ни на что не влияет, то через сутки и через трое этот процесс может больно ударить по всей организации тушения.
Во-вторых, с пожарных требуют, чтобы максимально возможная доля ландшафтных пожаров была локализована за первые сутки – это один из ключевых показателей их работы. Но при высокой пожарной опасности по погодным условиям это далеко не всегда возможно. А поскольку ценится красивая отчётность, крупный и сложный пожар нередко делят на части как в пространстве, так и во времени. Он может быть один и действовать в течение многих дней или даже месяцев, но при этом будет обнаруживаться и локализовываться в первые сутки сколько угодно раз подряд. По новым правилам такой многократно обнаруженный и локализованный пожар так и не уйдёт из-под ведения муниципалов.
В-третьих, есть множество способов вообще не считать начинающийся пожар пожаром. Если пожар действует трое суток, пора передавать ответственность на федеральный уровень, а региональным чиновникам готовиться к показательной порке. А если, например, «тлеет лесная подстилка», обнаружена «термоточка от горячего дыма» или виден «просто дымок», то что? Не беспокоить же федеральные ведомства по таким пустякам?
Так что замысел был неплохой, но, вполне вероятно, принцип «хотели как лучше, а получилось как всегда» сработает и здесь. Скорее всего, благие намерения разобьются о давние традиции отечественной лесопожарной отчётности, и в жизни почти ничего не изменится. А следующий лесопожарный сезон ожидается очень тяжёлым. К сожалению, к этому есть все предпосылки.