Найти тему

Как работает драматургия?

Есть вид пьес, который я терпеть не могу.
Имеется некое, с виду благополучное и респектабельное семейство, к ним приезжают друзья и начинают праздновать что-нибудь этакое. И празднуют, а зрителям постепенно подкладывается "типа наживка" - "не спрашивайте про нашего сына", "не говори с ним о его отце" и так далее. Потом начинается вытаскивание скелетов из шкафов - жену отец изнасиловал, муж тайный гей, сын наркоман, мать умирает от рака, дед проиграл все деньги семьи на бирже и так далее.
В итоге все со всем переругаются, передерутся, пере//ахаются. А потом еще и выясняется, что кто-нибудь из главных героев давно помер, или никогда не существовал в реальности, а его просто выдумали.
И прямо видишь, как скучно самому автору было эту пьесу писать. И он даже сам не понимает, почему ему так скучно. Вроде же вот, сюжетный поворот за поворотом - примерная жена оказалась &лядью, ложная беременность оказалась настоящей - и совершенно непонятно, почему чем больше этих поворотов, тем скучнее становится.
Примеры таких пьес? Пожалуйста: "Долгий день уходит в ночь" Юджина О,Нила, "Ночь игуаны" Теннеси Уильямса, "Кто боится Вирджинии Вулф" Олби, "Август, графство Осанж" Трейси Леттса.

"Долгий день уходит в ночь" Юджина О,Нила
"Долгий день уходит в ночь" Юджина О,Нила

Все эти пьесы, оговорюсь, написаны настоящими мастерами, которые дело разумеют.
Проблем, на мой взгляд, здесь две и обе структурные.
Первая - то, что все сюжетные повороты построены на узнавании какой-то информации и всегда на одну и ту же тему - что кто-то оказался хуже, чем выглядел. Узнавание вообще само по себе слабый крючок, который вызывает очень краткий всплеск интереса и каждое следующее узнавание в пределах одного текста действует все слабже и слабже. Ну и то, что приличный с виду человек оказался мерзавцем - так себе неожиданность. Скорее мы бы удивились тому, что приличный с виду человек и вдруг повел бы себя благородно.
Вторая проблема - то, что в таких пьесах, как правило, нет действия совсем. Ну то есть идет узнавание за узнаванием, а в жизни героев ничего не меняется, событий не происходит. Любую из перечисленных выше пьес можно было бы закончить на акт раньше, или дописать еще один акт, два, три - и ничего не изменится. Просто представьте, что этим же героям на следующие выходные приехали другие гости - и повторяется вся та же самая история. Нет необратимых изменений.
Герои ничего не хотят, а раз так - между ними нет конфликтов.
Как же так? Да ведь они все время ругаются, как это нет конфликтов? А вот так. Нет столкновения, когда один герой добивается одного, а другой ему препятствует. И в итоге ругань не наполнена действием, нет давления, один герой не пытается заставить другого сделать что-то, что он не хочет делать.
И для того, чтобы в этих непростых для автора обстоятельствах заставить героев все время ругаться, приходится их делать такими душнилами, которые просто, безо всякой причины все время друг другом недовольны и оскорбляют друг друга просто для того, чтобы занять чем-то время на сцене.
Мучительно видеть, как хороший режиссер и отличные актеры пытаются наполнить действием этот пустой диалог.
Зачем же авторы (повторюсь, мастера!) такие пьесы писали, а десятки театров их ставили на сцене?
Ну просто бывали такие времена, когда сама мысль о том, что столпы общества скрывают какие-то грязные тайны, была для общества весьма соблазнительной и этого было уже достаточно.
Посмотрите все эти слащавые насквозь фальшивые фильмы эпохи Кодекса Хейса - поневоле запросишь скандала и пьяной драки.
Так что, если в пьесе была парочка смачных ругательств и скандальные темы типа супружеской неверности - на такую пьесу уже был лом. Наличие первоклассной драматургии скорее могло помешать успеху пьесы. Так же как панк-рокеру умение сбацать виртуозную солягу.
Ну и, конечно же, вопрос - а можно ли на эту тему сегодня сделать интересную историю?
Конечно, можно.
Пример - сериал "Наследники". У каждого героя внятная цель, между всеми есть конфликты. И главное - в каждом персонаже есть что-то человеческое. И нам все время интересно - сможет ли это человеческое пробиться наружу, способен ли персонаж на настоящий поступок.
Иногда оказывается способен, иногда нет.
Так и работает драматургия.