Найти тему
Красный байт

Формула любви. Разбор идеи фильма.

https://www.vokrug.tv/product/show/formula_lyubvi/#galleryproduct26-3
https://www.vokrug.tv/product/show/formula_lyubvi/#galleryproduct26-3

В статье буду обращаться в Повести А.Н. Толстого под названием "Граф Калиостро". Так как фильм "Формула любви" снят по мотивам повести.

После вступительных кадров, нам показывают Лоренцию. Итальянка не может запомнить русские слова. Иностранка пытается понять русскую культуру(душу). Авторы фильма по ходу будут русскую душу раскрывать.

-2

Калиостро показывает фокусы черной магии. Может читать будущее человека. Нам Граф Калиостро в кино, заявлен как мелкий плут. Он зарабатывает деньги обманывая людей дешёвыми трюками. Собрал деньги с богатых людей и удалился с дорогими украшениями.

Толстой же, автор повести «Граф Калиостро» наделил графа сверхспособностями, это маг с большой силой. Калиостро обсуждают как великого мастера колдовства во всём мире. А по фильму, складывается мнение, что это мелкий обманщик. Да и силу использует для мелкого представления. В повести он был одет с синий кафтан с золотыми мордами (клеящая смесь на натуральной основе (смолы, масла) или на основе синтетического связующего) и цветами. Золотом вышиты чёрные чулки. На руках красовались перстни. Алексей Николаевич описывает человека, живущего на широкую ногу. Имеющего определённый статус уважения к себе. А в фильме он одет в черное без каких-либо украшений.

После Граф мчится на карете. Слуга напоминает о Марии. Нам не расскажут, как они познакомились. Откуда появились чувства у Калиостро.

Толстой написал в повести, что Марию ребёнком отдали замуж за Калиостро. Она насильно была выдана замуж. В повести граф влюблён в Марию. Она ему дорога и замужество Марии объясняет серьёзность чувств Калиостро. То есть, увидел и женился. Барин Алексей узнаёт о замужестве девушки из разговора. Толстой описывает разговор. Понятно, что Калиостро был с представлениями в месте, где жила Мария и увёз её. Да, это не проговаривается в повести, но понятно из повествования. А фильм ставит многоточие. Ведь мы не знаем почему Калиостро выбрал Марию, которую видел, слышал о ней (хоть какой-нибудь намёк есть в фильме).

В кино граф исцеляет отца Марии. А забирает её с собой, под предлогом связи с родственником, чтобы исцелить полностью отца. Калиостро в этой сцене исцеляет отца, но что это за болезнь. Нам опять не заявили проблему для здоровья (смертельная болезнь, хроническая болезнь. Его лечили врачи или нет). Я подумал, что отец Марии лежит в постели, по причине головной боли. Сколько она продолжается, непонятно. Калиостро вроде бы колдун. Где его приспособления( колдовские камни, шар и т.д.) во время сеанса исцеления? Ну он же работает через некие предметы (проводники тёмных сил в наш мир). Да, колдовства было больше в детской советской сказке «Морозко» у бабы Яги при словах: Чуфырь. А пишу об этом, так как Толстой нарисовал портрет злобного колдуна. Калиостро вызывает уважение и страх. Он в повести опасный враг. А по фильму, слабый колдун и закомплексованный человек. Сочувствие и уважение, лично у меня не вызывает.

Авторы фильма показывают принадлежность к тёмным силам, путём отражения Калиостро с огнём над головой в зеркале и под странную музыку с озвучкой.

-3

В имении барина Алексея. Барин наслаждается образом скульптуры. Мечтает оживить образ женщины на скульптуре, чтобы быть с ней вместе. А в повести был образ на портрете. Отдельно хочется упомянуть разговоры крепостных барина на реке. Мол раньше, прежний барин латинице учил. Большой просветитель был. Намёк в фильме, что раньше при старом режиме(царе) было лучше, народ образованнее был. Антисоветизм понёсся. Картина на самом деле не о любви. Это стёб над упадком советской идеологии.

Затем Барин Алексей представляя себе ожившую скульптуру, какой она могла бы быть, рисует своей фантазией, лицо Марии. Как он так попал? Ведь они не похожи: скульптура и актриса, сыгравшая роль Марии. Даже по возрасту, они различны. Женщина на скульптуре старше. Ещё и оголённая грудь показывают. Толстой в повести создал чистый образ портрета. Это же застывший человек. Идеал чистоты и непорочности. А фильму, видимо для авторов, нужна голая грудь. Ведь, можно уже показывать.

-4

Нам и в повести, и в фильме показывают мечтателя Алексея. Он стремиться найти чистоту образа. Не секс, а мечту. Неприкасаемое и любимое.

Позже Алексей узнаёт, что граф Калиостро недалеко от его имения. Его тетушка отговаривает от встречи с Калиостро. Но барин сбегает со словами: есть люди которым дорого просвещение. Прошлый барин латыни учил, а нынешний колдовство хочет увидеть. Тянет русскую душу к просвещению иностранными науками. Запрет на иностранную литературу, искусство в СССР. Авторы сценария намекают, что хочется познакомится с иностранщиной. Выезды за границу, тоже, наверное, авторы относят сюда.

После следует сцена, где доктор уведомляет о том, что неподалёку остановился Калиостро.

Доктор: «Карета сломалась, в Васильевской гостинице клопов кормит». Алексей говорит о Калиостро: «Великий человек, магистр и клопов кормит. А доктор в ответ: «Так они, сударь, не разбирают кто магистр, а кто нет». Клопы в комнате у графа. Граф простой человек, без званий и титулов. Старая Россия, здесь такая хорошая. Даже сословности нет.

Хотя в повести, всё просто. Граф с женой и слугой приехали починить сломанную карету в имение барина. Ещё раз. Высмеивание государственной системы проходит, главной нитью в фильме. Повесть Толстого, здесь как фундамент истории.

Барин едет верхом на лошади в гостиницу к графу Калиостро. Маргадон (слуга графа) рассказывает, о том, как же скучно в городе. Он украл серебряную ложку в трактире, а люди сделали вид, что ложки и не было. Широкая русская душа. Народ прощает иностранцам всё. Россия- щедрая душа.

В гостинице Калиостро говорит о любви с Марией. Граф просит ласково называть себя Джузи. Ему не нужна покорность, а мечтает он о чувствах. Но Мария возражает, что русский народ говорит: Сердцу не прикажешь. А граф возражает: Глупости говорит ВАШ народ. Калиостро в фильме «гнобит» периодически слуг. Только им всё равно. Калиостро поговорит и уйдёт. Но всё же через кино, граф Калиостро- это образ партийного начальника. Отдаёт приказы. А позже будет создать формулу любви для всех.

Когда в гостиницу врывается Алексей- незваный гость, то Калиостро, спрашивает почему не закрыта дверь. На что Маргодон поясняет: Варварские обычаи- ключи дают, а замков нет. Мысль- ты под контролем. Нельзя спрятаться. Даже у себя дома, ты не можешь быть один. Нету избавления от чужих людей в русской (советской) гостинице.

Приехав в имение барина, Маргадон украл солонку. Крестьяне поговорили быстро о таком неприятном событии и замолкли. Всё прощает русский(советский) народ. Но авторы показывают, таким образом, страну бесхарактерных людей. На глазах утащили солонку, ну и пусть. Это же иностранцы.

После барин ставит задачу перед кузнецом, чтобы тот растянул на 10 дней починку кареты. А он отвечает, что ему нужен помощник. После ломает карету сильнее. Опять же фильм транслирует умного дядьку, который подчиняется носителю власти. Даже и перечить не смог. Задача дурацкая, но тако русский(советский) человек- выполнит и такое. Умные люди делают видимость работы.

В повести, кузнец делал два дня. Хотя обещал за один. Поэтому гости у барина остались дольше.

Следующая сцена- сидят за столом и едят. Калиостро сообщает, что ему 2125 лет. Доктор не удивлён, так как у них был писарь, который год рождения в паспорте обозначал одной цифоркой. Чернила экономил. Затем писаря посадили, а документы не переделывали. Кто первого, кто третьего года рождения от рождества Христова. Намёк на отсутствие изменений в бумагах. Если написали неправильно, то так и оставят. Не добиться в канцелярии изменений важной информации. Так авторы смеются над бюрократией.

В этой же сцене рассказывают, как художник торгует сеном плохого качества, выдавая его за хороший товар. Аллегория на плохое качество продуктов на полках советских магазинов.

Потом граф проглатывает часть вилки, чем удивляет присутствующих. Доктор добавляет, что и посуду фарфоровую можно употребить. Калиостро- шут. Он развлекает публику. Но зачем портить посуду и столовые предметы, люди вокруг не понимают. От графа полезности никакой. Это напомню образ партийной власти.

Слуги графа играют в городки. Не понимают, как сбить фигуру. Не понимают душу народную и традиции. Помощники партийного деятеля не находят общий язык с народом.

После в лаборатории Калиостро создаёт формулу любви и соревнуется с богом. Формула любви- идея коммунизма. Так как авторы поясняют, что от любви все будут счастливы, а если кто-то не захочет быть счастливым, то умрёт. Проговаривают мысль словами графа.

Алексей страдает, пытается найти себя читая стихи. Но тётушка барина, рассказывает, что не нужно смотреть на выдуманный идеал и читать чужие стихи. Требуется добиваться Марии. Алексей всё понял и осознал. Понёсся к Марии, чтобы вместе убежать.

Но в повести Алексей сам был уверен в себе. Это был человек, который не по указке родственницы, а сам пошёл бороться за любовь. Так как понял, что Мария интересна ему. Она делилась своей жизнью. Они встретились одни. А в фильме кроме совместного принятия пищи, ничего и нету. Просто красивая девушка для барина.

В лесу граф показывает Алексею, что оживил его мечту. Калиостро не колдун, а фокусник. Вместо оживления, была приглашена сообщница графа. Актриса ещё больше не похожа на скульптуру.Алексею уже не нужен плод мечтаний. Он любит Марию. Барин вызывает на дуэль Калиостро.

Алексей, как образ чести, не может выстрелить первым. Он предлагает первым стрелять графу. А Маргадон удивляется, что во Франции и Голландии всё было всё по правилам- раз и наповал. Затем правила меняют. Заряжен только один из двух пистолетов. Но все прощают Калиостро. Однако граф решил уйти из жизни.

Калиостро жмёт на спусковой крючок пистолета, но он не заряжен. Маргадон не зарядил ни один из пистолетов. Ложь. Свита и граф лжецы.

После пережитого граф заболел. Лежит в кровати. А Алексей сделал предложение руки и сердца Марии. Напоследок, слуга графа Жакоб воспользовался селянкой- переспал с ней. Использовали народ в своих целях.

Калиостро в конце сел в тюрьму, на пожизненный срок.

Картина, на которой изображён народ и граф демонстрирует, что коммунистическая идея- черная.

-5

То есть не отличимая от фашизма. Заставить человека любить невозможно. Калиостро хитростью заманил Марию. Мария- это русский народ. А барин царская Россия. Граф обманом пытается заставить любить себя. Даже слуги хотят сбежать от него. Но не могут. Калиостро в черной одежде. Но когда он колдует над образом скульптуры в доме барина, он в красном. Символ революции.

-6

Почему "Формула любви" так цепляет. Очень хорошая актёрская игра. Нам заявили, что снято по мотивам классического произведения русской литературы. Герои шутят и даже стёб над режимом на первый план не выходит.

Таким получился разбор. Обижает, что хорошее и нужное произведение было снято с другой повесткой. Здесь не о любви. А деньги выделялись на неё. Мне фильм не понравился. Спасение души не произошло. Стёб присутствует, но не получается выстроить единую карту. Смешались барины, селяне, фашисты. Конфликт с фильме отражён слабо.

Рекомендую прочитать "Граф Калиостро" Толстого. Сделано произведение прекрасно. Легко читается.