Найти тему

Обратное делегирование — что это такое и как с ним бороться

Оглавление

Вы делегируете обязанности подчиненным и ожидаете, что освободится время на решение более глобальных задач. Но обросли еще большим количеством проблем. Если вам знакома эта ситуация, значит, вы оказались в ловушке обратного делегирования. Рассказываю, что это такое, и как руководителю избавиться от навязанной сотрудниками ответственности.

Обратное делегирование опасно для руководителя тем, что еще больше нагружает его. Фото с сайта pexels.com, используется по лицензии Creative Commons
Обратное делегирование опасно для руководителя тем, что еще больше нагружает его. Фото с сайта pexels.com, используется по лицензии Creative Commons

Кому грозит «пересаживание обезьян»

Еще в 1974 году об этом писали Дональд Уосс и Уильям Онкен-младший в известной статье «Менеджер и его время, или Кому достанется обезьяна». При чем здесь обезьяна? Такую аналогию авторы провели с бесконечными вопросами, которыми подчиненные забрасывают начальника.

Обратное делегирование — это перекладывание ответственности за свои задачи (или «своих обезьян») на плечи руководителя. Но почему подчиненные позволяют себе «грузить» начальника? По мнению специалистов, причины необязательно кроются в непорядочности или лености сотрудников. Люди поступают так, как им проще, как подсказывает ситуация или как позволяется. Чаще всего сам начальник создает для этого условия, если:

  • ему нравится, когда в нем нуждаются;
  • не умеет говорить «нет»;
  • некачественно ставит задачи;
  • не позаботился о создании в коллективе атмосферы безопасности, когда подчиненные не боятся ошибиться.

Вот и получается, не успеет сотрудник взять задачу, как тут же бежит к руководителю с вопросами:

  1. «Вот здесь я не знаю, как сделать, посмотрите сами».
  2. «Тут что-то не сходится, проверите?».
  3. «Не думаю, что это соответствует действительности, может быть, вы уточните?».

Руководитель, стараясь помочь всем сразу и по отдельности, утопает в задачах, а подчиненные подгоняют: «Вы посмотрели?», «Ну, скоро вы уточните? Сроки поджимают…».

Такие отношения в коллективе недопустимы. Они расхолаживают сотрудников, снижают в них чувство ответственности.

Где искать ключи к решению проблемы

Можно ли приучить подчиненных к инициативности или предприимчивости, то есть способности находить выход из сложных ситуаций, принимать решения самостоятельно? По мнению авторов вышеупомянутой статьи, в деловом мире существует 5 уровней инициативности работников:

  1. Подчиненный действует самостоятельно, предоставляя начальнику только отчеты о выполнении.
  2. Сотрудник не полностью самостоятелен, он нуждается в советах по ходу работы.
  3. Работник предлагает начальнику свой план или видение решения задачи.
  4. Подчиненный постоянно спрашивает, что нужно делать.
  5. Не начинает, пока не получит прямых указаний.

При двух последних уровнях возникает проблема с обратным делегированием, поэтому руководителю стоит научиться пресекать попытки переложить ответственность на него. Инициативность подчиненных, наоборот, стоит приветствовать и развивать.

Важно, чтобы каждый работник четко понимал свои обязанности и нес ответственность за их исполнение.

Друзья, мы живем так, как умеем вести переговоры. Общение внутри коллектива и с подчиненными, делегирование и правильная постановка задач — это тоже переговоры. Об этом мы говорим на моих бесплатных мастер-классах.

Читайте еще:

Реклама ИП Рызов И.Р.

ИНН 772776698324

Erid 2VtzqvhBXFA