Найти в Дзене
Свойский

Особенности восприятия цвета людьми с дефицитом цветового зрения

Оглавление

Изучая цветовые тренды, обнаружила статьи о цветовом зрении и различных изменениях, которые затрагивают восприятие цвета. Мне стало интересно, как создавать дизайн в таких условиях, есть ли способы понять и примерно увидеть то, что видит человек с дефицитом цветового зрения.

Общая картина

Здесь собраны исходные изображения - цветовой круг, картинка теста Ишихары и несколько интерьерных изображений
Здесь собраны исходные изображения - цветовой круг, картинка теста Ишихары и несколько интерьерных изображений

Самостоятельные попытки обработать изображения выходили очень приблизительными, пока я не нашла онлайн-симулятор для моделирования нарушений цветового зрения. Вот что получилось после обработки.

-2
-3

Сразу можно заметить, что протанопия и дейтанопия очень похожи и в целом являются дефицитом красно-зеленого канала восприятия (напомню, наш глаз имеет 3 типа сенсоров для цветового зрения - чувствительные к коротковолновому свету (синий - 450-480 нм, фиолетовый - 380-440 нм), средневолновому (зеленый - 490-540 нм, желтый - 550-580 нм) и длинноволновому (оранжевый - 590-610 нм, красный - 620-730 нм).

Почему протанопия и дейтанопия похожи, можно прочитать в википедии в разделе Confusion colors (путаница цветов).

-4

В данных изображениях показатель дальтонизма выкручен на максимум, однако симулятор позволяет настроить степень нарушения зрения более точно.

Здесь видно, как постепенно снижается чувствительность к красно-зеленому каналу, каждый случай дальтонизма индивидуален, даже эти градации могут не дать 100% точности.
Здесь видно, как постепенно снижается чувствительность к красно-зеленому каналу, каждый случай дальтонизма индивидуален, даже эти градации могут не дать 100% точности.

Также стоит учитывать, что привычная нам температура источников света искажается в восприятии людей с дефицитом цветового зрения:

-6

Возрастные изменения

Мы стареем, и наши глаза - не исключение. С возрастом может происходить пожелтения и помутнения хрусталика и уменьшения размера зрачка, что приводит к затруднению попадания в наши сенсоры коротковолнового света (синие, фиолетовые цвета). Из-за этого цвета обычно кажутся темнее, чем они были бы для молодых людей в аналогичных условиях освещением. Например, желтый цвет может казаться коричневым, а синий может казаться черным. Особенности восприятия возрастной группы людей я тоже считаю важным рассматривать в данной статье и учитывать в рекомендациях в дизайне.

Интерпретатора таких изменений я не нашла, постаралась отобразить самостоятельно, как это может выглядеть.

Все немного в сепии
Все немного в сепии

Помимо этого снижается способность к обработке широкого диапазона значений яркости - при наличии яркого источника света объекты в тени сложнее различать. Также самостоятельно интерпретировала эти ситуации:

Н - нормальное зрение, В - возрастные изменения, лицо человека на фоне яркого окна, залитого солнечным светом, будет сложнее различить с возрастом
Н - нормальное зрение, В - возрастные изменения, лицо человека на фоне яркого окна, залитого солнечным светом, будет сложнее различить с возрастом
Н - нормальное зрение, В - возрастные изменения, в темноте на улице при наличии ярких фонарей будет снижаться возможность разглядеть объекты в тени
Н - нормальное зрение, В - возрастные изменения, в темноте на улице при наличии ярких фонарей будет снижаться возможность разглядеть объекты в тени

Тему возрастных изменений затронули в статьях Perception And The Elderly и Color theory and design.

Принципы дизайна

В связи с проведенным исследованием, я хотела вывести некоторые рекомендации в дизайне для людей с дефицитом цветового зрения и возрастными изменениями:

  1. Калибровка: можно (и нужно) пользоваться сервисами для обработки изображений, это позволит хотя бы примерно увидеть цвета так, как их видит человек с дефицитом цветового зрения. Пользуясь ползунком настройки степени дефицита, можно добиться более точного результата - в идеале человек с дефицитом должен перестать видеть разницу между исходным изображением и обработанным. Вообще обратная связь будет крайне важной при разработке проекта.
  2. Планировка и эргономика: архитектору и дизайнеру всегда необходимо думать о комфорте и особенностях заказчика, тем не менее стоит лишний раз проверить пространство на мизинчик - сократить любой травматический опыт от взаимодействия с углами и мебелью.
  3. Контраст: для людей с дальтонизмом важно использовать контрастные цвета, чтобы облегчить восприятие пространства. Например, можно использовать контрасты для выделения ключевых элементов интерьера. С возрастом цвета обычно кажутся темнее, поэтому рекомендуется использовать более светлые и насыщенные основные цвета.
  4. Освещение: как и в любом интерьере, количество света должно быть комфортным для живущего в нем человека, но стоит быть готовым, что в данном случае света может потребоваться больше обычного. Стоит также учитывать, как температура света будет влиять на цвета - полагаю, без примерки в натуре будет сложно представить итоговую картину. Вероятно, стоит закладывать настраиваемые системы освещения, которые позволят регулировать яркость и температуру. Также стоит продумать ночное освещение (или дежурное освещение, которое всегда включено).
  5. Текстуры, фактуры, орнаменты: сниженное колористическое разнообразие можно компенсировать использованием орнаментов, фактурных элементов, лепнины, разнообразием обработки поверхностей - от грубых до глянцевых.
  6. Запахи: стоит учитывать, что человек с дефицитом по зрению может восполнять это повышенной чувствительностью как к тактильным ощущениям, так и к запахам - эти супер-способности определенно стоит направить во благо интерьера и повышения комфорта.

Список источников

  1. Perception And The Elderly - Orfield Labs, Steve Orfield, https://www.academia.edu/7503643/Perception_and_the_Elderly
  2. Color theory and design - Edward Wegman, Yasmin Said, https://www.academia.edu/33677651/Color_theory_and_design
  3. Глазами дальтоника - Дарья Гавронская, https://lotman17.tilda.ws/colorblind

♡ Крис

Наука
7 млн интересуются