Найти в Дзене

Школьные сообщества: возможности для развития детей и образовательной организации

Для школ и любых организаций, работающих с детьми, важно создавать детские сообщества, которые будут иметь свои собственные интересы, устои, традиции. Такие сообщества моделируют для школьников реальные взаимоотношения в обществе, а учителя помогают учащимся и поддерживают их в процессе осознания своего статуса как членов общества, в процессе развития и взаимодействия учащихся разного возраста. Также совместно развивается рефлексия учителей и учащихся.

Об организации школьных сообществ в Гимназии Сколково рассказывает наставник, тьютор, координатор карьерного центра гимназии Мария Рогачева.

Занятие Экосовета в Гимназии Сколково.
Занятие Экосовета в Гимназии Сколково.

В гимназии мы работаем с различными сообществами. Одна из традиций нашего студенческого сообщества — ежегодные выборы в президенты студсовета. Студенты сами выбирают лидера их студенческого сообщества, а кандидаты учатся рассказывать про себя, презентовать свою работу и показывать опыт, который они имеют, а также продумывать план своей презентации для участия в предвыборной кампании и дебатах.

На данный момент разработана структура, в которой у президента есть помощники — министры, которых выбирает президент себе в помощь из числа активных участников студенческой жизни, так как, как показала практика, не все лидеры, приходя на пост, умеют договариваться, выделять приоритетные задачи и при этом успевать учиться. Министры не только выполняют часть задач президента, но и могут предлагать свои идеи для реализации. Такую систему придумали сами студенты, но опыт, приобретаемый при этом, индивидуален и уникален.

Набор в студсовет и другие сообщества (экосовет и волонтёры) абсолютно добровольный. Регистрируясь в команду в начале учебного года, студенты сами выбирают то, чем они хотят заниматься. В зависимости от возможностей и желаний каждого, ребята распределяются в группы по интересам, где есть свой лидер (министр).

Встреча волонтерского центра гимназии с руководителем Благотворительного фонда "Искусство быть рядом"
Встреча волонтерского центра гимназии с руководителем Благотворительного фонда "Искусство быть рядом"

Также в школе реализуются проекты по организации и обустройству различных пространств, и их реализацией студенты занимаются совместно с административно-хозяйственным блоком гимназии, что также даёт возможности ребятам почувствовать себя реальными менеджерами проектов со всеми вытекающими сложностями этого процесса.

Для реализации даже той малой части, которая описана выше, необходима разработка социально-психологических программ изучения реальной ситуации в школе и тренингов для учителей, учащихся и их родителей.

Технологии внедрения сообществ в школу или другую организацию существуют и подробно описаны в литературе. Сейчас можно выделить важнейшие условия такого внедрения:

  • Взаимное доверие всех участников процесса;
  • Соблюдение всеми этических и моральных норм;
  • Участие всех, начиная с первоклассников и заканчивая директором, в совместной выработке и достижении целей обучения. Разумеется, каждый делает это на уровне своих умений и знаний, и выслушивают и обсуждают мнения всех;
  • Осознание учениками и учителями своей причастности и значимости в общем деле, правомочности в решении школьных проблем и организации работы;
  • Постоянное проведение работы (дискуссий, рефлексии), направленной на то, чтобы в школе существовал общий подход к пониманию ценностей образования;
  • Сотрудничество и взаимосвязь учеников и учителей;
  • Работа на основе диалога и дискуссии как метода обучения;
  • Активное участие всех в свободно согласованной учебной деятельности, ведущей к намеченным результатам.
  • Первым шагом для построения школьного сообщества может стать процесс передачи ответственности учащимся за обучение и дела школы.

Задача взрослых — организовать деятельность учеников и оказать им поддержку в делах. Важным шагом в воспитании ответственности являются групповые собрания по обсуждению дел школы и класса, событий в жизни сообщества, которые можно и нужно проводить уже в начальной школе. Учитель не сможет организовать и провести подобное собрание, если он идет с намерением «выяснить и пресечь» или «наставить на путь истинный» детей.

Именно с помощью таких сообществ и доверия к своим воспитанникам мы можем прокачать их soft skills, чтобы в жизнь выпустить думающих и знающих людей.