Найти тему
ТыжИсторик

Отражение атаки турецкого флота на самоходном банкетном зале

Оглавление

Автор: Vir summo ingenio

Проблема цитат в интернете заключается в том, что люди сразу верят в их подлинность.

В.И. Ленин

Предуведомление: Данный текст не является описанием или оценкой фильма С.Дружининой «Гардемарины 1787» во всех его проявлениях. Он вообще не про это. Я предупреждал. Ст. 5 Гражданского кодекса Российской Федерации гарантирует это.

Начала философии

В начале сотворил Бог небо и землю. Затем, Нина Соротокина написала «Трое из Навигацкой» школы, а Светлана Дружинина сняла по книге фильм «Гардемарины, вперед!». И стало хорошо (all correct).

А потом последняя не смогла остановиться вовремя и сняла еще четыре фильма, представляющие собой предсмертный кошмар кавалера Де Брильи. И случилось так, что в герои последней дилогии в соответствии со сценарием загремел будущий кавалер орден святого Георгия 4 степени Джулиано Ломбарди, являющийся вполне себе историческим лицом.

Военная история меланхолично отмечает, что 15 сентября 1787 года по неустановленному стилю во время боев за Кинбурн при нападении турецкой флотилии из 38 судов Джулиано Ломбарди, командуя русской галерой «Десна», прикинулся брандером и смело атаковал противника, чем принудил их отступить к Очакову. Попутно одно турецкое судно было потоплено, другое сильно повреждено.

Суворов, который был свидетелем подвига галеры «Десна», отписал князю Потемкину, что Ломбард «атаковал весь турецкий флот до линейных кораблей; бился со всеми судами из пушек и ружей два часа с половиной и по учинении варварскому флоту знатного вреда, сей герой стоит ныне благополучно под кинбурнскими стенами».

Попутно заметим, что на галере Ломбарди была всего одна пушка, если ее так можно назвать. По некоторым данным это был единорог.

Как писал по другому случаю великий русский писатель Иван Кошкин: "Оказавшись в окружении неприятеля, не растерялся, чем необыкновенно доставил".

Данный эпизод был втянут в эпицентр безжалостного сценария и местами экранизирован в названном фильме в пределах доступных современному кинематографу. На главную роль в качестве галеры «Десна» была приглашена великолепная реплика линейного корабля Петра I «Гото Предестинация» - Божье Провидение, линейный корабль и отдел «История создания Российского флота» государственного бюджетного учреждения культуры Воронежской области Министерства культуры Воронежской области «Воронежский областной краеведческий музей» (ВОКМ) (Адрес: Адмиралтейская площадь, Воронеж, тел.: +7 903 853-61-60, ближайшая остановка — Воронежский Государственный Университет (ВГУ), Автобус: ВГУ — 5а, 21, 32, 39, 48, 49м, 49, 64, 69, 80, 103с, 366а, 366в. Троллейбус: ВГУ — 7, 99).

Фотокартина автора Insider. «Гото Предестинация у Адмиралтейской площади». Собственная работа. Неизвестная школа, 1-я четверть XXI века. CC BY-SA 4.0.
Фотокартина автора Insider. «Гото Предестинация у Адмиралтейской площади». Собственная работа. Неизвестная школа, 1-я четверть XXI века. CC BY-SA 4.0.

Похвальное слово о галерах

Чтобы оценить весь масштаб авторского замысла нужно понимать, что галера в парадном исполнении Петра I выглядела так.

Галера «Принципиум» на российской марке 1996 года. Общественное достояние.
Галера «Принципиум» на российской марке 1996 года. Общественное достояние.

А в боевом исполнении, когда Петр I разделил занятие судомоделизмом в масштабе 1:1 со своими непосредственными делами, так:

Г. де Вит. Ден Д. История российского флота в царствование Петра Великого. Скампавея с гравюры Г. де Вита, 1714 год. Общественное достояние.
Г. де Вит. Ден Д. История российского флота в царствование Петра Великого. Скампавея с гравюры Г. де Вита, 1714 год. Общественное достояние.

Я обращаю на это внимание, потому что с точки зрения киноделов и писателей руками всего мира галера является обычным кораблем с некоторыми романтическими подробностями в виде весел и количеством кают по количеству персонажей книги фильма.

В качестве эталонного образца вспомним фильм «Неукротимая Анжелика».

Галера представительского класса. Кадр из фильма «Неукроти́мая Анжели́ка» (фр. Indomptable Angélique). 1967 год.
Галера представительского класса. Кадр из фильма «Неукроти́мая Анжели́ка» (фр. Indomptable Angélique). 1967 год.

Как мы видим в соответствии с сюжетом фильма герцог де Вивон в фильме зачем-то последовательно затащил на галеру кровать двухспальную (1 шт.), стол с подсвечником (1 шт., см. Постановление Минтранса РФ от 31.10.2003 N 10 "О Правилах пожарной безопасности на морских судах"), Анжелику (1 шт.), а также иные предметы роскоши (стулья (2 шт.), ковер (1 шт.) и портьеры (неизв. кол-во)).

В действительности галеры к XVIII веку достигли в своей ветке развития полного совершенства как убийственное средство борьбы в узком спектре прибрежных операций. Красиво сказал. Настоящие галерные командиры предавались своим моряцким мечтам на галерах следующим образом:

Графюра из книги Jan Janszn Orlers, Beschrijvinghe ande af-beeldinge van alle de Victorien, So te Water als de Lande De… Mavrits van Nassav (Leyden 1610) .Триумф Нассау или Описание и представление всех побед, как на суше так и на море, одержанных с божьей помощью благородными, высокочтимыми и могущественными господами Генеральных Штатов объединенных Нидерландских Провинций под управление и командованием Его Превосходительства принца Морица Нассауского. Общественное достояние.
Графюра из книги Jan Janszn Orlers, Beschrijvinghe ande af-beeldinge van alle de Victorien, So te Water als de Lande De… Mavrits van Nassav (Leyden 1610) .Триумф Нассау или Описание и представление всех побед, как на суше так и на море, одержанных с божьей помощью благородными, высокочтимыми и могущественными господами Генеральных Штатов объединенных Нидерландских Провинций под управление и командованием Его Превосходительства принца Морица Нассауского. Общественное достояние.
Голландские корабли, таранящие испанские галеры у побережья Фландрии в октябре 1602 года. Художник Hendrick Cornelisz Vroom (1617) Rijksmuseum Amsterdam.
Голландские корабли, таранящие испанские галеры у побережья Фландрии в октябре 1602 года. Художник Hendrick Cornelisz Vroom (1617) Rijksmuseum Amsterdam.

На гравюре и картине прекрасно показано, что боевая (это важно) галера (как в XVII, так и в XVIII вв.) имела кормовую надстройку в виде палатки на каркасах разных видах вычурности, возводимых с важной производственной целью, чтобы рулевому (кстати, угадайте, где на галере находился руль) и местами начальствующему составу дождь не капал на лысину. С учетом того, что галера как тип корабля была не очень сильно рассчитана на не каботажное плавание, то сверхплановыми режимами работы судна старались сильно не рисковать. Поэтому настоящий герцог де Вивон (Луи-Виктор де Рошешуар де Мортемар) если очень сильно припрет мог, конечно, и заночевать на галере, решительно завалившись в удобном и приличном для этого месте (предварительно пинками расшвыряв подчиненных). Но, нормальный человек галерный моряк предпочитал вечером припарковать галеру к берегу и как культурный человек заснуть на берегу в палатке. Если Вас интересуют, что при этом делали гребцы, то это отдельная и длинная история (от мирно подыхали в кандалах на борту, до получали зарплату и вступали в профсоюз).

Обычно ниже палатки (кабины) на галере представляется тот самый салон с Анжеликой и преферансом. Я не глубокий знаток отдельных извращений в виде 32-х баночной мегагалеры la Royale (в принципе она тоже была боевой и всем принципам в виде палатки (только роскошной) соответствовала), но в среднем вершина кораблестроительной мысли - французская галера под кабиной выглядела так (на примере французской галеры первой линии «La Fleur de lis» 1690 гг.):

Кадр из великолепного ролика «Galère La Fleur de lis 1690» - 3D реконструкция соответствующего корабля. Вид на кормовую часть.
Кадр из великолепного ролика «Galère La Fleur de lis 1690» - 3D реконструкция соответствующего корабля. Вид на кормовую часть.

Как мы видим технически сюда двухспальную кровать затащить можно, а практически в кормовой оконечности – это не створки окна. Это вот этот известный предмет:

Кадр из великолепного ролика «Galère La Fleur de lis 1690» - 3D реконструкция соответствующего корабля. Вид на кормовую часть. Туалет типа «Генуя» без фаянса.
Кадр из великолепного ролика «Galère La Fleur de lis 1690» - 3D реконструкция соответствующего корабля. Вид на кормовую часть. Туалет типа «Генуя» без фаянса.

В принципе, на галерах в среднем тоже гальюны размещали в носовой части (в баковой надстройке), однако, французы как культурные люди решили, что лучше дать командному составу спокойно (насколько это возможно) обдумать стратегические планы компании в некотором комфорте.

Собственно к чему это я? Есть известная сцена в каюте Ломбарди (на фото ниже).

На обычной галере эта сцена, показанная в фильме «Гардемарины 1787. Война», была бы невозможна физически. А вот на «Гото Предестинации» на «Десне» Джулиано Ломбарди, как это не странно, была вполне возможна, хотя бы с технической точки зрения. Суть языческого обряда с выставлением на корабле канделябров со свечами мы опустим.

«Джулиано Ломбарди» с негодованием рассматривает цыган, захвативших его каюту. Кадр из фильма «Гардемарины 1787. Война». Режиссер С. Дружинина.
«Джулиано Ломбарди» с негодованием рассматривает цыган, захвативших его каюту. Кадр из фильма «Гардемарины 1787. Война». Режиссер С. Дружинина.

Заодно полюбуемся на ахтердек и шканцы «Гото Предестинации». Вот где точно можно на велосипеде кататься на двух палубах.

Канальи! Я хотел на галеру, а не на «Гото Предестинацию» на Адмиралтейской площади! Кадр из фильма «Гардемарины 1787. Война». Режиссер С. Дружинина.
Канальи! Я хотел на галеру, а не на «Гото Предестинацию» на Адмиралтейской площади! Кадр из фильма «Гардемарины 1787. Война». Режиссер С. Дружинина.

Галера «Десна» в естественной среде обитания

Почему же обычный галерный капитан во всем мире ютился на галере как в античности, а Джулиано Ломбарди мог себе позволить излишества?

Чтобы ответить себе на этот, вопрос давайте посмотрим на объект исследования, то есть непосредственно на галеру «Десна».

Кстати по интернету с чьей-то неграмотной или глумливой подачи, до сих пор в качестве галеры «Десна» Джулиано Ломбарди гуляет вот это изображение:

Изображение галеры «Десна» на сайте Комитет по культуре Администрации Минераловодского городского округа. Модель неизвестного героя. https://kulturamgo.ru/kalendar-sobytij/den-v-istorii/10487-26-sentyabrya-1787-unikalnyj-podvig-galery-desna-pri-otpore-turetskoj-flotilii?ysclid=lpxsimxg7n942570259
Изображение галеры «Десна» на сайте Комитет по культуре Администрации Минераловодского городского округа. Модель неизвестного героя. https://kulturamgo.ru/kalendar-sobytij/den-v-istorii/10487-26-sentyabrya-1787-unikalnyj-podvig-galery-desna-pri-otpore-turetskoj-flotilii?ysclid=lpxsimxg7n942570259

Проблема заключается в том, что на вышеприведенной фотографии изображена не только не «Десна», но даже не галера в принципе. Мне лень искать тот первоисточник, который запустил этот самоподдерживающий себя поток перепечаток, однако, необходимо констатировать, что при виде этого изображения любой сознательный человек теряет волю, как слон при звуках боцманской дудки, что не позволяет ему рассмотреть, что перед ним артиллерийский парусный корабль, хотя и не стандартный. Дело в том, что перед нами средиземноморская шебека, высокотехнологический продукт сумрачного арабского гения. Высокотехнологичный он потому, что позволял в зависимости от целей и задач прямо в плавании менять парусное вооружение, в соответствии с состоянием ветра. Если ветер был легким и дул с кормовых направлений, то ставились сравнительно широкие прямые паруса. Если приходил ветер со стороны или начинал заходить и прямые паруса не могли больше использоваться эффективно, то экипаж, проклиная гения, который это придумал, ручками менял реи и паруса на длинные латинские рю с треугольными парусами. Собственно именно это состояние на модели шебеки мы и наблюдаем. Когда же ветер переходил в штормовой, все это дело еще и менялось на короткие штормовые рю.

Последней на шебеке подорвалась уважаемая Фантагиро Бурерожденная в статье «Ультрамарины» Дружининой – когда у обзорщика нет слов, кроме непарламентских выражений.

Специфика «Десны» заключалась в том, что ее построили для путешествия Екатерины II с императором Иосифом и господами сиятельными послами по Днепру (в 1787 году). Была построена внушительная флотилия. В ее состав входили в том числе 7 галер – 12-баночные «Днепр» и «Буг» (24 весла), 10-баночные «Сож», «Ипуть», «Сейм», «Десна» и «Снов». Галеры типа «Сож» были длиной в 27,5 и шириной 5,3 метра. Непосредственно галера «Десна» представляла собой плавучий банкетный зал, с пальмами и сервизами. Надо понимать, что Екатерина II тоже предпочитала ночевать в комфорте на берегу, а все это великолепие использовалось в основном при переходе между городами.

Выглядело это примерно так.

Engelberthumperdink. Собственная работа. Галера «Тверь», на которой в 1767 году Екатерина II приехала в Казань. CC BY-SA 4.0.
Engelberthumperdink. Собственная работа. Галера «Тверь», на которой в 1767 году Екатерина II приехала в Казань. CC BY-SA 4.0.

Примерно, потому что изображения самой «Десны» я не нашел, но принципе от «Твери» 1767 года она отличалась только меньшими размерами. Как мы видим назначение в виде банкетного зала влекло за собой важные механические изменения – чтобы разместить на половине судна кабак, пришлось существенно сокращать число весел.

Когда же путешествие закончились, чтобы добро не пропадало, то галеры представительского класса передали молодому Черноморскому флоту, так как там с руками были готовы оторвать любое плавательное средство, к которому можно прикрутить оружие. Источники утверждают, что при передаче галеру немного переделали. Я подозреваю, что переделка заключалась в выносе пальм и сервизов.

Я думаю, что увидев корабль, переданный под его начало и именуемый русскими варварами «галерой» Джулино Ломабарди пришел в некоторую небоеготовность, потому что галера так выглядеть не может. Вернее может, но только для проката Анжелики по Средиземному морю в соответствующей серии фильмов. Для мичмана Ломбарди, которому под управление выдали самоходный банкетный зал, ситуация получалась как в анекдоте, то есть после переделки в вашей автомашине педалей осталось только две, но нажимать их придется часто-часто.

Но были и плюсы, сыгравшие уже в указанном выше подвиге Ломбарди. Как мы помним ему удалось, разведя дым, прикинуться брандером. Сомневаюсь, чтобы простая галера могла, навести турок на нехорошие мысли о брандере. Турки же как нормальные люди знали как выглядит боевая галера. А потом на них начал наползать Ломбарди вот на подобном монстрике с острой нехваткой весел:

И еще «Тверь» неизвестного художника.
И еще «Тверь» неизвестного художника.

Напомню турки привыкли к галерам здорового человека:

Гравюра Claude Randon 1690 г. галера французского королевского флома «La Patronne».
Гравюра Claude Randon 1690 г. галера французского королевского флома «La Patronne».

Эпилог

Сайт https://admushakov.wixsite.com/fedor/dzhuliano-lombard меланхолично отмечает, что «скончался Джулиано Ломбард в 1791 году. Он так и остался героем одной войны, жизнь которого кончилась вместе с ней. Да покоится в мире храбрый иноземный одиночка, мальчик, благодаря которому флоту не пришлось стыдиться за Кинбурн».

Наверное, лучше не скажешь. Да и зачем?