6 декабря 1942 года.
«6/XII-42г.
Ленинград
Заенька!
Самое трудное уже позади, но еще будет тебе тяжело, больно и обидно - ведь еще идет небывалая война, ведь еще Ленинград в блокаде, а ты в нем.
Так напряги же еще свои силы, сбрось с себя остатки уныния, забудь свое горе, ты молода, ты сильна, ты русская, а значит способная все перенести.
Грядущее несет тебе хорошую жизнь, только за нее нужно бороться самой, но честно не забывая о морали и нравственности.
П. Терехов»
Судьба человека
Тереховы
Терехов Петр Васильевич 1908 года рождения в армии служил с 1930 года. В госпитале для легкораненых № 4174 был начальником продовольственно-фуражного снабжения. Участвовал в боевых действиях по разгрому немцев в Белоруссии и дошел до Берлина. А службу окончил в 1961 году в звании подполковника технической службы. Среди его наград Орден «Красной Звезды», Медаль «За оборону Ленинграда», Медаль «За боевые заслуги», Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.».
Это письмо Петр Васильевич написал своей невесте Гаврилюк Ирине Степановне 1919 года рождения. Она жила в Ленинграде на 1 линии Васильевского острова, дом 24, квартира 8. Сначала работала билетером кинотеатра «Форум», была награждена медалью «За оборону Ленинграда». С 3 января по 15 сентября 1942 года работала делопроизводителем в госпитале № 4174 по вольному найму, где и служил ее будущий муж Петр Терехов. Они разлучились, так как в 1942 году госпиталь вошел в состав действующей армии - 2-го Белорусского фронта, и Ирина Степановна осталась в Ленинграде, пока в 1944 году не отправилась в этот госпиталь работать медицинской сестрой. Ирина Степановна умерла в Санкт-Петербурге в 2008 году.
Историческая справка
Год войны в Тихом океане
8 декабря 1942 года Ленинградская правда сообщала о продолжающихся наступательных боях в районе Сталинграда. Северо-западнее города наши войска отражали контратаки пехоты и танков противника, юго-западнее Сталинграда - укрепляли позиции и вели разведку. В том же номере было напечатано сообщение ТАСС со ссылкой на стамбульского корреспондента «Дейли экспресс» о том, что через Балканы проходили германские санитарные поезда, забитые тысячами раненых и умирающих солдат со Сталинградского и Кавказского фронтов: «Их направляют в болгарские госпитали, которые уже переполнены до отказа. Власти закрыли все школы для размещения германских госпиталей», — говорилось в заметке.
С фронта передавали новости из освобожденных населенных пунктов. Колхозницы одной из деревень Великолуцкого района Калининской области рассказали о том, что гитлеровцы убили и замучили многих односельчан: «Палачи убили Клавдию Солдатенкову и ее трех детей, Евдокию Соколову, Анастасию Калинину и ее двух малолетних детей. Когда-то говорили, что немцы культурные люди, теперь мы знаем, что это не люди, а фашистские дикие звери, которые убивают и старого, и малого».
В Ленинграде ругали недобросовестных работников. Так, в доме №21 по Загородному проспекту плохо работала ремонтная мастерская: «Я отдала в починку чайник. Чтобы получить его, пришлось ходить несколько раз. Когда чайник был, наконец, «готов», обнаружилось, что он так же течет, как и до ремонта», — написала в редакцию одна ленинградка, пожаловавшись, что за ремонт чайника с нее повторно запросили деньги. А покупателям экономических печей в магазине, открытом еще в сентябре на выставке по подготовке жилищ к зиме, продали некомплект: без задвижки для дымохода и двух коленных труб. До декабря 1942 года продавцы так и не смогли предоставить недостающие детали: «Не пора ли руководителям магазина при выставке рассчитаться с нами, тем более что зима вступила в свои права и печи давно надо было установить», - жаловались читатели в газету.
А в доме партактива Горкома ВКП(б) готовился доклад для пропагандистов и агитаторов на тему: «Год войны в Тихом океане».
Изучить другие документы и материалы можно в проекте Парламентской газеты «Письма из Ленинграда».
Проект осуществляется при поддержке «Президентского фонда культурных инициатив».