Найти тему
ВСЕ УЧТЕНО

Учёт подарков сотрудникам, партнерам, корпоративных, рекламных и представительских расходов. Как отличить одно от другого и учесть.

Подарки сотрудникам (физическим лицам).

Условия, которые надо соблюсти, чтобы не облагать подарки сотрудникам НДФЛ и страховыми взносами:

1. Подарок не должен быть поощрением за труд ( в противном случае налоги считаются как с премии).

2. Подарок не должен превышать стоимость 4 000 руб ( подарок или сумма переданных подарков за год) (Письма ФНС от 02.07.2015 N БС-4-11/11559@, Минфина от 18.11.2016 N 03-04-06/67922, от 08.05.2013 N 03-04-06/16327).

3. Подарок должен быть передан по договору дарения (п. п. 1, 4 ст. 420 НК РФ, п. 1 ст. 20.1 Закона N 125-ФЗ, Письма Минфина от 20.01.2017 N 03-15-06/2437, от 16.11.2016 N 03-04-12/67082, Минтруда от 27.10.2014 N 17-3/В-507). Так же сюда попадают подарки для детей сотрудников или физическим лицам-партнерам.

Такие подарки в неденежной форме облагаются НДС (как при продаже) , исключение только если организация-даритель применяет УСН или сам подарок не подлежит обложению НДС.

В расходах стоимость подарков, не связанных с выполнением трудовых функций учесть не получится (п. 16 ст. 270, п. 2 ст. 346.16 НК РФ, Письмо Минфина от 17.11.2016 N 03-03-06/3/67725).

Если подарок вручается в качестве поощрения за труд, то тут совсем другая история:

1. Исчисляем все страховые взносы (пп. 1 п. 1 ст. 420 НК РФ, п. 1 ст. 20.1 Закона N 125-ФЗ).

2. Исчисляем НДФЛ с суммы превышающей 4 000 руб.

3. Такой подарок не подлежит обложению НДС.

4. Если такие подарки предусмотрены трудовыми договорами и имеют стимулирующий характер, то затраты на них можно учесть при расчете налога на прибыль (статья 191 ТК РФ, и п. 2 статьи 255 НК РФ, Письмо Минфина России от 02.06.2014 N 03-03-06/2/26291).

Подарки клиентам, поставщикам или партнерам.

-2

! Самое первое, что стоит помнить - это то, что дарение подарков, стоимость которых превышает 3 000 рублей, ЗАПРЕЩЕНО в отношениях между коммерческими организациями (ст.575 ГК РФ).

Поэтому бутылку коньяка за 40 000 рублей придется дарить директору контрагента как физическому лицу, и тут все вытекающие последствия:

1. НДФЛ с суммы превышающей 4 000 руб. т.к. получатель подарка не является сотрудником компании, а мы уже стали его агентом, и удержать налог самостоятельно не можем, то в течение одного месяца с момента вручения подарка необходимо сообщить в налоговую инспекцию по месту своего учета о выплаченном доходе и невозможности удержания НДФЛ (п5 ст. 226 НК РФ)

2. Такие подарки не облагаются страховыми взносами.

3. НДС. Так как передача собственности на товары на безвозмездной основе признаются реализацией (ст.146 НК РФ) НДС исчислить придется.

4. Прибыль. Согласно п.16 ст.270 НК РФ признать в расходы подарки не получится.

Корпоративные расходы.

-3

Сюда относятся: застолья в ресторане, спортивные состязания, новогодние банкеты и т.п.

Корпоративные мероприятия можно разделить на :

  • определенный круг лиц,
  • неопределенный круг лиц.

Если круг лиц определен, то контроллер требует исчислить материальную выгоду по лицам и перечислить НДФЛ в бюджет (Письма Минфина России от 14.08.2013 № 03-04-06/33039, от 03.04.2013 № 03-04-05/6-333, Письмо УФНС России по г. Москве от 27.07.2007 № 28-11/071808)

НДС к вычету на принимается, расходы не принимаются (п. 29 ст. 270, п. 2 ст. 346.16 НК РФ, Письма Минфина России от 08.02.2016 № 03-03-06/1/6140, от 13.12.2012 № 03-07-07/133)

Если круг лиц не определен - НДФЛ не исчисляем, НДС к вычету не принимаем, в расходы не принимаем.

Представительские расходы.

-4

! Представительские расходы учитываются в пределах 4% расходов на оплату труда (п.п. 22 п. 1 ст. 264 НК РФ при наличии подтверждающих документов (ст. 252 НК РФ)

Читаем цитату из НК РФ ст.264 п.2

К представительским расходам относятся расходы налогоплательщика на официальный прием и (или) обслуживание представителей других организаций, участвующих в переговорах в целях установления и (или) поддержания взаимного сотрудничества, а также участников, прибывших на заседания совета директоров (правления) или иного руководящего органа налогоплательщика, независимо от места проведения указанных мероприятий. К представительским расходам относятся расходы на проведение официального приема (завтрака, обеда или иного аналогичного мероприятия) для указанных лиц, а также официальных лиц организации-налогоплательщика, участвующих в переговорах, транспортное обеспечение доставки этих лиц к месту проведения представительского мероприятия и (или) заседания руководящего органа и обратно, буфетное обслуживание во время переговоров, оплата услуг переводчиков, не состоящих в штате налогоплательщика, по обеспечению перевода во время проведения представительских мероприятий.
(в ред. Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
К представительским расходам не относятся расходы на организацию развлечений, отдыха, профилактики или лечения заболеваний.
Представительские расходы в течение отчетного (налогового) периода включаются в состав прочих расходов в размере, не превышающем 4 процента от расходов налогоплательщика на оплату труда за этот отчетный (налоговый) период.

Важно уловить суть представительских расходов и отличить их от рекламных.

Предположим у нас есть сувенир с логотипом компании (блокнот, ручка, что угодно), если мы вручим этот сувенир на официальном приеме - это представительские расходы, а если раздадим на улице - рекламные.

Смотрим , что по налогам.

Представительские расходы у нас нормированы - 4 % от ФОТ (фонд отплаты труда), принимаем в составе прочих расходов, "входящий "НДС можно учесть, только в части принимаемых затрат (если мы посчитали, что по нормативу мы к затратам можем принять 100 000 руб, то к вычету по НДС мы сможем взять только часть - 100 000 * 20%= 20 000 руб.)

Рекламные расходы.

-5

Тема рекламных расходов огромная, но суть этой статьи узнать разницу между, со стороны кажущимися схожими, расходами и определить , что можно принять к затратам, а что придется еще и дополнительно обложить.

! Итак, важно знать что все рекламные расходы разделяются на :

  • нормируемые,
  • ненормируемые.

Расходы, которые нормируются могут быть учтены в расходах в размере 1% выручки от реализации (рассчитывается согласно ст. 249 НК РФ). Перечень таких расходов в НК РФ является открытым (ст. 264 п. 4 НК РФ)

Расходы налогоплательщика на приобретение (изготовление) призов, вручаемых победителям розыгрышей таких призов во время проведения массовых рекламных кампаний, а также расходы на иные виды рекламы, не указанные в абзацах втором - четвертом настоящего пункта, осуществленные им в течение отчетного (налогового) периода, для целей налогообложения признаются в размере, не превышающем 1 процента выручки от реализации, определяемой в соответствии со статьей 249 настоящего Кодекса.

Перечень ненормируемых рекламных расходов, признаваемых НК в полной сумме, строго ограничен. Читаем ст. 264 п. 4 НК РФ:

К расходам организации на рекламу в целях настоящей главы относятся:
расходы на рекламные мероприятия через средства массовой информации (в том числе объявления в печати, передача по радио и телевидению), информационно-телекоммуникационные сети, при кино- и видеообслуживании;
расходы на световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов;
расходы на участие в выставках, ярмарках, экспозициях, на оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов, изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о реализуемых товарах, выполняемых работах, оказываемых услугах, товарных знаках и знаках обслуживания, и (или) о самой организации, на уценку товаров, полностью или частично потерявших свои первоначальные качества при экспонировании.
Расходы налогоплательщика на приобретение (изготовление) призов, вручаемых победителям розыгрышей таких призов во время проведения массовых рекламных кампаний, а также расходы на иные виды рекламы, не указанные в абзацах втором - четвертом настоящего пункта, осуществленные им в течение отчетного (налогового) периода, для целей налогообложения признаются в размере, не превышающем 1 процента выручки от реализации, определяемой в соответствии со статьей 249 настоящего Кодекса.

Если в вашей организации много рекламных расходов, рекомендую погрузиться в эту тему глубже, статьи, которые могут вам помочь:

Порядок учета расходов на рекламу в бухгалтерском учете
Налог на прибыль: нормируемые и ненормируемые расходы на рекламу