Примерно с начала 20-го века арабские регионы страны являются главным оплотом сепаратизма в Иране. Неоднократно там случались протесты, восстания, массовые беспорядки, а взрывы шахидов время от времени бывают по сей день.
Однако, после начала ирано-иракской войны в 1980-м году внутренний конфликт был временно приостановлен. Иранские арабы бодро сражались с армией Саддама Хусейна, хотя, казалось бы, именно их он пытался освободить. Надпись на стене сделана на фарси и гласит: «Мы будем защищать Родину до последней капли крови».
Как же в Иране появились арабы? Как к ним относятся остальные иранцы? Какой религии они придерживаются?
Общее число арабов в Иране составляет около полутора миллионов человек. Большинство из них проживает в провинции Хузестан на границе с Ираном, а также в провинции Хормозган, расположенной на побережье Персидского залива на противоположном берегу от Омана и ОАЭ.
За исключением небольших населенных пунктов, нигде арабы не составляют большинства. В «самой арабской» провинции Хузестан они достигают только 33 % от общего населения. Это приграничная область, которая всегда являлась объектом миграций. Тут находится центр иранской нефтедобычи – именно на него хотел наложить свои руки Саддам.
В Хормозгане их еще меньше, хотя его часть некогда была в составе владений Оманской морской империи. А центральный город Ормуз был важным торговым портом с крайне многонациональным населением. В остальных регионах численность арабов обычно меньше процента. Большая их часть придерживается шиитской ветви ислама.
История появления арабов в Иране восходит к доисламским временам. Месопотамия, которая тогда еще не стала Ираком, являлась экономическим центром Персидской империи и местом нахождения ее столиц. Несмотря на это, здесь преобладали семиты: потомки аккадцев, ассирийцев, евреев.
Арабы стали переселяться сюда в 6-м веке, когда наступление климатического пессимума раннего средневековья привело к снижению средней годовой температуры в Аравии. Это привело к улучшению условий для земледелия, что стало причиной быстрого роста населения и вызвало массовые миграции. Южная часть Месопотамии стала частью государства Лахмидов – арабо-христианской династии, вассальной по отношению к царям Персии. Именно благодаря этому Арабский халифат столь быстро ассимилировал Ирак.
Арабские армии ушли дальше в Персию. Но там аравитяне никогда не имели численного большинства. Поэтому они достаточно быстро ассимилировались, за исключением такого региона, как Хузестан. Некогда он входил в состав владений Элама – древнего государства и вечного соперника Ассирии и Вавилона. Но позднее быстро иранизировался. Так что, этнически персидская территория приняла много арабов, но полностью арабской никогда не стала.
Поздние тюркские иранские династии поддерживали контакты с арабами за пределами своих границ, общались с государствами-сателлитами, делили Ирак с Османской империей, обучали выходцев из Аравии в своих медресе, принимали у себя беженцев-шиитов. Это привело к поселению арабов в разное время и в разных местах коренного Ирана. Их миграции продолжались вплоть до эпохи Каджаров, т.е., еще в 19-м веке.
Поэтому арабское население Ирана далеко не является единым. Часть его происходит от потомков мусульманских завоевателей, часть – от тех людей, кто переселился по политическим и религиозным мотивам, часть – потомки арабских торговцев с той стороны залива.
Основная масса – оседлые земледельцы, но есть значительное количество скотоводов-бедуинов. Многие до середины 20-го века были кочевниками и полукочевниками. Также, до сих пор сохраняется племенное деление, что препятствует слиянию региональных арабских групп. Потомки мигрантов до 16-го века разделили судьбу Ирана и после воцарения династии Сефевидов стали шиитами. Потомки тех, кто пришел позже, обычно являлись суннитами и сохранили принадлежность к этой ветви ислама.
С момента утверждения на троне династии Пехлеви в 1925-м году в Иране широко велась антиарабская пропаганда. Все современные проблемы страны подавались, как следствие исламского наследия, а винили в этот тех, кто его принес. Это привело к формированию соответствующих убеждений у многих представителей старшего поколения. Исламская революция 1979-го года частично избавилась от этого нарратива, но его возродила ирано-иракская война, а также рост исламского фундаментализма в арабском мире
Поэтому недоверие к арабам в нынешнем Иране весьма распространено. Частично на это влияет социально-экономическое положение и религия. Иранец-шиит, как правило, образованный городской человек, который далек от соблюдения всех строгих правил ислама. Тогда как иранский араб, независимо от принадлежности к той или иной исламской конфессии – консервативный деревенский житель. А если он еще и суннит, то подвергается пропаганде враждебных сил за рубежом, и может примкнуть к одной из ваххабитских группировок.