Найти в Дзене

Криминальное прошлое и любовный треугольник Николая Добрынина. «Прощай, шпана замоскворецкая»

Фрагмент исследования Лидии Кузьминой Действие происходит в 1956 г. в Замоскворечье. Герой картины, Роберт (С. Макаров) живет с мамой в коммунальной квартире. Отец, танкист и герой войны, отбывает срок как враг народа. На дворе — робкая оттепель (в прямом и переносном смысле), и уверенный расцвет бандитизма. А у 16-летнего Роберта— любовь, и, к несчастью, к девушке местного хулигана Гавроша. Обрамленные перипетиями этого юношеского романа, оживают картины прошлого, с бытом старых коммуналок, послевоенным танго в Парке Горького, рыночной сутолокой и образами старых московских дворов, в одном из которых вырос автор картины. Изображение как бы окрашено сепией, отсылая к пожелтевшим от времени фотографиям. Панкратов — актерский режиссер, но «Прощай, шпана замоскворецкая», может быть, лучшая картина и в этом отношении. Хочется упомянуть буквально всех исполнителей ролей, от Г. Буркова (отец одного из одноклассников Роберта) до менее известной Натальи Поповой (мама Роберта). Гавроша сыграл

Фрагмент исследования Лидии Кузьминой

Действие происходит в 1956 г. в Замоскворечье. Герой картины, Роберт (С. Макаров) живет с мамой в коммунальной квартире. Отец, танкист и герой войны, отбывает срок как враг народа. На дворе — робкая оттепель (в прямом и переносном смысле), и уверенный расцвет бандитизма. А у 16-летнего Роберта— любовь, и, к несчастью, к девушке местного хулигана Гавроша.

Обрамленные перипетиями этого юношеского романа, оживают картины прошлого, с бытом старых коммуналок, послевоенным танго в Парке Горького, рыночной сутолокой и образами старых московских дворов, в одном из которых вырос автор картины. Изображение как бы окрашено сепией, отсылая к пожелтевшим от времени фотографиям.

-2

Панкратов — актерский режиссер, но «Прощай, шпана замоскворецкая», может быть, лучшая картина и в этом отношении. Хочется упомянуть буквально всех исполнителей ролей, от Г. Буркова (отец одного из одноклассников Роберта) до менее известной Натальи Поповой (мама Роберта). Гавроша сыграл Н. Добрынин (дебют в кино), его персонаж — отличный тип мелкого хулиганья, набивающего себе цену характерным гонором и словесной трескотней пополам с угрозами. Работа остается одной из лучших в послужном списке актера.

Николай Добрынин
Николай Добрынин

В роли Милки (симпатии Роберта) — Л. Бородина, заслуженно получившая приз «За лучшую женскую роль» на МКФ в Барселоне (1989). Угловатая, внешне ничем не примечательная Милка «всю семью кормит»: работает в столовой, заботится о младших детях и слепом фронтовике-отце. Простая история, и человек обыкновенный, в котором, ожидаемо, режиссер открывает сильную и цельную женскую натуру. Она одна из всех героев фильма не побоялась переломить обстоятельства, и выбрала в любовном треугольнике Роберта.

-4

Важно также, что актеры создают, поддерживают важную для режиссера интенцию: отдать дань уважения всем, кто жил в сталинское время. Не только в образе Милки, даже в совсем несимпатичном Гавроше есть доля авторского сочувствия к персонажам, сожаление о судьбах, по которым прошлась война и бедность. Одно только достоверное описание жизни и быта начала 1950-х не сделали бы картину А. Панкратова выдающейся. Она представляет собой, прежде всего, историческое обобщение, относится к фильмам, которые формируют историческую память.

-5

Время, когда была сделана картина (конец 1980-х, завершение эпохи социализма) актуализировало историческую тему вообще, и, особенно, период оттепели, как ключевой момент недавнего прошлого. Казалось бы, с оттепелью уже было тесно связано искусство 1960-х, легкое и светлое, его все знают. Однако режиссер (как, кстати, и авторы вышеназванных «послевоенных» фильмов) обращается не к тому, что лежит на поверхности, а предлагает посмотреть на эпоху заново, представить, каков был момент наступающей свободы. Автор расставляет все точки на «i» к финалу.

-6

История об обитателях одного московского дома движется к развязке, кажется, тьма все больше сгущается. Милка погибла. Гаврош пойдет в тюрьму, и от этого никому не будет лучше. Роберта жаль; трудно представить, как сложится жизнь этого порядочного и славного подростка, который не сможет за себя постоять. Однако что-то сдвинулось в судьбе страны, оттепель набирает обороты. И однажды весенним днем в их двор шагнул отец. Теперь парень выживет

Сам режиссер говорит о создании своей картины так: «Вся, от начала до конца, она сделана как бы по указанию «свыше». Как будто помогал кто-то. Когда я ее снимал, у меня все получалось».

Полная версия статьи

Другие материалы по теме: