Найти тему

Номинация «Фортепиано». Конкурсы. Что они дают? Из детства пианистки. Выводы на примере «Крымской весны»

Оглавление

Чтобы информативная ценность статьи приятно сочеталась с её эстетической стороной, беру личный пример Крымского конкурса 2007 с небольшим количеством фотографий из личного архива, а также архивными видеозаписями, включая своё выступление на заключительном концерте лауреатов в Ливадийском дворце.

«Тизер» к видео )
«Тизер» к видео )

Статья в двух частях. Ссылка на вторую часть покажется в конце текущей, в награду за её прочтение.

Стараюсь, чтобы интересно было всем. И для профессионально интересующихся и для любого желающего узнать новое из закулисной жизни академических музыкантов.

Основные вопросы-ответы

  1. Плюсы и минусы конкурсной жизни для ребёнка/подростка из личного опыта.
  2. Что дают конкурсы, для чего они действительно нужны до раннего зрелого периода?
  3. Рекомендации специалиста о том, как преодолевать основные трудности конкурсного процесса.

Пункт 1. Из личного опыта

Мой самый нелёгкий и важный для меня конкурс, который я пережила в качестве пианистки, проходил в Ялте в 2007 году. В те времена, когда, выезжая из Ростова-на-Дону я полагала, что еду к морю «за границу». Но не на курорт. За победой. Прежде всего над собой.

Крым. Вид из Ливадийского дворца
Крым. Вид из Ливадийского дворца

За месяц до конкурса возник очень напряжённый вопрос – что играть на втором туре: сонату Гайдна или фантазию Аренского для фортепиано с оркестром?

Соната была готова, а фантазию я только учила. Но она была предпочтительнее, так как с ней я бы привезла в Ялту сильную программу. Это важно. Но более того важно –

Качество и запас моральной и физической прочности.

Решили второй вариант с Аренским, рискованный. Вдруг не успею?

Оркестр из Ростова, конечно, не брали. Но тогда в этой жизни со мной была моя учительница Сусанна Борисовна Арабкерцева, которая вполне замещала самый «звучащий» оркестр, который можно было бы себе представить.

Видеозапись сделана на классном концерте в Ростове в РГК после конкурса

«Умри, но сделай»

В период, когда за окном потихоньку всё зеленело и подростки толпами ходили в кино и за «хот-догом», я одержимо, безвылазно занималась за инструментом по 9 часов чистого времени. Каждый день. Чтобы успеть сделать ту программу, которую мы определили для конкурса.

Я, конечно, уставала, для нервной системы подростка это конкретный перегруз. Я даже падала дома без сознания от нервного перенапряжения. Как я голову тогда в ванной не расшибла, не знаю. Но был такой «бу-бум»!

При этом я ни минуты не думала бросить всё это. Музыка слишком захватила меня. А я, как человек эмоциональный, в этом себя ощущаю как первоклашка в мармеладной лавке. И это хочу, и то хочу – всё давайте!

Всё удалось. Но было страшновато, потому что совсем не обыграно. То есть фантазию на темы Рябинина я везла в Ялту без опыта её игры на сцене.

Для конкурса это невероятно важно – иметь «обкатанную» программу.

Почему?

Подошли к важному моменту

Психологическая обусловленность конкурсного мероприятия крайне напряжённая. И здесь необходимо иметь в запасе «автоматический режим», это когда хоть сознание теряешь – а оно всё само играется.

Есть такая у нас, музыкантов, поговорка народная: «Умри, но сделай». И если я еду на конкурс, но у меня отсутствует это состояние (в более сознательном возрасте, 13+ хотя бы), – можно оставаться дома.

Из конкурсного буклета
Из конкурсного буклета

Конкурс — это стресс для детей. Мне тогда было 14 лет, но для подобных событий это откровенное детство.

К тому же всё осложнял тот факт, что моя преподаватель была приглашена на «Крымскую весну» в качестве председателя жюри. Это самое тяжёлое дело – играть на конкурсе, где твой учитель председатель! Это совершенно не значит, что тебе вручат «плюшевого медведя» с порога.

Напротив, все будут рассматривать тебя не то, что под лупой – под микроскопом. Время от времени ободряя: «Ну, давай. Удачи! Не подведи там!»

В зале Крымского Гуманитарного Университета. Репетиция
В зале Крымского Гуманитарного Университета. Репетиция

Это чрезвычайное напряжение, быть ответственным за учительскую репутацию, которая в разы превышает расширяющую способность моего тогдашнего воображения. Как иначе, когда тебя учит и в тебя верит ученица Якова Флиера – ученика Игумнова. Если бы я тогда ещё понимала, что это значит. Хорошо, что не понимала.

В одном из репетиториев мы со Святославом Теофиловичем готовимся ко второму туру. А туфли рядом стоят и слушают. О новомодных перчатках потом расскажу. Это особая методика...
В одном из репетиториев мы со Святославом Теофиловичем готовимся ко второму туру. А туфли рядом стоят и слушают. О новомодных перчатках потом расскажу. Это особая методика...

Просто я принадлежала к категории студентов, которые в юности могли выйти на сцену с произведением доученным на той неделе. И не стыдно было! А что стыдного, ведь хорошо играла – чисто, уверенно и «по-музыкантски», по-настоящему. Просто я занималась композицией параллельно со специальным фортепиано, так и окончила два отделения. Начинаю с Баха, а потом «оп». Мысли и уши «пошли» в другую сторону, а я за ними. Карандаш в руки и всё… А потом вернуться к изначальной работе просто нет сил.

Поэтому я не всегда успевала вовремя выучить фортепианную программу. А как вспомню, что экзамен на носу – полный вперёд!! По 10 часиков «попа-часов» недельку-другую, и всё готово. Но это неправильно! Очень вредно для нервной системы, потому что это выходит в лишний стресс.

Зачем так суетиться? «Нужно потихоньку и систематически работать». Опытный воробей сказал. Но вдохновению не прикажешь, если оно само приходит.

Однако, именно это личное свойство, способность сделать программу в короткие сроки – сыграло большую роль в моей победе на конкурсе «Крымская весна».

Это было так давно, что даже подписи в дипломе «испарились»
Это было так давно, что даже подписи в дипломе «испарились»

Таким образом, может показаться, что всё вышеописанное учитывается за относительные «минусы». А где же плюсы?

Об этом и другом во второй части статьи по ссылке ниже.

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~ <<<🎵>>> ~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

Дорогие читатели!

Чтобы осветить все возможные детали темы статьи, требуется большой объём. Все из них не уместить в одной и даже в двух частях.

Поэтому, в рамках личного опыта и знаний буду рада ответить на Ваши вопросы в комментариях!

Благодарю за Ваше Внимание! Каждый подписчик важен для существования канала!

Анастасия Шляховая

Также статья: