Найти тему

Концлагеря для проституток в СССР

Женщины за решеткой - абстрактное фото из открытых источников
Женщины за решеткой - абстрактное фото из открытых источников

Как они работали?

Самыми неожиданными фактами пестрит довоенная история Советского Союза. Ужасы ГУЛАГа многократно описаны в разнообразной литературе, о них сняты фильмы и написаны песни. Немногие, однако, знают о том, что в лагеря отправлялись не только идейные противники режима и те, кого записывали в «классовые враги», но и жрицы любви. Идеи о том, что путан можно перевоспитать, собрав вместе и изолировав от общества, в разных странах появлялись и раньше. И, тем не менее, СССР стал первой и на данный момент единственной страной, где и в самом деле открыли специализированные концлагеря для проституток. Путан «перевоспитывали» на полях и лесоповале, превратив в настоящий ад для женщин два древних монастыря – Александро-Свирский под Ленинградом и Троице-Сергиеву Лавру под Москвой. Туристам и паломникам, посещающим эти монастыри в наши дни, в кошмарах не снилось то, что творилось в этих стенах 90 лет назад. В целях перевоспитания путан заставляли работать не только лопатой и топором, но и по основной профессии.

Сидит девица в темнице...
Сидит девица в темнице...

«Коммунизм – могила проституции»

К началу 1920-х годов ситуация с сексуальной торговлей в нашей стране сложилась, мягко говоря странная. Официально проституции в России больше не было, поскольку революционный октябрь уничтожил условия для ее существования – капиталистическую форму хозяйствования и наемный труд. С высоких трибун открыто утверждалось, что коммунизм – могила проституции. Явление вроде как исчезло, но сами проститутки никуда не делись. Возник вполне естественный вопрос: «А что же с ними делать?». Вождь мирового пролетариата вполне революционно предлагал проституток расстреливать. Причем не только проституток политических, под которыми понимал своих оппонентов, но и обычных. В письме председателю Нижегородского Губсовета Г.Ф. Федорову, опубликованном в полном собрании ленинских сочинений, Владимир Ильич пишет: «навести тотчас же массовый террор, расстрелять и вывезти сотни проституток, спаивающих солдат, бывших офицеров и т.п.». И тем не менее, приоритетной оказалась другая точка зрения. Еще в 1919 году при наркомате социального обеспечения открылась комиссия по борьбе с проституцией. В бюллетене, издаваемом этим органом прямо указывалось, что «борьба с проституцией – это борьба с причинами, ее порождающими, т.е. с капиталом, частной собственностью и делением общества на классы…». В советской рабоче-крестьянской республике проституция представляет собой прямое наследие буржуазно-капиталистического уклада жизни. Любопытно, но на ниве борьбы с, в принципе, неискоренимым явлением представителям советской власти удалось добиться ощутимых успехов. Для того, чтобы вернуться к обычной жизни путаны могли получить реальную социальную помощь, жилье – место в общежитии или комнату в коммуналке, их активно трудоустраивали в различные места. Дошло до того, что, например, в Петрограде дамы, не занимающиеся сексуальной коммерцией, стали выдавать себя за проституток с целью получения материальных благ от государства. Для совершенно опустившихся дам, торговавших собой на улице, стали открываться лечебно-трудовые профилактории. Первый из них появился на берегах Невы. Примечательный и малоизвестный факт – долгое время им заведовала жена С.М. Кирова Мария Маркус, главным приемом работы которой являлось по ее собственному признанию «большевистское слово и примеры из жизни хороших людей». Свою главную задачу Мария Львовна видела в том, чтобы ее подопечные не вернулись к прежнему заработку. Обеспечить такое оказалось непросто – дам в ЛТП насильно не держали, поощряли разнообразные формы социальной активности и до 1929 года водили отдельной колонной на демонстрации. Профилакторий, однако, располагался в центре огромного города, на Большой Подьяческой улице, с дореволюционных времен известной легальными борделями. Обитательницы ЛТП могли договориться с потенциальными клиентами едва ли не через окно и обслужить их тут же в подворотне. Именно поэтому режим в заведении решили ужесточить и перевести его куда подальше – в закрытый Александро-Свирский монастырь, а заодно переименовать ЛТП в колонию.

А вот тут был конкретный концлагерь
А вот тут был конкретный концлагерь

«Развратители социалистического строя»

К 1929 году занимавшийся филантропией комитет по борьбе с проституцией радикально изменил свою точку зрения. Более на социальную реабилитацию путан решили не тратиться, тем более что стране требовались дармовые рабочие руки. В официальных документах подчеркивалось, что проститутки «не пролетарский элемент, а развратители социалистического строя». Со всеми вытекающими последствиями путан отнесли в разряд «социально опасных элементов» и стали высылать в резервации за колючей проволокой. Специально на проституток рассчитывалась трудовая колония имени Ивана Каляева в Загорске и Свирская колония в Ленобласти. Первая была рассчитана на 1000 человек, вторая на полторы. За колючую проволоку путан отправляли без всякого суда и, в отличие от обычных, даже «политических» зеков на неопределенный срок – до исправления. В проститутки запросто могла угодить дама, ведущая более свободный по сравнению с окружающими образ жизни или несовершеннолетняя девочка, в пьяном виде поскандалившая с соседями. Первоначально предполагалось, что колонии будут самоокупаемыми. Путан – настоящих и попавших за решетку по недоразумению перевоспитывали работой в швейных и слесарных мастерских, в полях и на фермах. Доходов, хватающих хотя бы на обеспечение нужд самих колоний, это не принесло, тогда, как и обычных зеков проституток привлекли к заготовке леса. Что под Загорском, что на Свири его хватало. Условия содержания в обоих специализированных лагерях ужасают – в помещении, рассчитанном на 15 человек, проживало 45-50 женщин. Раз в неделю им полагалась баня, но – без мыла. С учетом того, что часть дам еще до ареста страдала «профессиональными» заболеваниями оба бывших монастыря стали настоящими рассадниками венерической заразы и педикулеза. Интересно, что это нисколько не мешало тюремщикам заставлять дам «работать по специальности». Начальник свирской колонии некто Макаров имел целый гарем из некогда элитных проституток.

И тут тоже!
И тут тоже!

Исправить невозможно?

Определенные результаты советский эксперимент над человеческими судьбами все же принес – ясно и наглядно показал, что бороться с проституцией подобными методами бесполезно. Сперва «перевоспитавшихся» в свирском лагере путан отправляли назад в город на Неве. По распределению их трудоустраивали на заводы «Красный треугольник», «Красное знамя» и «Канат», предоставляя места в общежитиях этих предприятий. Быт освобожденных женщин при таких условиях немногим отличался от колониального. Оказавшись на свободе, они быстро возвращались к прежним занятиям, сочетая их с работой на заводе. Весьма значительная часть дам принудительно возвращалась в Свирский монастырь. С учетом этого выпускать на свободу «бабочек» стали партиями – вывозили и трудоустраивали на стройки в Хибинах на Кольском полуострове или на лесозаготовках в тайге в 250 км от железной дороги. Любопытно, что по основной профессии путаны умудрялись работать и там – не пилить лес лично, а отдаваться крепким лесорубам за дневную норму. К январю 1938 года эксперимент по созданию специализированных колоний для проституток был признан неудачным. Оба учреждения в монастырях вместе с контингентом передали в систему ГУЛАГа. Судьба остававшихся там женщин сложилась трагически.