Недавно я побывала на брифинге-презентации книг авторов издательства «Четыре». Издательство коммерческое, а значит авторы выпустили книги за свой счет, что никак не умаляет их достоинств, а является своего рода гимном их упорству и целеустремленности. Замечу, что наградой писателям был подлинный интерес к их книгам, проявленный в конце мероприятия. И книги вполне активно раскупались. Что видно из следующего фото. Здесь у писателя раскупают книги, а он раздает автографы.
Ссылку на мероприятие, где все сказано о программе и о выступавших авторах, я дам в прикрепленном комментарии.
Особенности коллективных презентаций
На коллективной презентации, упомянутой в водной части, я побывала в начале декабря этого года впервые. В памяти всплыли смены в пионерлагере, где чествовались именинники, родившиеся в одном месяце )). Вот и здесь что-то похожее. При этом в таком варианте мероприятия много преимуществ. Перечислю их:
- Писателю ничего не нужно организовывать самому. Все будет подано ему на блюдечке: и зал для выступлений, и публика, и рекламные объявления-афиши;
2. На таких мероприятиях всегда присутствуют профессиональные фотографы или снимающие видео. Приходят представители СМИ. Как правило, их обеспечивают организаторы.
3. В несколько раз увеличивается количество зрителей (и возможных покупателей презентуемых книг) . В нашем примере было пятеро выступающих, значит, в 5 раз!
4. Для людей, не имеющих навыков публичных выступлений, нахождение в группе позволяет погасить волнение и лучше выступить.
А из минусов вижу один-единственный: вас хуже запомнят в общей сутолоке ))
Иногда коллективные презентации авторам устраивают и крупные издательства (где авторов издают за гонорар). Приглашают редакторов, иллюстраторов.
Однако на такие «десанты» попадают чаще всего только ведущие авторы издательства. Отбирают 5-7 авторов, на все выступления от издательства – одних и тех же. И чем крупнее издательство, тем строже там идет отбор тех, кто будет выводиться на публику.
Аналогично, своим коллективом, могут выступать авторы от какого-нибудь литературного объединения или от писательского союза.
Индивидуальные авторские выступления
У меня много фото с разных выступлений, поэтому для иллюстрации я часто использую фотки из своего альбома. К примеру, на следующем фото я выступаю на Книжном салоне в СПб-2022, презентую свою биографическую книгу "Половинка чемодана, или Писателями не рождаются". Рядом стоят пригласившие меня хозяева стенда, они же - издатели (не мои) и начинающие писатели в одном лице.
К плюсам отнесем то, что отдельное выступление предполагает полное самораскрытие автора и концентрацию зрителя именно на одном-единственном выступающем.
Зато и сложностей при организации такого "представления" хватает. Хорошо, если вас пригласят друзья-товарищи или ваше издательство! А если нет, если все придется делать самим? Тогда приготовьтесь к следующим преодолениям. И тут уже всплывают минусы:
– организовать помещения, договорится о мероприятии с администрацией заведения;
– распространить приглашения, разрекламировать мероприятие, позаботиться о наличии публики;
– преодолеть собственную робость публичных выступлений;
– выделить помощника для продажи своих книг;
– организовать банкет (иногда, для дружеского кружка).
Варианты площадок для презентации книг
Перечислим площадки для выступлений и особенности организации выступлений в них. Упомяну здесь только бесплатные места, в которых довелось проводить презентации.
1. Библиотеки
Легче всего договориться о выступлении в библиотеках – там нас, писателей всегда ждут даже с одной-единственной первой книжкой. Обычно и афишу сами делают (см. выше). Библиотекари – приветливые и квалифицированные люди. Со многими из них у меня сложились теплые, дружественные отношения, нашедшие потом продолжение в сети.
2. Магазины
В книжных магазинах устроить презентацию труднее, в них сложная система и рекламы, и организации продаж. До вступления в Союз писателей в магазины иногда попадала только через издательства, где издавались мои книги. Позднее на выступления в магазинах шла член СП СПб.
3. Залы писательских организаций
В писательских и общественных организациях всегда достаточно зрителей: это и коллеги по СП, и своих знакомых пригласить можно. Каждый член СП может записаться в график мероприятий и провести свое выступление. А кто-нибудь и поможет вести программу. Здесь рядом со мной сидит за столом председатель секции прозы СП СПб Павел Алексеев, он и взял на себя роль ведущего.
Этот вечер я назвала: "15 лет творческой деятельности". Веду отсчет от первого написанного мной романа!
4. Книжные салоны
На книжные салоны я попадала поначалу через издательства (когда я у меня выходили романы), а позднее через СП СПб, членом которого стала. Также приглашают порой выступить на своем стенде общественные объединения писателей (см. фото выше, где мы - трое писатели). Во всех перечисленных мною случаях выступления для приглашенных авторов организуются бесплатно.
Однако вход на эти мероприятия бывает и за деньги. Любой независимый писатель, не входящий ни в какую организацию, может купить за определенную сумму место (столик) на Книжном салоне для своего выступления.
5. Детские учреждения, школы (вариант для детских писателей)
6. И наконец, онлайн выступление через zoom или другие технические площадки. В таких выступлениях я участвовала тоже по приглашению, так как сама вряд ли смогла организовать технически всю структуру.
Примечание. Начинающие писатели - те из них, которых можно отнести к вип-персонам или просто имеющие достаточно средств для раскрутки своего творчества - нередко обращаются в рекламные агентства. Тогда за хорошие деньги фирма им устраивает индивидуальные презентации и в магазинах, и на Книжных салонах, и где угодно. У меня такого опыта нет, так что явки-адреса дать не смогу 😊.
Подробнее о моих выступлениях на отдельных площадках здесь: