Таранный удар в воздухе... В истории гитлеровских люфтваффе такого не было. В истории американских и английских военно-воздушных сил также не упоминается этот боевой прием, выполнение которого является проявлением героизма, свидетельством профессионального мастерства и всегда сопряжено с опасностью для жизни. Примененный впервые в 1914 году выдающимся русским летчиком П. Нестеровым воздушный таран в дальнейшем многократно повторялся и усовершенствовался советскими летчиками, превратившись в средство решительного уничтожения самолетов противника. Не предусмотренный ни одним уставом, кроме «устава» любви к Родине, таран был взят ими на вооружение не только с первых дней, но даже с первых часов Великой Отечественной войны.
22 июня – воскресенье.
БУТЕЛИН Леонид Георгиевич
Младший лейтенант, командир звена 12 иап. Родился в 1919 году в деревне Родня Климовического района Могилевской области. Окончил Одесскую военную авиационную школу пилотов.
На самолете И-153 в воздушном бою на подступах к своему аэродрому, расположенному близ города Станислава (Западная Украина), сбил один Ю-88, а другой таранил. Награжден орденом Красного Знамени (посмертно).
ГУДИМОВ Степан Митрофанович
Лейтенант, заместитель командира эскадрильи 33 иап. Родился в 1913 году в деревне Ягодное Камышинского района Волгоградской области. Окончил школу летчиков.
В 5 ч 20 мин на И-16 при отражении налета воздушного противника в районе Пружан (Брестская область) сбил He-111, а второй бомбардировщик уничтожил таранным ударом. Награжден орденом Отечественной войны II степени (посмертно).
ДАНИЛОВ Андрей Степанович
Cтарший политрук, заместитель командира эскадрильи по политической части 127 иап. Родился в 1910 году в деревне Вяжля Аткарского района Саратовской области. Окончил Оренбургское военное авиационное училище.
В районе городов Лида и Гродно вел бой с девятью Bf-110. Сбил два из них, а третий таранил своим истребителем И-153, после чего, тяжело раненный, сумел посадить поврежденную машину. Встретил Победу в составе Забайкальского фронта, награжден орденами Ленина, Красного Знамени, Отечественной войны II степени и Красной Звезды. После войны уволился в запас в звании подполковника.
ИВАНОВ Иван Иванович
Старший лейтенант, командир звена 46 иап. Родился в 1909 году в деревне Чижово Щелковского района Московской области. Окончил 8-ю Одесскую военную авиационную школу пилотов.
В первый же час войны на подступах к своему аэродрому в районе Луцка он на И-16 таранил в воздушном бою вражеский бомбардировщик He-111, свой самолет посадил, но в тот же день от полученных ран скончался. За совершенный подвиг удостоен звания Героя Советского Союза (посмертно).
Таран И. И. Иванова считается первым воздушным тараном в истории Великой Отечественной войны.
КОВТУН Иван Игнатьевич
Лейтенант, летчик 62 иап. Родился в 1915 году в селе Н. Мерчик Вилковского района Харьковской области. Окончил Чугуевское военное авиационное училище.
В районе села Лисятичи, под городом Стрый, в воздушном бою уничтожил тараном своего И-16 фашистский бомбардировщик «Юнкерс-88». Сам погиб.
КОКОРЕВ Дмитрий Васильевич
Младший лейтенант, командир звена 124 иап. Родился в 1918 году в деревне Юрьево Пителийского района Рязанской области. Окончил аэроклуб и военную авиационную школу пилотов.
В районе города Замбрува (Белоруссия) таранным ударом сбил вражеский самолет «Дорнье-215». Сам благополучно совершил посадку на поврежденном МиГ-3. За таран награжден орденом Красного Знамени. После этого совершил более 100 боевых вылетов и уничтожил еще четыре самолета противника. Погиб в воздушном бою 12 октября 1941 года.
КУЗЬМИН Петр Александрович
Старший лейтенант, заместитель командира эскадрильи 127 иап. Родился в 1908 году в селе Репьевка Новоспасского района Ульяновской области.
В первый день войны во время уже шестого вылета на И-153 на отражение вражеского налета в районе города Каменки (Гродненская область), расстреляв весь боекомплект и будучи раненным, пошел на таран. Трижды гитлеровскому летчику удавалось увернуться, но в четвертой попытке Кузьмин настиг истребитель и нанес удар. Сам погиб.
ЛОБОДА Василий Сергеевич
Лейтенант, летчик 10 иап. Родился в 1915 году в городе Константиновке Донецкой области.
В воздушном бою под городом Шяуляем (Литовская ССР), израсходовав боеприпасы, тараном своего И-16 уничтожил Bf-109. Сам погиб.
МАЛИЕНКО Терентий Сергеевич
Лейтенант, заместитель командира эскадрильи 86 ббап. Родился в 1910 году в селе Вольные Хутора Верхнеднепровского района Днепропетровской области. Окончил Ворошиловградскую военную авиационную школу пилотов.
В 6 ч 05 мин на аэродроме Теребовля была объявлена боевая тревога: к нему на малой высоте следовала группа бомбардировщиков Ju-88. Дежурное звено на самолетах СБ во главе с Малиенко взлетело и атаковало врага. В необычном воздушном бою советских бомбардировщиков с гитлеровскими самолет ведущего был подожжен. Но экипаж (штурман - Катин Сергей Игнатьевич, стрелок-радист - Петров Никифор Дементьевич) не думал о спасении. Командир своей пылающей машиной таранил противника. Оба самолета рухнули на землю.
МОКЛЯК Александр Игнатьевич
Старший лейтенант, заместитель командира эскадрильи 67 иап. Родился в 1912 году на Харьковщине. Окончил 9-ю Харьковскую военную авиационную школу летчиков и летнабов.
На бессарабском участке фронта (Одесский военный округ) в воздушном бою сбил два румынских бомбардировщика «Савойя-Маркетти-81». Израсходовав весь боекомплект, таранил третий своим И-16. Сам погиб.
ПАНФИЛОВ Евгений Максимович
Младший лейтенант, командир звена 125 иап. Родился в 1920 году в городе Иркутске. Окончил аэроклуб и Качинскую военную авиационную школу пилотов.
Над своим аэродромом близ местечка Долубово (Западный Особый военный округ) при отражении воздушного налета сбил ударом МиГ-3 фашистский истребитель Bf-109. Сам благополучно приземлился на парашюте. После этого воевал в составе 148 и 254 иап на Юго-Западном фронте. Награжден орденом Ленина и двумя орденами Красного Знамени. Погиб в воздушном бою 12 августа 1942 года.
ПАЧИН Александр Иванович
Лейтенант, летчик 127 иап. Родился в 1918 году в деревне Кисловка Горьковской области.
В воздушном бою на подступах к городу Гродно своим И-153 таранил бомбардировщик Ju-87. Сам погиб.
ПРОТАСОВ Анатолий Сергеевич
Капитан, командир эскадрильи 16 сбап. Родился в 1909 году в поселке Князевка под Саратовом. Окончил Оренбургскую военную авиационную школу пилотов. Участвовал в боях с белофиннами, был награжден орденом Красной Звезды.
В 7 ч утра над аэродромом Черляны экипаж Протасова на СБ сбил вражеский бомбардировщик, а затем таранил истребитель Bf-109. Командир, штурман и стрелок-радист погибли.
РЯБЦЕВ Петр Сергеевич
Лейтенант, командир звена 123 иап. Родился в 1915 году в поселке под городом Красный Луч Донецкой области. После окончания военной авиационной школы пилотов служил в авиачастях Западного Особого военного округа.
В схватке с превосходящими силами противника над Брестом таранил своим И-153 истребитель Bf-109. Приземлился на парашюте. Погиб в воздушном бою на подступах к Ленинграду 31 июля 1941 года. Награжден орденом Отечественной войны I степени 6 мая 1965 года (посмертно).
НЕИЗВЕСТНЫЙ летчик.
Рано утром над местечком Выгода в районе городов Белосток и Ломжа два Bf-109 атаковали истребитель И-16 (или И-153). Они рассчитывали на легкую победу. Но наш летчик точной очередью поджег одного и круто устремился вверх наперерез другому. Произошло столкновение, и оба самолета рухнули на землю. Советский пилот сгорел. Свидетелем воздушного боя был московский слесарь Федор Ильин.
24 июня – вторник.
ТИХОМИРОВ В. Д.
Младший лейтенант, летчик 62 шап (штурмовой авиаполк).
В воздушном бою на Юго-Западном фронте таранил своим И-153 гитлеровский Bf-109. Сам погиб.
ЯЛОВОЙ Алексей Иванович
Лейтенант, командир звена 146 иап. Родился в 1915 году в селе Спасское Новомосковского района Днепропетровской области.
В районе Одессы таранил вражеский истребитель. После этого посадил поврежденный И-16 на своем аэродроме. Погиб в воздушном бою 26 июля 1941 года.
25 июня – среда.
ОБОРИН Константин Петрович
Старший лейтенант, заместитель командира эскадрильи 147 иап. Родился в 1911 году в городе Перми. Окончил 3-ю Оренбургскую военную авиационную школу летчиков и летнабов, а позднее 2-ю Борисоглебскую.
В ночном бою в районе Одессы таранным ударом сбил вражеский бомбардировщик He-111. Свой поврежденный МиГ-3 тяжело раненный летчик сумел посадить. Умер от ран 18 августа 1941 года.
27 июня – пятница.
МИСЯКОВ Иван Титович
Лейтенант, командир звена 145 иап. Родился в 1918 году в деревне Рудня Гомельской области. Окончил аэроклуб и Борисоглебскую военную авиационную школу пилотов. Участвовал в боях с белофиннами, совершил 58 боевых вылетов, награжден орденом Красной Звезды.
В воздушном бою в районе Мурманска таранным ударом И-16 сбил вражеский истребитель Bf-110. Награжден орденом Ленина (посмертно).
ХАРИТОНОВ Петр Тимофеевич
Младший лейтенант, летчик 158 иап. Родился в 1916 году в деревне Княжево Знаменского района Тамбовской области. Окончил Батайскую военную авиационную школу пилотов.
В районе города Остров (Псковская область) таранил на И-16 фашистский бомбардировщик Ju-88. Свой истребитель благополучно посадил. За этот подвиг удостоен 8 июля 1941 года звания Героя Советского Союза. 25 августа на Северном фронте повторил его, уничтожив таранным ударом еще один бомбардировщик. Сам приземлился на парашюте. И снова награда - орден Ленина. Вскоре в воздушном бою Петр Тимофеевич был тяжело ранен и лишь в 1944 году возвратился в строй. Войну закончил в Войсках ПВО страны, имел на счету 14 сбитых самолетов.
28 июня – суббота.
ЗДОРОВЦЕВ Степан Иванович
Младший лейтенант, командир звена 158 иап. Родился в 1916 году на хуторе Золоторевском Семикаракорского района Ростовской области. Окончил Сталинградское военное авиационное училище.
Вечером к аэродрому (Северный фронт) прорвались три Ju-88. Звено Здоровцева на И-16 взлетело на их перехват. Командир, преследуя один из бомбардировщиков, меткими очередями уничтожил обоих стрелков. А когда кончились боеприпасы, винтом обрубил ему хвостовое оперение. Сам благополучно произвел посадку. 8 июля 1941 года был удостоен звания Героя Советского Союза, но на следующий день в воздушном бою с превосходящими силами противника погиб.
ИВАНОВ Леонид Илларионович
Старший лейтенант, командир эскадрильи 147 иап. Родился в 1909 году в городе Кашире Московской области. Окончил Сталинградское военное авиационное училище. Участвовал в боях с белофиннами, награжден орденом «Знак Почета».
На Северном фронте, защищая свой аэродром, вступил в схватку с восемью «мессерами». Три из них сбил, а четвертый таранил. 22 июля 1941 года присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно).
ЯКОВЛЕВ Николай Васильевич
Младший лейтенант, летчик 55 иап. Родился в 1920 году на станции Щурово Московской области.
В районе станции Котовск (Молдавия) лобовым таранным ударом МиГ-3 уничтожил ведущего большой группы «юнкерсов». Сам погиб.
29 июня – воскресенье.
ГУРИН Иван Андреевич
Старший политрук, заместитель командира эскадрильи по политической части 48 бап.
В районе Изяслава (Хмельницкая область) экипаж Гурина (штурман - лейтенант Афоничев, стрелок-радист - сержант Деревяненко) в воздушном бою с пятью истребителями противника Bf-109 сбил три из них, а четвертого таранил своим горящим самолетом. Из советских летчиков спасся только тяжело раненный стрелок, приземлившийся на парашюте. Командир награжден орденом Ленина (посмертно).
ЖУКОВ Михаил Петрович
Младший лейтенант, летчик 158 иап. Родился в 1917 году в деревне Ружбово Череповецкого района Вологодской области. Окончил Сталинградское военное авиационное училище.
Восемь «юнкерсов» следовали к аэродрому. Атакованные нашими истребителями, стали поспешно освобождаться от бомбового груза. Однако один бомбардировщик все же пытался прорваться, прячась в облаках. Жуков устремился за ним. Он повторял одну атаку за другой и израсходовал боекомплект. Тогда пошел на таран. Но Ju-88 спикировал почти к самой поверхности Псковского озера. Советский летчик не дал ему вывернуться и ударом своего И-16 вогнал в воду. Свой самолет благополучно посадил на аэродроме. 8 июля получил звание Героя Советского Союза.
К концу декабря 1942 года совершил 259 боевых вылетов, провел 47 воздушных боев, в которых сбил еще четыре самолета. Погиб в схватке 12 января 1943 года в районе Дубровки (Ленинградская область). Награжден орденом Красного Знамени (1942 г.) и Отечественной войны I степени (посмертно).
КОБЕЦ Анатолий Петрович
Старший лейтенант, командир эскадрильи 170 иап. Родился в 1914 году в поселке рудника Каменка в Донбассе. Окончил 5-ю военно-техническую школу летчиков в Ленинграде и 14-ю военную школу летчиков в Энгельсе.
Утром над Могилевом появились два Ju-88. Кобец с ведомым Мурасановым взлетел на перехват. Израсходовав 8 атаках боеприпасы, ведущий пошел на таран. После удара «юнкерс» рухнул на землю. Свой поврежденный истребитель И-16 летчик посадил на фюзеляж, но через два дня погиб в воздушном бою.
МИХИН Яков Филиппович
Старший лейтенант, заместитель командира эскадрильи 49 иап. Родился в 1914 году в селе Сокрутовка Владимирского района Астраханской области. Окончил 2-ю военную школу летчиков в Борисоглебске. Участвовал в войне с Финляндией. В одном из воздушных боев истребителем И-16 таранил финский самолет. Свою машину с обломанной плоскостью довел до аэродрома и посадил.
На седьмой день Великой Отечественной войны, участвуя в отражении налета вражеской авиации на станцию Идрица (Псковская область) и израсходовав боеприпасы, таранил Ю-88. Последний врезался в землю, даже не успев сбросить бомбы. Тяжело раненный советский летчик приземлился на парашюте и был госпитализирован. В дальнейшем командовал эскадрильей, награжден тремя орденами Красного Знамени. Уволился в запас в 1957 году в звании полковника.
НЕКОТОРЫЕ ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ МОЕГО КАНАЛА:
Россия открыла эпоху рекордных воздушных таранов в 1914-м, она же ее и закрыла в 1981-м
Единственный в мире «ас таранов», оставшийся в живых и потерявший только один свой истребитель
21-летняя Лидия Литвяк - первая в мире женщина-ас, попавшая в книгу рекордов Гиннесса