На Ближнем Востоке сейчас самый настоящий переворот — и страны Зaпада в крайне уязвимом положении. США и ЕC стремительно теряют финансовые рычаги влияния в регионе, а значит, лишаются возможности отстаивать стратегически важные активы. Примером тому стал новый геополитический козырь, который позволит выстроить более приемлемую и стабильную модель мироустройства. Под контролем России теперь золотая жила Ирака. Об этом и других преимуществах союзников чуть подробнее поговорим далее.
Материал создан при поддержке 76m2
Крупнейшее месторождение
В конце ноября стало окончательно ясно, что России теперь подконтрольно Эриду — крупнейшее нефтяное месторождение Ирака, обнаруженное за последние 20 лет. Японская компания Inpex South Iraq Ltd получила разрешение на продажу своей 40%-ной доли этого ценного актива. Как и ожидалось, российская нефтегазовая компания «Лукойл», у которой и без того было 60%, теперь становится полноправным хозяином золотой жилы на Ближнем Востоке. Остались лишь формальности.
Победа эта отнюдь не случайная: сделано для нее довольно много. С 2012 г. обе компании — России и Японии — вели геологоразведку на Блоке 10, богатом нефтью районе, расположенном на юге Ирака, в результате чего и было открыто месторождение Эриду. Потом наступил переломный во многом февраль 2022 г., когда вопрос контроля ближневосточных активов перед Россией встал особенно остро. Ирак, в свою очередь, попал в критическую зависимость от «Лукойла». На тот момент уже были определенные договоренности о добыче нефти, а без технологий и денег освоить месторождение не получится. И вот в марте 2023 г. государственная иракская нефтяная компания Thi-Qar Oil Company (TOC) одобряет «Лукойлу» заявку на коммерциализацию запасов совместно с японцами. А позже компания Inpex South Iraq Ltd принимает решение о продаже своей доли. Таким образом, Россия вытесняет прозaпадную Японию и получает серьезный геополитический козырь.
По предварительным, самым скромным оценкам, запасы Эриду составляют 7-10 млрд барр., но к этому может запросто прибавиться процентов 50, а то и больше. Для сравнения — одна из богатейших стран по объемам «чёрного золота» Саудовская Аравия располагает примерно 268 млрд барр. Относительно общероссийских запасов доля Эриду составляет от 7,5 до 10,8% (по состоянию на 2021 год Минприроды оценивало запасы России в 19 млрд тонн, что соответствует примерно 138,7 млрд барр.). Ирак, очевидно, становится крупным игроком на мировом рынке нефти. При поддержке России, конечно. Взять под контроль месторождения Россия планирует совместно со своим геополитическим партнёром — Китаем.
Зона глобального экономического влияния
Продажа японской доли «Лукойлу» положила конец нефтяной экспансии Зaпада в этом районе. Исход был предопределен еще в 2017 г., когда полуавтономный регион Курдистан проголосовал за свою независимость на референдуме. Гегемон выступил резко против этого решения — еще бы! новое государство означало бы большие расходы на экономическую и силовую поддержку, чем оно получает в составе Ирака.
«Политики США выступили против курдской независимости, поскольку считают, что распад Ирака приведёт к кровопролитию, может подорвать безопасность Турции и спровоцировать конфликт с Ираном. Многие аналитики также утверждали, что курдское государство не будет экономически жизнеспособным, хотя это условие не является само по себе препятствием для государственности», — объяснил старший научный сотрудник Совета по международным делам США Стивен Кук.
«Они будут требовать и экономическую помощь, учитывая, что на курдах лежит ответственность по уходу за большим числом сирийских беженцев», — добавил он.
К тому времени проблемный регион фактически контролировала Россия (через своего посредника нефтегазовую компанию «Роснефть»). А реакция США на результаты референдума окончательно разочаровала местных в политике Вашингтона.
Иракская нефть лишь одно из звеньев в цепочке последовательных побед России на Ближнем Востоке. Не будем забывать о таком союзнике, как Иран, который контролирует Ормузский пролив — крайне важный экспортный маршрут «черного золота» для значимых игроков рынка. Альтернативы этой транспортной артерии в мире просто нет. С Ираном Россию связывает крупный инфраструктурный проект «Север-Юг». Строительство ж/д инфраструктуры также планируется и в Ираке — после окончания аналогичных работ в Иране. Багдад уже выделил на это 700 млн долларов.
Регион превращается в особую экономическую зону, подконтрольную России и Китаю за счёт нефтегазового сектора и критически важных транспортных узлов. Интересы США сейчас пытаются отстаивать малочисленные остатки солдат — около 3 тыс., но их усиленно выдворяют. Местные жители воспринимают американцев как оккупационные силы и подозревают их в контрабанде иракской нефти. А значит, Вашингтон способствует дестабилизации Ближнего Востока и оказывается в положении загнанного в угол игрока. Россия и Китай предлагают региону справедливое приемлемое мироустройство и экономическое развитие. Гегемония Зaпада рушится как карточный домик.
Понравился материал — ставьте лайк и подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить!