Есть вид пьес, который я терпеть не могу.
Имеется некое, с виду благополучное и респектабельное семейство, к ним приезжают друзья и начинают праздновать что-нибудь этакое. И празднуют, а зрителям постепенно подкладывается "типа наживка" - "не спрашивайте про нашего сына", "не говори с ним о его отце" и так далее. Потом начинается вытаскивание скелетов из шкафов - жену отец изнасиловал, муж тайный гей, сын наркоман, мать умирает от рака, дед проиграл все деньги семьи на бирже и так далее.
В итоге все со всем переругаются, передерутся, пере//ахаются. А потом еще и выясняется, что кто-нибудь из главных героев давно помер, или никогда не существовал в реальности, а его просто выдумали.
И прямо видишь, как скучно самому автору было эту пьесу писать. И он даже сам не понимает, почему ему так скучно. Вроде же вот, сюжетный поворот за поворотом - примерная жена оказалась &лядью, ложная беременность оказалась настоящей - и совершенно непонятно, почему чем больше этих поворотов, тем скучнее становится.
Примеры таких пьес? Пожалуйста: "Долгий день уходит в ночь" Юджина О,Нила, "Ночь игуаны" Теннеси Уильямса, "Кто боится Вирджинии Вулф" Олби, "Август, графство Осанж" Трейси Леттса.
Все эти пьесы, оговорюсь, написаны настоящими мастерами, которые дело разумеют.
Проблем, на мой взгляд, здесь две и обе структурные.
Первая - то, что все сюжетные повороты построены на узнавании какой-то информации и всегда на одну и ту же тему - что кто-то оказался хуже, чем выглядел. Узнавание вообще само по себе слабый крючок, который вызывает очень краткий всплеск интереса и каждое следующее узнавание в пределах одного текста действует все слабже и слабже. Ну и то, что приличный с виду человек оказался мерзавцем - так себе неожиданность. Скорее мы бы удивились тому, что приличный с виду человек и вдруг повел бы себя благородно.
Вторая проблема - то, что в таких пьесах, как правило, нет действия совсем. Ну то есть идет узнавание за узнаванием, а в жизни героев ничего не меняется, событий не происходит. Любую из перечисленных выше пьес можно было бы закончить на акт раньше, или дописать еще один акт, два, три - и ничего не изменится. Просто представьте, что этим же героям на следующие выходные приехали другие гости - и повторяется вся та же самая история. Нет необратимых изменений.
Герои ничего не хотят, а раз так - между ними нет конфликтов.
Как же так? Да ведь они все время ругаются, как это нет конфликтов? А вот так. Нет столкновения, когда один герой добивается одного, а другой ему препятствует. И в итоге ругань не наполнена действием, нет давления, один герой не пытается заставить другого сделать что-то, что он не хочет делать.
И для того, чтобы в этих непростых для автора обстоятельствах заставить героев все время ругаться, приходится их делать такими душнилами, которые просто, безо всякой причины все время друг другом недовольны и оскорбляют друг друга просто для того, чтобы занять чем-то время на сцене.
Мучительно видеть, как хороший режиссер и отличные актеры пытаются наполнить действием этот пустой диалог.
Зачем же авторы (повторюсь, мастера!) такие пьесы писали, а десятки театров их ставили на сцене?
Ну просто бывали такие времена, когда сама мысль о том, что столпы общества скрывают какие-то грязные тайны, была для общества весьма соблазнительной и этого было уже достаточно.
Посмотрите все эти слащавые насквозь фальшивые фильмы эпохи Кодекса Хейса - поневоле запросишь скандала и пьяной драки.
Так что, если в пьесе была парочка смачных ругательств и скандальные темы типа супружеской неверности - на такую пьесу уже был лом. Наличие первоклассной драматургии скорее могло помешать успеху пьесы. Так же как панк-рокеру умение сбацать виртуозную солягу.
Ну и, конечно же, вопрос - а можно ли на эту тему сегодня сделать интересную историю?
Конечно, можно.
Пример - сериал "Наследники". У каждого героя внятная цель, между всеми есть конфликты. И главное - в каждом персонаже есть что-то человеческое. И нам все время интересно - сможет ли это человеческое пробиться наружу, способен ли персонаж на настоящий поступок.
Иногда оказывается способен, иногда нет.
Так и работает драматургия.