Вы делегируете обязанности подчиненным и ожидаете, что освободится время на решение более глобальных задач. Но обросли еще большим количеством проблем. Если вам знакома эта ситуация, значит, вы оказались в ловушке обратного делегирования. Рассказываю, что это такое, и как руководителю избавиться от навязанной сотрудниками ответственности.
Кому грозит «пересаживание обезьян»
Еще в 1974 году об этом писали Дональд Уосс и Уильям Онкен-младший в известной статье «Менеджер и его время, или Кому достанется обезьяна». При чем здесь обезьяна? Такую аналогию авторы провели с бесконечными вопросами, которыми подчиненные забрасывают начальника.
Обратное делегирование — это перекладывание ответственности за свои задачи (или «своих обезьян») на плечи руководителя. Но почему подчиненные позволяют себе «грузить» начальника? По мнению специалистов, причины необязательно кроются в непорядочности или лености сотрудников. Люди поступают так, как им проще, как подсказывает ситуация или как позволяется. Чаще всего сам начальник создает для этого условия, если:
- ему нравится, когда в нем нуждаются;
- не умеет говорить «нет»;
- некачественно ставит задачи;
- не позаботился о создании в коллективе атмосферы безопасности, когда подчиненные не боятся ошибиться.
Вот и получается, не успеет сотрудник взять задачу, как тут же бежит к руководителю с вопросами:
- «Вот здесь я не знаю, как сделать, посмотрите сами».
- «Тут что-то не сходится, проверите?».
- «Не думаю, что это соответствует действительности, может быть, вы уточните?».
Руководитель, стараясь помочь всем сразу и по отдельности, утопает в задачах, а подчиненные подгоняют: «Вы посмотрели?», «Ну, скоро вы уточните? Сроки поджимают…».
Такие отношения в коллективе недопустимы. Они расхолаживают сотрудников, снижают в них чувство ответственности.
Где искать ключи к решению проблемы
Можно ли приучить подчиненных к инициативности или предприимчивости, то есть способности находить выход из сложных ситуаций, принимать решения самостоятельно? По мнению авторов вышеупомянутой статьи, в деловом мире существует 5 уровней инициативности работников:
- Подчиненный действует самостоятельно, предоставляя начальнику только отчеты о выполнении.
- Сотрудник не полностью самостоятелен, он нуждается в советах по ходу работы.
- Работник предлагает начальнику свой план или видение решения задачи.
- Подчиненный постоянно спрашивает, что нужно делать.
- Не начинает, пока не получит прямых указаний.
При двух последних уровнях возникает проблема с обратным делегированием, поэтому руководителю стоит научиться пресекать попытки переложить ответственность на него. Инициативность подчиненных, наоборот, стоит приветствовать и развивать.
Важно, чтобы каждый работник четко понимал свои обязанности и нес ответственность за их исполнение.
Друзья, мы живем так, как умеем вести переговоры. Общение внутри коллектива и с подчиненными, делегирование и правильная постановка задач — это тоже переговоры. Об этом мы говорим на моих бесплатных мастер-классах.
Читайте еще:
Реклама ИП Рызов И.Р.
ИНН 772776698324
Erid 2VtzqvhBXFA