Перед прочтением рекомендую ознакомиться:
Последним владельцем дворца был сын Дмитрия Николаевича - Сергей Дмитриевич. Историк, коллекционер, почётный член Академии наук, председатель общества ревнителей русской истории, председатель общества любителей древнерусской письменности, член Государственного совета, обер-егермейстер царской охоты - он сыграл значительную роль в истории России.
Сергей Дмитриевич — автор многочисленных трудов по истории Москвы, подмосковных усадеб и своего рода. На собственные средства он издавал многие русские летописи и исторические акты, включая рукописи из семейного архива. Он также приобрёл подмосковную усадьбу Остафьево и превратил её в общедоступный Пушкинский музей. Фонтанный дом стал местом деятельности нескольких исторических обществ.
О многогранности интересов Сергея Дмитриевича свидетельствует и тот факт, что с 1883 года он также был начальником придворной Певческой капеллы. Он провёл реконструкцию здания на набережной реки Мойки и превратил Капеллу в одну из лучших концертных площадок Петербурга.
В конце XIX века по распоряжению Сергея Дмитриевича многочисленные служебные постройки около Фонтанного дома были снесены. На их месте с 1874 по 1875 год по проекту архитектора Серебрякова построили доходные дома. Конюшни и манеж Шереметевского дворца оказались во дворе этих домов. В 1908 году их перестроили в театральное помещение. Сначала там был открыт “Театр ужасов и веселья”, а сейчас там находится Драматический театр на Литейном проспекте.
Позже Сергей Дмитриевич убрал парк, располагавшийся за главным фасадом дворца и выходивший к Литейному проспекту.
Со стороны Литейного проспекта в начале XX века ещё сохранялись барочные ворота Фонтанного дома. В 1914 году на их месте по проекту архитектора Красовского были построены торговые помещения, получившие название “Шереметевский пассаж”. Между этими двумя павильонами можно было увидеть дворец.
По легенде этот проём был оставлен по приказу графа С. Д. Шереметева, чтобы из окон его дворца в саду была видна вывеска магазина купца Шумилова, так как графу предрекли, что он проживёт до тех пор, пока эта вывеска будет ему видна (Шумилов торговал гробами и похоронными принадлежностями).
В настоящее время “Шереметевский пассаж” сохранился, однако в 1930-е годы оба павильона были перестроены и надстроены для размещения государственных учреждений.
Во дворце в память о Сергее Дмитриевиче сохранилась Дуговая комната. Во времена его жизни в ней стояли шкафы с документами, связанными с благотворительностью Шереметевых.
В настоящее время в этой комнате можно увидеть портрет супруги графа Сергея Дмитриевича, Екатерины Павловны, кисти Н. П. Богданова-Бельского, а также большое родословное древо Шереметевых, которое было создано по его заказу. Помимо всех своих постов и обязанностей, он был членом русского генеалогического общества.
При Сергее Дмитриевиче парадная анфилада во дворце стала походить на музей. В Большом Танцевальном зале создали Оружейный кабинет, где разместили коллекцию оружия Шереметевых - одну из самых крупных в стране. После революции всё было национализировано, а коллекция распределена между различными музеями.
Многие помещения не сохранились до наших дней, в основном это были помещения на первом этаже дворца.
Сергей Дмитриевич любил Россию, и после революции он принял решение остаться. Сохранилось предание: когда в первые послереволюционные дни в дом графа пришли солдаты и потребовали выдать оружие, Сергей Дмитриевич провёл их в оружейную комнату и спросил: “Вам какого века?”
Семья графа получила разрешение жить в доме на улице Воздвиженка в Москве. Там осенью 1918 года Сергей Дмитриевич скончался. Незадолго до своей смерти он заявил: “Я умираю с глубокой верой в Россию, она возродится”.
После смерти Сергея Дмитриевича оставшееся имущество было национализировано. А московский дом был превращен в коммунальные квартиры.
Сергей Дмитриевич Шереметев согласился на национализацию своего дворца на Фонтанке при условии, что во дворце будет создан музей дворянской и крестьянской жизни. Музей открылся в 1919 году и просуществовал недолго. Как и во многих других дворцах, экспонаты были разделены - часть из них попала в другие музеи, часть была продана за границу.
После того как музей был закрыт в 1929 году, здание стало использоваться для размещения различных государственных учреждений. В 1935 году во дворце Шереметевых открылся “Дом занимательной науки”, который функционировал до начала блокады.
Создателем “Дома занимательной науки” был Яков Перельман, известный популяризатор научных знаний. Он автор книг “Занимательная математика” и “Занимательная физика”. Его задачей было в доступной форме познакомить школьников с различными областями науки. Большинство экспонатов в этом доме были интерактивными и позволяли посетителям самим проводить научные опыты и эксперименты.
Чтобы посетители могли задуматься о некоторых вещах, в “Доме занимательной науки” были установлены экспонаты, вызывающие удивление своей парадоксальностью.
В “Доме занимательной науки” можно было сделать фотографию своей руки; сосчитать монеты в кошельке, не открывая его; на льду стояла бутылка с кипящей водой - сосуд Дьюара; наблюдать за процессом растворения ложки в стакане с чаем до того, как в него будет добавлен сахар (это достигалось благодаря использованию сплава Вуда, температура плавления которого составляет 68 градусов Цельсия).
В центре внимания посетителей также оказывалась сковорода с приготовленной яичницей-глазуньей, парящая в воздухе благодаря действию мощного электромагнита, который отталкивал ее от плиты и обеспечивал нагрев с помощью высокочастотных токов.
Яков Перельман умер в годы блокады. Музей после войны так и не открылся
В 1945 году во дворец переехал Арктический научно-исследовательский институт, и большинство оригинальных интерьеров было уничтожено. Чтобы сотрудникам было удобнее перемещаться между кабинетами, в центре здания прорубили коридор, нарушив первоначальную анфиладную планировку.
Флигели дворца Шереметевых после революции быстро превратились в коммунальные квартиры, где среди прочих проживала известная поэтесса Анна Ахматова. В 1918 году, осенью, она поселилась во флигеле северного крыла, где проживал ее второй супруг — Владимир Шилейко. Два года спустя их брак распался, и Ахматова оставила Фонтанный дворец. В середине 1924-го она переехала к своему следующему мужу — Николаю Пунину.
Он проживал в южном флигеле Шереметевского дворца. Там с 1989 года работает музей, посвященный поэтессе.
В квартире с Ахматовой и Пуниным продолжала жить его первая жена с дочкой, и им приходилось вести совместное хозяйство. В 1929 году в эту же квартиру переехал сын Ахматовой - 17-летний Лев Гумилев. Он устроил себе подобие комнаты в коридоре - возле печки и спал на сундуке.
Когда в 1938 году Анна Ахматова рассталась со своим третьим мужем, Николаем Пуниным, она не стала переезжать из квартиры. Вместо этого она переселилась в другую комнату той же квартиры. В этом месте поэтесса пережила арест своего сына и бывшего мужа, Владимира Шилейко, который не смог вернуться после пребывания в лагерях. В 1952 году Анна Ахматова окончательно покинула Шереметевский дворец, где были созданы многие из ее самых известных стихотворений, включая “Реквием” и “Поэму без героя”.
Анна Ахматова могла видеть из своего окна памятник Иосифу Сталину, который был установлен в саду дворца Шереметевых в конце 1940-х годов.
Когда дворец Шереметевых был передан Арктическому научно-исследовательскому институту, доступ в сад при дворце был ограничен. Войти можно было только при наличии специального пропуска, который выдавался в комендатуре института. Жителям южного флигеля были выданы такие пропуска. В графе “должность” указывалось “жилец”.
В 1989 году Арктический научно-исследовательский институт переехал в новое здание на улицу Беринга, и было принято решение превратить дворец Шереметева в музей театрального и музыкального искусства. Реставрационные работы начались в 1992 году.
Сейчас дворец работает как музей.
Подписывайтесь на "Прогулки по Санкт-Петербургу" чтобы не пропустить продолжение.
Ставьте лайк, оставляйте комментарии - это очень важно для развития канала
И обязательно ознакомьтесь: