Чтобы информативная ценность статьи приятно сочеталась с её эстетической стороной, беру личный пример Крымского конкурса 2007 с небольшим количеством фотографий из личного архива, а также архивными видеозаписями, включая своё выступление на заключительном концерте лауреатов в Ливадийском дворце.
Статья в двух частях. Ссылка на вторую часть покажется в конце текущей, в награду за её прочтение.
Стараюсь, чтобы интересно было всем. И для профессионально интересующихся и для любого желающего узнать новое из закулисной жизни академических музыкантов.
Основные вопросы-ответы
- Плюсы и минусы конкурсной жизни для ребёнка/подростка из личного опыта.
- Что дают конкурсы, для чего они действительно нужны до раннего зрелого периода?
- Рекомендации специалиста о том, как преодолевать основные трудности конкурсного процесса.
Пункт 1. Из личного опыта
Мой самый нелёгкий и важный для меня конкурс, который я пережила в качестве пианистки, проходил в Ялте в 2007 году. В те времена, когда, выезжая из Ростова-на-Дону я полагала, что еду к морю «за границу». Но не на курорт. За победой. Прежде всего над собой.
За месяц до конкурса возник очень напряжённый вопрос – что играть на втором туре: сонату Гайдна или фантазию Аренского для фортепиано с оркестром?
Соната была готова, а фантазию я только учила. Но она была предпочтительнее, так как с ней я бы привезла в Ялту сильную программу. Это важно. Но более того важно –
Качество и запас моральной и физической прочности.
Решили второй вариант с Аренским, рискованный. Вдруг не успею?
Оркестр из Ростова, конечно, не брали. Но тогда в этой жизни со мной была моя учительница Сусанна Борисовна Арабкерцева, которая вполне замещала самый «звучащий» оркестр, который можно было бы себе представить.
Видеозапись сделана на классном концерте в Ростове в РГК после конкурса
«Умри, но сделай»
В период, когда за окном потихоньку всё зеленело и подростки толпами ходили в кино и за «хот-догом», я одержимо, безвылазно занималась за инструментом по 9 часов чистого времени. Каждый день. Чтобы успеть сделать ту программу, которую мы определили для конкурса.
Я, конечно, уставала, для нервной системы подростка это конкретный перегруз. Я даже падала дома без сознания от нервного перенапряжения. Как я голову тогда в ванной не расшибла, не знаю. Но был такой «бу-бум»!
При этом я ни минуты не думала бросить всё это. Музыка слишком захватила меня. А я, как человек эмоциональный, в этом себя ощущаю как первоклашка в мармеладной лавке. И это хочу, и то хочу – всё давайте!
Всё удалось. Но было страшновато, потому что совсем не обыграно. То есть фантазию на темы Рябинина я везла в Ялту без опыта её игры на сцене.
Для конкурса это невероятно важно – иметь «обкатанную» программу.
Почему?
Подошли к важному моменту
Психологическая обусловленность конкурсного мероприятия крайне напряжённая. И здесь необходимо иметь в запасе «автоматический режим», это когда хоть сознание теряешь – а оно всё само играется.
Есть такая у нас, музыкантов, поговорка народная: «Умри, но сделай». И если я еду на конкурс, но у меня отсутствует это состояние (в более сознательном возрасте, 13+ хотя бы), – можно оставаться дома.
Конкурс — это стресс для детей. Мне тогда было 14 лет, но для подобных событий это откровенное детство.
К тому же всё осложнял тот факт, что моя преподаватель была приглашена на «Крымскую весну» в качестве председателя жюри. Это самое тяжёлое дело – играть на конкурсе, где твой учитель председатель! Это совершенно не значит, что тебе вручат «плюшевого медведя» с порога.
Напротив, все будут рассматривать тебя не то, что под лупой – под микроскопом. Время от времени ободряя: «Ну, давай. Удачи! Не подведи там!»
Это чрезвычайное напряжение, быть ответственным за учительскую репутацию, которая в разы превышает расширяющую способность моего тогдашнего воображения. Как иначе, когда тебя учит и в тебя верит ученица Якова Флиера – ученика Игумнова. Если бы я тогда ещё понимала, что это значит. Хорошо, что не понимала.
Просто я принадлежала к категории студентов, которые в юности могли выйти на сцену с произведением доученным на той неделе. И не стыдно было! А что стыдного, ведь хорошо играла – чисто, уверенно и «по-музыкантски», по-настоящему. Просто я занималась композицией параллельно со специальным фортепиано, так и окончила два отделения. Начинаю с Баха, а потом «оп». Мысли и уши «пошли» в другую сторону, а я за ними. Карандаш в руки и всё… А потом вернуться к изначальной работе просто нет сил.
Поэтому я не всегда успевала вовремя выучить фортепианную программу. А как вспомню, что экзамен на носу – полный вперёд!! По 10 часиков «попа-часов» недельку-другую, и всё готово. Но это неправильно! Очень вредно для нервной системы, потому что это выходит в лишний стресс.
Зачем так суетиться? «Нужно потихоньку и систематически работать». Опытный воробей сказал. Но вдохновению не прикажешь, если оно само приходит.
Однако, именно это личное свойство, способность сделать программу в короткие сроки – сыграло большую роль в моей победе на конкурсе «Крымская весна».
Таким образом, может показаться, что всё вышеописанное учитывается за относительные «минусы». А где же плюсы?
Об этом и другом во второй части статьи по ссылке ниже.
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~ <<<🎵>>> ~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Дорогие читатели!
Чтобы осветить все возможные детали темы статьи, требуется большой объём. Все из них не уместить в одной и даже в двух частях.
Поэтому, в рамках личного опыта и знаний буду рада ответить на Ваши вопросы в комментариях!
Благодарю за Ваше Внимание! Каждый подписчик важен для существования канала!
Анастасия Шляховая
Также статья: