Будучи большим поклонником рязановского "Служебного романа" я люблю почитать посты об этом фильме, написать коммент под постом автора, поискать всякие артефакты как по местам событий фильма, так и в самом сценарии.
На днях мне всё же довелось спокойно сесть и посмотреть первый раз телеспектакль "Сослуживцы" по первому, еще не сильно отредактированному под фильм, сценарию Эмиля Брагинского и Эльдара Рязанова. Ну если быть точным, то это не совсем сценарий фильма, а пьеса, с бумажной версией которой я тоже местами ознакомился, чтобы быть в курсе некоторых деталей.
Далее я расскажу о конкретно своих впечатлениях от просмотра, о подборе актеров, их образов, ну словом, как я это увидел.
Понятно, что подобное творение после отличного фильма смотреть непривычно, и местами тяжело, да и вначале всё выглядело вообще как во сне, в котором знакомые вроде объекты, но ан нет - всё другое. Да, я осознаю, что телеспектакль кому-то нравится, что игра актеров Театра им. Маяковского там не самая слабая, но факт в том, что после просмотра телеспектакля Рязанов решил все же сделать фильм, а сама пьеса была значительно доработана для него. Причем друзья Рязанова рассказывали, что он даже ругался, когда случайно видел этот телеспектакль на экране. Ему не нравилось, что герои действуют в одном и том же пространстве, раздражало отсутствие полноценного монтажа.
Всего на экране 6 действующих лиц, в пьесе 7-й - это Бубликов, но он только упоминается в тексте. Причем, телеспектакль не балует нас массовкой - на экране всегда только шесть актёров.
Итак, начнем кратко по персонажам. Вначале - про Калугину.
Калугина тут симпатичнее лицом Фрейндлих, но Фрейндлих очень что ли в своем образе узорчата, вся в деталях, прям блистает нюансами своей актерской игры, что смотрится очень интересно.
Тут у актрисы Галины Анисимовой три состояния - напуганный...
...строгий и потом чересчур романтичный. Одно слово - театр.
Новосельцев в исполнения Левинсона категорически не подходит под образ интеллигента, служащего статистического учреждения.
Вот в фильме "Иван Бровкин на целине" или, допустим, "Трактористы" персонаж с такой фактурой - что надо!
Исполняя в возрасте 54 года эту роль он смотрит на Калугину не как на женщину, объект своей страсти и т.д., а как на свою дочурку, с отеческим прищуром.)
Игра Левинсона откровенно говоря не впечатлила - все мимо кассы, но все же он немного реабилитировался в моих глазах, феерично сплясав перед Калугиной на фуршете у Самохвалова. Воистину эту сцену и хореографию надо было бы включить в фильм.)
Краткий итог по Новосельцеву из этого телеспектакля я бы охарактеризовал так, как это сделал персонаж Алексея Смирнова из "Операции "Ы" в новелле "Напарник".
Танец - ВО! Остальное - до лампочки!
Полный тормоз Самохвалов по сравнению с живчиком Басилашвили. Он чем-то мне напоминал всем известного певца Льва Лещенко. Тут он любитель посмеяться его же густым певческим голосом в стиле - "гы-гы-гы".)
Не знаю, правильным путем я иду, сравнивая актеров фильма и актеров Театра им. Маяковского, но от этого вроде никуда не деться? Не скажу, что он не может быть Самохваловым. В нём, казалось бы, все есть для этого персонажа.
Отлично смотрится у Калугиной.
Но, иногда не без странностей.
К нему я вернусь еще позже, при одном, интересующем меня в фильме моменте. Идем далее.
Рыжова в телеспектакле местами раскованная...
...а местами довольно таки резкая особа, знающая себе цену, идущая твердо к намеченной цели.
Героиня Немоляевой в фильме видится в образе мягкой и беззащитной женщины в своих переживаниях. Тут же Рыжова не такая.
Секретарша Верочка порадовала юностью и симпатичностью.
Все время трепется по телефону, словом, ведет себя как и полагается её героине. Причем, у Ахеджаковой в фильме настрой кажется глумливым, ироничным и вдобавок двояким, а Верочка в телеспектакле всегда более категорична и конкретна в своих симпатиях и антипатиях.
Активистка Шурочка в телеспектакле - пожилая женщина, которую Шурочкой то и не назовешь. Она абсолютно не суетлива и не комична. Не мог избавиться от её сходства с актрисой Риной Зеленой. Ну есть что-то похожее в её лице.
Более сказать нечего.
А теперь о том, что меня интересовало в этом телеспектакле. Так как это был первый вариант труда Брагинского и Рязанова, я ожидал возможно более полное раскрытие историй его главных героев. И это ожидание меня не обмануло. Не считая не особо интересной телефонной истории секретарши Верочки с ее ухажером, я получил неплохое объяснение про продолжение отношений Новосельцева и Самохвалова после их конфликта.
В фильме Рязанова вся эта ситуация очень неоднозначна. Там всё закончилось последней репликой Новосельцева Самохвалову - "далеко пойдете". Но в начале фильма голос Новосельцева за кадром говорит - "А это Юрий Григорьевич Самохвалов. Очень хороший человек! Я его давно знаю, еще с института. Именно с его появлением в нашем учреждении и началась вся эта заваруха."
Выходит, вся история уже случилась, а Юрий Григорьевич Самохвалов - "очень хороший человек". Как-то раз, я этот факт вынес на обсуждение в комментариях к посту какого-то канала Дзена об этом фильме, но там меня начали убеждать в обратном, что это не так, и что не то имелось в виду.
Ну хорошо, но вот такой была заключительная сцена в этом телеспектакле между Новосельцевым и Самохваловым.
- А почему ты, собственно говоря, не здороваешься Толя!
- Ну если вы так хотите - здравствуйте, Юрий Григорьевич!
- Старик, между нами не должно оставаться никакой неясности!
- По-моему, между нами предельно все ясно!
- Нет, то что дал по морде, это справедливо, зауважал. Не, признать трудно, но… справедливо!
- Ох, Юра, далеко пойдешь!
- Ну-ка, не юмори, дай пять! (Протягивает руку.)
- Вот за что себя презираю, так это за то, что я добрый! (Пожимает руку
Самохвалову.)
- Не такой ты простенький, каким кажешься на первый взгляд! Я в восторге от того, как ты получил это место начальника отдела (Самохвалов весело гогочет.)
- Я ж ведь твой человек.
- На том и разошлись!
А вот в фильме это все это сократили по репликам. Видимо хотели показать принципиальность Новосельцева что ли.
Итог: фанатам фильма однозначно смотреть (он есть на Ютюбе), что бы почувствовать разницу и узнать о некоторых деталях, что нет в фильме. Но просмотр у меня был точно одноразовый, ибо фильм богаче актерской игрой и вообще шедевр, показывающий срез той эпохи конца 70-х. В телеспектакле, увы, мне более виделись 60-е. Казалось бы - телеспектакль был снят в 1973-м, а фильм в 1977-м, но по виду - пропасть большая во всём. Дело даже не в черно-белой кинопленке, просто общая картинка такая.
Если есть интерес, то у меня для вас приготовлен еще один любопытный пост про фильм, который называется - "Служебный роман". Где жила Калугина и некоторые интересные детали."
На этом все, друзья!
НАВИГАЦИЯ ПО МОЕМУ КАНАЛУ ITWASLONG.RU
Друзья, если вам понравился мой пост, и вы узнали для себя что-то новое и интересное - подпишитесь на мой блог, поставьте лайк. Автору это всегда приятно, и мотивирует.
Не пропустите свежий пост серии " По следам ГДР 2.0 " про уже несуществующую, но прекрасную страну моего детства в 80-х по тегу #итваслонг-гдр.