Как они работали?
Самыми неожиданными фактами пестрит довоенная история Советского Союза. Ужасы ГУЛАГа многократно описаны в разнообразной литературе, о них сняты фильмы и написаны песни. Немногие, однако, знают о том, что в лагеря отправлялись не только идейные противники режима и те, кого записывали в «классовые враги», но и жрицы любви. Идеи о том, что путан можно перевоспитать, собрав вместе и изолировав от общества, в разных странах появлялись и раньше. И, тем не менее, СССР стал первой и на данный момент единственной страной, где и в самом деле открыли специализированные концлагеря для проституток. Путан «перевоспитывали» на полях и лесоповале, превратив в настоящий ад для женщин два древних монастыря – Александро-Свирский под Ленинградом и Троице-Сергиеву Лавру под Москвой. Туристам и паломникам, посещающим эти монастыри в наши дни, в кошмарах не снилось то, что творилось в этих стенах 90 лет назад. В целях перевоспитания путан заставляли работать не только лопатой и топором, но и по основной профессии.
«Коммунизм – могила проституции»
К началу 1920-х годов ситуация с сексуальной торговлей в нашей стране сложилась, мягко говоря странная. Официально проституции в России больше не было, поскольку революционный октябрь уничтожил условия для ее существования – капиталистическую форму хозяйствования и наемный труд. С высоких трибун открыто утверждалось, что коммунизм – могила проституции. Явление вроде как исчезло, но сами проститутки никуда не делись. Возник вполне естественный вопрос: «А что же с ними делать?». Вождь мирового пролетариата вполне революционно предлагал проституток расстреливать. Причем не только проституток политических, под которыми понимал своих оппонентов, но и обычных. В письме председателю Нижегородского Губсовета Г.Ф. Федорову, опубликованном в полном собрании ленинских сочинений, Владимир Ильич пишет: «навести тотчас же массовый террор, расстрелять и вывезти сотни проституток, спаивающих солдат, бывших офицеров и т.п.». И тем не менее, приоритетной оказалась другая точка зрения. Еще в 1919 году при наркомате социального обеспечения открылась комиссия по борьбе с проституцией. В бюллетене, издаваемом этим органом прямо указывалось, что «борьба с проституцией – это борьба с причинами, ее порождающими, т.е. с капиталом, частной собственностью и делением общества на классы…». В советской рабоче-крестьянской республике проституция представляет собой прямое наследие буржуазно-капиталистического уклада жизни. Любопытно, но на ниве борьбы с, в принципе, неискоренимым явлением представителям советской власти удалось добиться ощутимых успехов. Для того, чтобы вернуться к обычной жизни путаны могли получить реальную социальную помощь, жилье – место в общежитии или комнату в коммуналке, их активно трудоустраивали в различные места. Дошло до того, что, например, в Петрограде дамы, не занимающиеся сексуальной коммерцией, стали выдавать себя за проституток с целью получения материальных благ от государства. Для совершенно опустившихся дам, торговавших собой на улице, стали открываться лечебно-трудовые профилактории. Первый из них появился на берегах Невы. Примечательный и малоизвестный факт – долгое время им заведовала жена С.М. Кирова Мария Маркус, главным приемом работы которой являлось по ее собственному признанию «большевистское слово и примеры из жизни хороших людей». Свою главную задачу Мария Львовна видела в том, чтобы ее подопечные не вернулись к прежнему заработку. Обеспечить такое оказалось непросто – дам в ЛТП насильно не держали, поощряли разнообразные формы социальной активности и до 1929 года водили отдельной колонной на демонстрации. Профилакторий, однако, располагался в центре огромного города, на Большой Подьяческой улице, с дореволюционных времен известной легальными борделями. Обитательницы ЛТП могли договориться с потенциальными клиентами едва ли не через окно и обслужить их тут же в подворотне. Именно поэтому режим в заведении решили ужесточить и перевести его куда подальше – в закрытый Александро-Свирский монастырь, а заодно переименовать ЛТП в колонию.
«Развратители социалистического строя»
К 1929 году занимавшийся филантропией комитет по борьбе с проституцией радикально изменил свою точку зрения. Более на социальную реабилитацию путан решили не тратиться, тем более что стране требовались дармовые рабочие руки. В официальных документах подчеркивалось, что проститутки «не пролетарский элемент, а развратители социалистического строя». Со всеми вытекающими последствиями путан отнесли в разряд «социально опасных элементов» и стали высылать в резервации за колючей проволокой. Специально на проституток рассчитывалась трудовая колония имени Ивана Каляева в Загорске и Свирская колония в Ленобласти. Первая была рассчитана на 1000 человек, вторая на полторы. За колючую проволоку путан отправляли без всякого суда и, в отличие от обычных, даже «политических» зеков на неопределенный срок – до исправления. В проститутки запросто могла угодить дама, ведущая более свободный по сравнению с окружающими образ жизни или несовершеннолетняя девочка, в пьяном виде поскандалившая с соседями. Первоначально предполагалось, что колонии будут самоокупаемыми. Путан – настоящих и попавших за решетку по недоразумению перевоспитывали работой в швейных и слесарных мастерских, в полях и на фермах. Доходов, хватающих хотя бы на обеспечение нужд самих колоний, это не принесло, тогда, как и обычных зеков проституток привлекли к заготовке леса. Что под Загорском, что на Свири его хватало. Условия содержания в обоих специализированных лагерях ужасают – в помещении, рассчитанном на 15 человек, проживало 45-50 женщин. Раз в неделю им полагалась баня, но – без мыла. С учетом того, что часть дам еще до ареста страдала «профессиональными» заболеваниями оба бывших монастыря стали настоящими рассадниками венерической заразы и педикулеза. Интересно, что это нисколько не мешало тюремщикам заставлять дам «работать по специальности». Начальник свирской колонии некто Макаров имел целый гарем из некогда элитных проституток.
Исправить невозможно?
Определенные результаты советский эксперимент над человеческими судьбами все же принес – ясно и наглядно показал, что бороться с проституцией подобными методами бесполезно. Сперва «перевоспитавшихся» в свирском лагере путан отправляли назад в город на Неве. По распределению их трудоустраивали на заводы «Красный треугольник», «Красное знамя» и «Канат», предоставляя места в общежитиях этих предприятий. Быт освобожденных женщин при таких условиях немногим отличался от колониального. Оказавшись на свободе, они быстро возвращались к прежним занятиям, сочетая их с работой на заводе. Весьма значительная часть дам принудительно возвращалась в Свирский монастырь. С учетом этого выпускать на свободу «бабочек» стали партиями – вывозили и трудоустраивали на стройки в Хибинах на Кольском полуострове или на лесозаготовках в тайге в 250 км от железной дороги. Любопытно, что по основной профессии путаны умудрялись работать и там – не пилить лес лично, а отдаваться крепким лесорубам за дневную норму. К январю 1938 года эксперимент по созданию специализированных колоний для проституток был признан неудачным. Оба учреждения в монастырях вместе с контингентом передали в систему ГУЛАГа. Судьба остававшихся там женщин сложилась трагически.