Найти тему
itwaslong.ru

Посмотрел первую сатирическую комедию Гайдая. Факты о создании и мои впечатления.

Продолжаю смотреть, так сказать, непопулярные кинофильмы моего любимого комедийного режиссера Леонида Иовича Гайдая.

Сегодня речь пойдет о фильме, который был снят в 1958-м по пьесе Владимира Дыховичного и Мориса Слободского «Воскресение в понедельник», которую авторы переработали в сценарий, изначально называвшийся «Мёртвое дело».

А то, что получилось в итоге - было названо так.

Режиссура.

Сатира в кино 50-х была довольно опасным делом, а сценарий, предложенный "Мосфильмом" Гайдаю, содержал довольно острую сатиру на бюрократизм советских учреждений. Возможно, Гайдая, образно говоря, бросили на амбразуру с целью посмотреть, как далеко можно было зайти в экранизации подобного материала. Например, "Карнавальная ночь" Рязанова выстрелила, а можно пойти ещё дальше?

Сценарий был несколько расширен по сравнению с оригинальной пьесой, экранизация которой тянула бы разве что на короткометражку. Но практически все диалоги из «Воскресения в понедельник» почти в неизменном виде перешли в картину Гайдая.

Леонид Иович не числился в соавторах сценария, но с удовольствием поработал отличным продюсером, расширяя многие сцены исключительно своим взглядом на юмор. В классической пьесе было много зловещего, но Гайдай здесь только веселит. В дальнейшем творчестве он будет часто пародировать фильмы ужасов, но в «Женихе» он почти не прибегает к этому приему, понимая, что тематика картины и без того уже жутковата. Многие его находки, воплощенные в этой картине станут неотъемлемыми составляющими его стиля. И это было началом становления Гайдая, как талантливого комедийного режиссера со своим фирменным почерком.

Известный факт, что фильм из полуторачасовой комедии порезали в 47-минутный огрызок, который стал короткометражкой. На вопрос о первой комедии режиссер отвечал так: "Судьба этой картины была очень печальна. Её очень раскритиковало наше руководство. Из полнометражной картины сделали короткометражную. Многое переозвучивали, переснимали. Ну, в общем, тяжко было".

Что же произошло? Бывший ответственный редактор газеты «Комсомольская правда», бывший первый секретарь ЦК ВЛКСМ, бывший заведующий Отделом пропаганды и агитации ЦК КПСС, Николай Александрович Михайлов в 1955 году возглавил Министерство культуры и прослужил в этой должности вплоть до 1960-го.

-2

За этот срок Михайлов успел испортить кровь многим культурным деятелям, но никому не досталось от него так, как Гайдаю. Фильм просто могли "положить на полку".

Есть хорошая книга Е. И. Новицкого из серии "Жизнь замечательных людей", посвященная Леониду Гайдаю, цитатами и фактами из которой я местами руководствовался при написании этой статьи. И вот тут я хочу процитировать полностью разговор Гайдая на аудиенции у Михайлова.

Гайдай же в ту пору всё еще оставался неисправимым идеалистом. Он сам добился аудиенции у Михайлова, наивно полагая, что сможет в чем-то убедить самодовольного властителя. Михайлов же не дал Леониду раскрыть рта, а сразу набросился на него с сокрушительным заявлением:
— Гайдай, вы вообще понимаете, что вы сделали?! Вы ведь сняли пасквиль на советскую действительность!
Гайдай опешил, но всё-таки возразил:
— Неужели вам жалко героя фильма, этого бюрократа, который сам себе создал проблемы?
— Мне жалко вас, молодой человек, — надменно парировал Михайлов. — Скажите, вы коммунист?
— Да, — ответил Гайдай. — Я вступил в партию на фронте. В 1942 году.
— Это вы поспешили, — сказал Михайлов, прямо как Куравлев в «Иване Васильевиче». — Рано, молодой человек, слишком рано вам дали партбилет. А за такие фильмы вы мне его вообще на стол положите.
Столь недвусмысленная угроза обезоружила бы любого. Если кинорежиссера-коммуниста исключат из партии, это автоматически означает, что ни одного фильма он больше не поставит.
Гайдай вышел из министерского кабинета совершенно раздавленным. Дальнейшие переговоры только ухудшили бы его ситуацию. Теперь Леонид мог рассчитывать лишь на покровительство Ивана Пырьева. К чести директора «Мосфильма», тот не отвернулся от своего любимца в трудную для него минуту.
— Не горюй, Гайдай, — сказал Пырьев. — Что-нибудь придумаем.

Пырьев придумал - собрал пресс-конференцию, на которой убедил журналистов написать, что такая "эксцентрическая" комедия обязательно нужна советскому человеку. Выпускать в начальном виде картину было нельзя, поэтому ее сократили, убрав всё самое идеологически сомнительное.

Приведу ещё несколько цитат из книги Новицкого.

Гайдай, конечно, не мог равнодушно смотреть, как обращаются с его детищем. Нет сомнений, что он предпочел бы, чтобы над картиной вовсе не производили никаких операций, а оставили бы ее в хранилище до лучших времен. Но в то же время он понимал: нельзя считаться режиссером запрещенного фильма — существует риск не остаться в профессии. В итоге «Жених с того света» был радикально перемонтирован, сокращен вдвое, частично переснят и переозвучен. И всё это, по-видимому, уже без участия самого Гайдая.
Переделка картины затянулась — на экраны она вышла лишь в сентябре 1958-го, спустя почти год после окончания работы над первым вариантом. Когда Гайдай посмотрел второй вариант, он сокрушенно покачал головой: «Это не мой фильм».
Прокатный тираж картины «Жених с того света» был смехотворен, просто оскорбителен для тех, кто над ней работал, — всего-навсего 20 копий. Это было явное фиаско. К счастью, Гайдая всё-таки не заставили распрощаться с партбилетом, но и не спешили заводить разговоров о дальнейшей участи режиссера.

Картинка.

Весной 1957 года Гайдай со своей съемочной группой выехал в Ессентуки, где жил в гостинице. Съемки велись в Кисловодске, Пятигорске, Ессентуках и Железноводске.

Натура городов была показана очень мало, но сочно.

-3

У меня состоялось погружение в ту самую жизнь 50-х, она отлично показана во всем ракурсе.

-4

Мелкие детали быта тех лет были для меня просто восхитительными.

-5

Как старого любителя железных дорог меня также порадовали электрички с дверьми, открывающимися вручную.

-6

Просто класс!

-7

Я заметил интересную вещь еще в начале просмотра фильма. Фикусов (Вицин) рассказывает, что их контора служит важным связующим звеном с другими конторами. Тут у меня сразу произошло "дежавю" с фильмом Рязанова "Девушка без адреса", там было тоже самое, их контора тоже пересылала бумаги другой конторе.

-8

А вот таблички на учреждении, где размещалась контора КУКУ у Гайдая.

-9

Сатира и юмор.

-10

А вот у Рязанова в "Служебном романе" тоже такая тема с табличками на здании.

-11

Тут у нас - Нии Чего, Центральный резерв нежилых помещений, Управление Внешних Сношений, Главшерсть, Главбурение, Главкость, Главрыба "Моссрыбстрой, Специзолятор и, конечно же, Статистическое учреждение.

-12

Мне непонятны эти заимствования, а были ли они специально? Об отношениях Гайдая с Рязановым пишут разные вещи. Более правдоподобно было, на мой взгляд, то, что Рязанов критиковал "Бриллиантовую руку" на худсовете, и что Гайдаю естественно это не понравилось. Но в 90-е они вроде помирились и забыли обиды прошлых лет.

Актёры.

Всё действие в основном завязано на тандеме Вицина с Пляттом. И тандем этот был великолепен!

-13

У Плятта эта была первая главная роль, ведь он до этого не менее успешно сыграл в фильме "Весна" второстепенную роль Бубенцова с его «Где бы ни работать, только бы не работать!». Но вначале, его роль в "Женихе" могла бы быть у Ильинского, но не сложилось.

Плятт умел себя подать лицом.

-14

Его мимика неподражаема.

-15

А голос, какой голос! Особенно, когда он произносит слова, которые точно должны были пойти в народ, и их там много.

-16

Вообще, в фильме очень много крылатых фраз, заслуживающих внимания, просто прислушайтесь, это того стоит.

-17

Вицин для меня играет второстепенную роль, несмотря на примерно одинаковое по времени нахождение на экране.

-18

Он хорош, но Плятт всё-таки в этой картине - точно мой герой!

-19

Второстепенные роли сыграли - Рина Зелёная...

-20

...и Вера Алтайская.

-21

Были и другие известные актеры, которые сыграли свои роли, но они были вырезаны. Причем, эти актеры и далее снимались у Гайдая, и с ним всегда отождествлялись. Это был Моргунов в роли нищего, который обходил со шляпой трамвайных пассажиров, затем выходил на остановке и садился в собственную машину. Так же нам не показали сцены с Сергеем Филипповым в роли управдома Зазубрина. Судя по письму Гайдая родителям, снялась в картине и Фаина Раневская, но об этой роли ничего не известно. Кстати, Раневскую Гайдай всегда называл своей любимой актрисой, хотя ни в одну из своих последующих картин ее так и не пригласил.

Итог

Итог простой - всем, кто не видел данную кинокартину, надо немедленно ознакомиться! Лично я просмотрел все 47 минут на одном дыхании. Меня очаровали: юмор, игра наших советских актеров, погружение в жизнь 50-х! Да, есть какая-то незаконченность, это видно, полный вариант фильма очень желателен! Но, к сожалению, что имеем, то имеем.

Ещё мои обзоры на кинофильмы и спектакли:

Наконец-то посмотрел "За спичками" Гайдая в 4к. Делюсь впечатлениями.

Посмотрел "Инкогнито из Петербурга" Гайдая. А был ли фильм провальным?

Первый сценарий "Служебного романа" в телеспектакле "Сослуживцы". Что понравилось и не понравилось.

Друзья, если вам понравился мой пост, и вы узнали для себя что-то новое и интересное - подпишитесь на мой блог, поставьте лайк. Автору это всегда приятно, и мотивирует.

Не пропустите свежий пост серии " По следам ГДР 2.0 " про уже несуществующую, но прекрасную страну моего детства из 80-х.

-22