Найти тему
КУЛЬТУРА.РФ

Народные поверья о кладах. Зачарованные богатства

В народе всегда бытовали поверья​ и легенды о кладах: найти сокровище​ было непросто, но еще сложнее — сохранить его и самому остаться невредимым. Рассказываем, где в старину искали спрятанные богатства, как снимали с них заклятия и почему часть денег из тайника нужно было обязательно отдать на благотворительность.

БОРИС ЗАБИРОХИН. МЕДНОЕ, СЕРЕБРЯНОЕ И ЗОЛОТОЕ ЦАРСТВА (ФРАГМЕНТ). 1990. ВОЛОГОДСКАЯ ОБЛАСТНАЯ КАРТИННАЯ ГАЛЕРЕЯ, ВОЛОГДА
БОРИС ЗАБИРОХИН. МЕДНОЕ, СЕРЕБРЯНОЕ И ЗОЛОТОЕ ЦАРСТВА (ФРАГМЕНТ). 1990. ВОЛОГОДСКАЯ ОБЛАСТНАЯ КАРТИННАЯ ГАЛЕРЕЯ, ВОЛОГДА

Клады — это сокровища, которые люди прятали в земле или в тайниках, например в стенах дома. Когда наступали враги или хозяин надолго уезжал, нажитое нужно было надежно скрыть. Сбережения закапывали, а рядом ставили памятный знак, клали камень или сажали дерево. Некоторые суеверные​ люди прятали деньги, потому что верили, что смогут пользоваться ими после смерти на том свете.

Так появились поверья​ о скрытых богатствах. Иногда крестьяне объясняли ими внезапное обогащение: говорили, что нашли клад, а на самом деле скрывали воровство или грабеж. В самых древних преданиях происхождение кладов не объясняется: люди верили, что они лежат в земле сами по себе испокон веков, никто их туда не прятал. Позднее тайные сокровища стали связывать с грабителями: якобы они нападали на купцов, а потом закапывали добычу.

ИВАН ЕФИМОВ И НИНА СИМОНОВИЧ-ЕФИМОВА. ИЛЛЮСТРАЦИЯ К ПЬЕСЕ АЛЕКСАНДРА ПУШКИНА «СКУПОЙ РЫЦАРЬ» (ФРАГМЕНТ). ИЗ СЕРИИ РИСУНКОВ-НАБРОСКОВ ИЛЛЮСТРАЦИЙ В СИЛУЭТНОЙ ТЕХНИКЕ К ПРОИЗВЕДЕНИЯМ АЛЕКСАНДРА ПУШКИНА. 1935. МАГНИТОГОРСКАЯ КАРТИННАЯ ГАЛЕРЕЯ, МАГНИТОГОРСК, ЧЕЛЯБИНСКАЯ ОБЛАСТЬ
ИВАН ЕФИМОВ И НИНА СИМОНОВИЧ-ЕФИМОВА. ИЛЛЮСТРАЦИЯ К ПЬЕСЕ АЛЕКСАНДРА ПУШКИНА «СКУПОЙ РЫЦАРЬ» (ФРАГМЕНТ). ИЗ СЕРИИ РИСУНКОВ-НАБРОСКОВ ИЛЛЮСТРАЦИЙ В СИЛУЭТНОЙ ТЕХНИКЕ К ПРОИЗВЕДЕНИЯМ АЛЕКСАНДРА ПУШКИНА. 1935. МАГНИТОГОРСКАЯ КАРТИННАЯ ГАЛЕРЕЯ, МАГНИТОГОРСК, ЧЕЛЯБИНСКАЯ ОБЛАСТЬ

Клады, которые находили или искали, приписывали историческим личностям, разбойникам или героям. Писатель и этнограф Владимир Даль​ писал об этом: «В восточных губерниях клады принадлежат Пугачеву, на Волге — Стеньке Разину, на Украине — Гаркуше, в средней России — Кудеяру…» Многие тайники относили ко временам войн и вражеских нападений, например в северных районах клады приписывали Александру Невскому​ и времени войны со шведами.

БОРИС ЗАБИРОХИН. МЕДНОЕ, СЕРЕБРЯНОЕ И ЗОЛОТОЕ ЦАРСТВА (ФРАГМЕНТ). 1990. ВОЛОГОДСКАЯ ОБЛАСТНАЯ КАРТИННАЯ ГАЛЕРЕЯ, ВОЛОГДА
БОРИС ЗАБИРОХИН. МЕДНОЕ, СЕРЕБРЯНОЕ И ЗОЛОТОЕ ЦАРСТВА (ФРАГМЕНТ). 1990. ВОЛОГОДСКАЯ ОБЛАСТНАЯ КАРТИННАЯ ГАЛЕРЕЯ, ВОЛОГДА

Скрытые сокровища можно разделить на две категории — «чистые» и «зачарованные». Чистые клады мог найти и забрать любой человек, для этого не нужны были особые ритуалы. Однако чаще в фольклоре​ упоминаются клады зачарованные, или заклятые, — так называли тайники, на которые владелец наложил заклятие. Считалось, что искателей отпугивает от них нечисть или дух хозяина, если он уже умер​. Найти и присвоить такие ценности могли только люди с магическими знаниями.

Владелец сокровища мог наложить заклятие с условиями — тогда клад становился доступен только конкретному человеку или после определенных действий. Например, клад заклинали на «сорок голов»: он мог достаться только искателю под номером 41, а предыдущим были уготованы беды и смерть. Другой вариант заклятия — на семидневный пост, после которого клад нужно было выкопать только голыми руками.

Автор: Маргарита Ковынева

Хобби
3,2 млн интересуются