Найти тему
Спроси учителя

Задание 27 ЕГЭ по русскому языку. Проблема

Оглавление

Как работать с текстом при подготовке к сочинению задания 27? На что обращать внимание? Где искать подсказки? С чего начинать? (На примере демоверсии 2024.)

Итак, мы усвоили, что сочинение должно соответствовать чёткому плану. См. здесь. Но когда вы начинаете работу с текстом, советую для простоты сначала игнорировать пункт 2 (примеры-иллюстрации). И начать с проблемы и авторской позиции.

Проблема

Не забывайте никогда, что проблема - это только вопрос! Вопрос, который задаёт автор текста. В некоторых экзаменационных материалах вопрос можно отыскать прямо в тексте.

Проблему можно, конечно, сформулировать и не с помощью вопроса. Но тогда это должно быть либо негативное определение (что-то плохое), либо двухкомпонентное понятие (взаимоотношения). Примеры формулировок проблемы.

Вопросительное предложение

В чём проявляется невежество?
Каковы последствия поглощения городом деревни?
Что является причиной изменений, происходящих в языке?
Что представляют собой вечные ценности?
Как противостоять губительному влиянию исторических потрясений на разрушение памятников культуры?
Должен ли человек брать на себя ответственность за свои поступки?

Откуда взять формулировку проблемы? Если в тексте есть напрямую вопросительное предложение, мы можем его цитировать, но только в том случае, если видим в отрывке ответ на указанный вопрос!

Можно найти сначала ответ: позицию автора, а затем к этому ответу сформулировать вопрос. Например, в Демонстрационной версии 2024 года таким предложением-ответом будет предложение 31: "Тихая моя родина, ты всё так же не даёшь мне стареть и врачуешь душу своей зелёной тишиной". Приглушаем метафоры, формулируем конкретный ответ: природа родного края оказывает благотворное влияние на человека. Формулируем вопрос: какое влияние оказывает природа родного края на человека? Сверяем с ответами: в чём заключается влияние природы родного края на человека?

Хочу успокоить: от выпускника не требуется дословного совпадения формулировки с ключами. Главное - попасть в смысловое поле.

Повествовательное предложение

Негативные понятия:

Проблема нанесения урона культурному наследию в годы исторических потрясений.
Проблема невежества.
Проблема негативных изменений, происходящих в языке.

Почему мы можем использовать подобные формулировки? Они содержат в себе определённый вопрос: каковы последствия негативного процесса? Что необходимо сделать, чтобы преодолеть проблему?

Двухкомпонентные понятия:

Проблема влияния незаурядной личности на умонастроения людей.
Проблема отношения человека к природе.
Проблема влияния книг на формирование характера человека.

Как помогают такие формулировки строить работу? Они также уже содержат в себе вопросы типа: как влияет? Как относится?

Почему проблема - это вопрос?

Во-первых, будет ошибкой выражение типа "проблема любви" или "проблема искусства", например. Это не проблема, а тема! Во-вторых, совершенно непонятно, какая такая проблема есть у любви или искусства? И появятся логические ошибки. И в-третьих, обычно, если проблема не сформулирована как вопрос, не понятно, какой должна быть авторская позиция, и текст разъезжается. Примеры-иллюстрации могут быть не засчитаны из-за того, что пишущий имеет в виду одно, а читающий - совершенно другое.

На примере текста демоверсии. Допустим, вы указали в качестве проблемы "малую родину". Посмотрите на примеры проблем внимательно: очевидно, что все они имеют отношение к малой родине. Поэтому есть большой риск, что ваши примеры-аргументы будут освещать различные аспекты. И очень легко с ними "разминуться". Позвольте, как не надо, я не буду приводить примеры, чтобы не запутать.

Пока поверьте на слово эксперту с многолетним стажем: формулировка проблемы в виде вопроса избавляет от лишних речевых и логических ошибок!

Что делать, если вопроса в тексте нет, а ответы вы не можете найти?

Оцените тип текста

Это повествование? Описание? Или рассуждение?

Если рассуждение, то вы легко найдёте вопрос-ответ в конкретных предложениях. Если пока не очень получается, вопрос просто в тренировке.

Если повествование. Тогда в рассказе есть герои, которые, имея определённые качества, совершают какие-то поступки. Отталкиваемся от них. Формулируем идею. Чему учит нас текст? Как надо делать? Как нельзя поступать? Или: почему так поступают? Что приводит к подобным поступкам? Что является их следствием? (В следующих публикациях разберёмся на конкретных примерах.)

Самый сложный тип текста - описание. Там иногда кажется, что нет ни вопросов, ни ответов, ни мыслей вообще. Как быть?

Пляшите от темы. Что описывается? Природа? Архитектур? Музыка? Отлично, пользуемся двухкомпонентной формулировкой типа: какое влияние оказывает на человека музыка? Или, может быть: какое влияние оказывает человек на природу?

Например, в демоверсии нам, в общем-то, повезло. Там есть формулировка мысли-позиции автора. Но и здесь можно по последнему алгоритму.

О чём текст? О малой родине! (Тему нашли.) Как влияет малая родина на человека? (Вопрос сформулировали.)

В следующий раз поговорим о позиции автора. Как её отыскать, когда она не очевидна? Не забудьте подписаться на канал, чтобы не пропустить.