Конспект занятия является частью системы работы по формированию элементарных математических представлений у воспитанников младшей группы детского сада; конспекты представлены последовательно на канале ОбРаз.
В конспектах подробно описываются слова и действия педагога в соответствии с методикой ознакомления детей дошкольного возраста с основными математическими понятиями.
Уважаемые коллеги, подписывайтесь на мой канал! Хочу быть вам полезной.
В конце статьи - "волшебная фраза" специально для Тебя на сегодня))
Занятие № 13.
Задачи:
Формировать представление о (об):
· геометрических фигурах на основе зрительного и осязательно-двигательного обследования (цилиндр);
· словесном обозначении в активной речи геометрических фигур (цилиндр).
Развивать умение:
· различать, называть и обследовать осязательно-двигательным путем геометрические фигуры: цилиндр;
Продолжать развивать умение:
· устанавливать отношения между группами предметов практическим путем наложения;
· отвечать на вопросы «Чего больше?», «Чего меньше?» выражениями «столько - сколько», «поровну», «одинаково»;
· ориентироваться на себе, выделяя правую и левую стороны;
Воспитывать:
· интеллектуальные чувства, культуру познания;
· чувство уверенности в себе, комфорта в окружающем.
Демонстрационный материал: игрушки (например: лисичка, зайчик, белочка), три стула.
Раздаточный материал: шар, куб, цилиндр; карточки с одной полосой, на которую наклеены четыре изображения цветов; изображения пчёлок (будут размещаться на общем подносе; количество таково, чтобы всем детям хватило по 4 пчёлки)
Ход занятия.
1. – Сегодня к нам на занятие пришли в гости лесные зверята. Кто к нам пришёл? (лисичка, белочка, зайчик).
- Я приготовила для гостей стулья, вот они.
Воспитатель указывает на два стула.
- Как вы думаете, хватит ли всем зверятам стульев? (нет)
- Чего больше: зверят или стульев? Как проверить?
- Да, давайте посадим зверят на стулья.
Ребёнок усаживает две игрушки. Одна игрушка остаётся на столе.
- Зайчику не хватило стульчика. Значит, стульчиков меньше, чем зверят.
- Чего больше: зверят или стульев? (зверят больше, чем стульев) Чего меньше?
- Как сделать, чтобы стульев и зверят было поровну? (добавить, поставить ещё один стул).
Ребёнок доставляет ещё один стул, усаживает на него игрушку.
- Сколько сейчас стульев? (столько, сколько зверят; их поровну).
2. - Наши гости пришли с подарками.
- Смотрите, что принесла белочка.
Воспитатель показывает ёмкость (лоток, коробку и т.п.) с шарами; достаёт один шар, показывает детям.
-Что это?
- Сколько шаров в коробке? (много).
- Белочка, всем детям хватит шаров? Давайте проверим. Возьмите по одному шару.
Дети разбирают по одному шару (или воспитатель раздаёт шары в руки).
- Сколько у тебя шаров? (один) А у тебя?
- И у меня один шар. У нас у всех есть по одному шару. Всем хватило? (да) И ничего не осталось в коробке. Значит шаров столько, сколько нас.
- Давайте покатаем шар в ладошках. Можно шар покатать? (да, он хорошо катается, у него нет уголков).
- А шар можно поставить? (можно поставить, но он катится)
- А что нам принесла лисичка?
Воспитатель проводит аналогичную работу с кубами.
- Покажите уголки куба. Попробуйте покатать куб в руках (не получается). Можно поставить куб на стол? Поставьте («Куб можно поставить, и он не катится»).
- А что принёс зайчик?
Воспитатель показывает цилиндр.
- Что это? На что похоже?
Предположения детей.
- У этой фигуры красивое название: цилиндр.
- Возьмите по одному цилиндру.
- Покатайте его в ладошках («Цилиндр можно покатать в ладошках»).
- Попробуйте прокатить по столу. Катится цилиндр?
- На какую фигуру похож цилиндр тем, что катится: на шар или на куб? (на шар).
- Попробуйте поставить цилиндр на стол. («Цилиндр стоит на столе и не падает»).
- На какую фигуру похож цилиндр тем, что хорошо стоит на столе: на шар или на куб? (на куб).
- Как называется эта фигура?
- Давайте поиграем. Зайчик будет вам давать задания:
- Возьмите в правую руку и поднимите высоко цилиндр.
- Какую фигуру ты поднял?
- Возьмите в левую руку и поднимите шар.
- Возьмите в правую руку куб, а в левую цилиндр.
- Как называется фигура, которая в левой руке? в правой?
- Давайте сложим геометрические фигуры по коробочкам: в эту коробку – зайчику ...что? цилиндры; в эту коробку белочке… что? шары; лисичке…что? кубы.
3. Физминутка.
- Давайте поиграем с лесными зверятами.
Игра малой подвижности по выбору воспитателя или музыкальная разминка.
4. Дети садятся за столы.
– Посмотрите, что ещё принесли нам зверята.
Перед каждым ребёнком карточка-полоска, на которой изображены четыре цветка в ряд.
На подносе (общем для четырёхместного стола) лежат изображения пчёлок. Количество пчёлок должно быть большим, чем количество необходимых всем сидящим детям пчёлок (каждому необходимо по 4 пчёлки).
- Возьмите столько пчёлок, сколько цветов. На каждый цветок посадите одну пчёлку.
Дети выполняют задание. Воспитатель напоминает, что карточку надо придерживать левой рукой, правой рукой брать по одной пчёлке, выкладывать слева направо.
- Сколько пчёлок ты взял с подноса? (столько, сколько цветов).
- Чего больше у тебя на карточке: цветов или пчёлок? (Их поровну; цветов столько, сколько пчёлок).
- На каждом цветке сидит пчёлка, не осталось ни одного лишнего, значит цветов и пчёлок поровну.
- Вот сколько интересного принесли нам лесные зверята. Что вам понравилось больше всего? Про что вы расскажете дома маме и папе?