Найти тему
Вокальная библиотека

Устранение непреднамеренных вокальных брейков

Оглавление

Вокальный брейк (срыв) – это резкое изменение звука. Вокальные брейки могут быть средством самовыражения и используются во многих вокальных стилях (см. «Намеренные вокальные брейки»). В этой главе будут рассмотрены непреднамеренные вокальные брейки, которые мешают равномерному звукоизвлечению.

Вокальный брейк может произойти по 2 причинам:

1) Вы меняете вокальный режим

Это может происходить потому, что гласная, громкость и высота звука «заманивают» вас в другой вокальный режим или потому, что поддержка недостаточна. #345

2) Вы используете флажолет ниже верхней «До» и пытаетесь увеличить громкость.

(См. «Решение проблемы расщепления голоса»).

Изменение вокального режима

Нежелательные брейки или изменения в голосе обычно являются результатом неосознанного переключения между неметаллическим режимом (Нейтральный) и металлическим режимом (Кёрбинг, Овердрайв или Эдж). Если певец не выбирает свой вокальный режим намеренно, голос часто выбирает режим за него, в результате чего получается совсем не тот звук, которого хотелось достичь. Тогда певец, чтобы исправить это, начинает зажиматься, что может привести к непреднамеренному срыву.

Если вместо этого певец соблюдает правила вокальных режимов, он может добиться желаемого звука и избежать нежелательных брейков (срывов).

Пример брейка

Большинству певцов не составляет труда добиться мощи в нижней части диапазона, и многие стремятся к мощному, тёмному, кричащему характеру звука. Это Овердрайв, и часто его предпочитают использовать в нижней части диапазона. Когда вокалист поёт в верхней части диапазона, поддержка требует большей физической силы, особенно если певец желает продолжать петь в режиме Овердрайв. Это может быть довольно трудным. Если голос выбирает Нейтральный режим вместо режима Овердрайв в верхней части диапазона, ему нужно в половину меньше энергии поддержки. Это быстро становится очевидным для тела, и поэтому Нейтральный режим становится приоритетным в верхней части диапазона. Смена между двумя режимами воспринимается как изменение окраски звука или как «брейк», который некоторые ошибочно называют сменой регистра. На самом деле, это не имеет ничего общего со сменой регистра, а является сменой вокального режима (см. «Высота звука»). #345

Будет намного полезнее, если певец будет знать, когда он близок к пределу возможностей вокального режима и, следовательно, начнёт самостоятельно менять вокальный режим на более подходящий вместо того, чтобы позволить голосу выбирать, получая, в конечном итоге, срыв (брейк).

Каждый вокальный режим имеет особые характеристики, преимущества и ограничения в отношении громкости, использования гласных, высоты и окраски звука. Важно выбирать наиболее подходящий вокальный режим для того, что вы хотите спеть (см. «Вокальные режимы»).

Вводящая в заблуждение терминология

Вокальные брейки не имеют ничего общего со сменой регистра. Это иллюстрируется тем, что голос любого певца можно разбить на множество разных нот. Нелогично и это называть «сменой регистра». Регистр – это определенная часть диапазона, имеющая фиксированное положение и не перемещающаяся от ноты к ноте. Разные части диапазона не имеют характерного звукового окраса или громкости, поэтому разговоры о «подтягивании грудного голоса», когда хочется мощного объёмного и яркого звука на высоких нотах, вводят в заблуждение, а, зачастую, и вовсе вредят.

Говорить о «грудном звуке» и «головном звуке» совершенно неверно. В лучшем случае, эти термины нелогичны; в худшем случае они вызывают серьёзные проблемы с вокалом, заставляя певца поверить в то, что он может поддерживать вибрацию в груди на высоких нотах. Это часто приводит к зажиму, который мешает вам брать высокие ноты и может привести к напряжению голоса. Избавиться от зажима может оказаться непростой задачей.

Поэтому вы должны соблюдать три основных принципа и правила вокальных режимов. Практикуйте пение гамм вверх и вниз в каждом вокальном режиме, чтобы избежать изменений и срывов.

Слабая поддержка

Другой частой причиной непреднамеренного изменения вокального режима и последующего срыва или изменения голоса является недостаточная поддержка. Как и прежде, вокальный брейк может происходить на разных нотах, в зависимости от того, где певец теряет поддержку и тем самым меняет вокальный режим. Если вы начинаете петь достаточно мощно, но у вас нет достаточной энергии поддержки, чтобы обеспечить эту громкость, это называется «слабой поддержкой». #345

Громкость 5 и громкость 10

Более высокие ноты требуют более высокой энергии поддержки. Большие значения громкости также требуют более высокой степени поддержки. Значения поддержки высоты звука и громкости необходимо умножить. Если певец должен петь восходящую гамму на громкости 5, значения поддержки для каждой отдельной ноты будут, например: 1, 2, 4, 8, 16 и так далее. Если вместо этого певец выберет громкость 10, значения поддержки будут в 5 раз выше: 5, 10, 20, 40, 80 и так далее.

В нижней области средней части диапазона, где вы говорите, степень поддержки не так высока, и умножение этих низких значений на 5 редко представляет проблему. Когда вы поёте в верхней части диапазона (или нижней части диапазона), степень поддержки быстро становится чрезвычайно высокой при умножении на 5, и здесь становится трудно применить достаточную поддержку. Где-то на этом уровне у певца может внезапно иссякнуть энергия поддержки, и голос перейдет в вокальный режим, требующий меньше энергии поддержки в этой области диапазона. В результате голос переходит от одного вокального режима к другому, и громкость резко меняется, например, с громкости 10 на громкость 2.

-2

Эти срывы также часто ошибочно принимают за «изменения регистра», которых трудно избежать. Но, как и прежде, − это смена вокального режима.

Слабая поддержка отчетливее слышна в верхней части диапазона. Например, в верхней части мужского голоса большое влияние на характер звука оказывает громкость. Если для конкретной ноты недостаточно поддержки, характер ноты меняется на тонкий скрипучий звук. Поэтому вам нужно быть осторожным и поддерживать громкость в верхней части диапазона, если вы хотите добиться стабильного звука. Для поддержания громкости в верхней части диапазона, как и в других частях, требуется тем больше физической силы, чем выше вы поднимаетесь.

Если невозможно избежать срыва или изменения звука, возможно, у вас нет необходимой физической силы, которую требует степень поддержки или вокальный режим, чтобы достичь высоты звука в определённом режиме. Поэтому, если у вас недостаточно физической силы, чтобы закончить песню на девятой громкости, уменьшите громкость и, возможно, измените вокальный режим, до тех пор, пока не сможете справиться с первоначальной задумкой.

Поддержка необходима

Научитесь экономить свои силы. Начните, например, с громкости 1, и когда вы сможете завершить песню с хорошим звуком, увеличьте громкость до 2, тем самым усложнив упражнение и сделав его физически более затратным. Затем продолжайте увеличивать громкость до 3, 4 и т. д. Помните, что вам нужно менять режим в зависимости от громкости. Обычно в Нейтральном режиме можно петь на громкости с 1 по 4, в Кёрбинге – на громкости с 4 по 7, а в Овердрайве и Эдже – на громкости с 5 по 10. Никогда не пойте громче, чем позволяет поддержка, а это значит, пойте с той громкостью, которая позволит завершить песню без изменения громкости или звука. Тренируйте свою силу и выносливость. Тренируйте опорные мышцы, чтобы нарастить необходимую силу. Если бы было два одинаковых певца, то физически более сильный мог бы петь выше и сильнее, чем более слабый.

Упражнения, позволяющие избежать нежелательных вокальных брейков

Если голос срывается, начните с отработки нот вокруг брейка по отдельности и медленно, чтобы запомнить необходимые степени поддержки. Когда вы сможете петь каждую ноту, не меняя вокального режима (то есть не срываясь), объединяйте ноты в небольшие мелодические последовательности. Используйте степени поддержки, которые вы отметили, и постепенно усложняйте упражнение, пока не решите проблему срыва (см. также «Переходы между режимами»). #347

Избегайте срывов на нисходящих мелодических линиях. Голос захочет перейти к более мрачному характеру (например, в режим Овердрайв), если вы не «сдержите его», используя дополнительную поддержку. Чтобы петь в Нейтральном режиме и в Кёрбинге в нижней части диапазона, требуется большая поддержка. Ознакомьтесь с областями вашего голоса, которые склонны к срывам, и оказывайте больше поддержки в этих местах, чтобы оставаться в выбранном вокальном режиме. #346

Тренируйте гибкость своего голоса, практикуясь на протяжении всего вокального диапазона. Практикуйтесь на любой громкости и со всеми высотами звука, окрасками звуков, темпами и гласными, пока не сможете обходиться без срывов. #54

-3

Помните: если одно и то же упражнение не получается три раза подряд, значит оно слишком сложное. Вам лучше отказаться от него, иначе вы заработаете зажим. Чтобы добиться успеха, выберите упражнение проще и нарабатывайте здоровые ощущения в свою мышечную память.

Краткое содержание

Если вы хотите избежать вокальных брейков (срывов):

  • помните, в каком именно вокальном режиме вы поёте;
  • обращайте внимание на гласную, громкость или высоту звука, которые подталкивают вас к другому вокальному режиму;
  • избегайте слабой поддержки;
  • избегайте использования флажолета ниже верхней «До» на большой громкости.

Использование вокального флажолета ниже верхней «До»

Слишком тихий звук или брейк

Если петь на флажолете ниже верхней «До», то звук будет очень тихий и тонкий #348. Некоторые певцы ошибочно думают, что они практикуют пианиссимо, но вместо этого используют флажолет ниже верхней «До». Это может привести ко многим проблемам с вокальной техникой. Поэтому важно не путать ноты пианиссимо на поддержке с флажолетом. Певцам следует избегать пения с флажолетом на большой громкости ниже верхней «До», так как обычные принципы вокальной техники здесь не работают, и они рискуют начать петь с расщеплением голоса. Расщепление на самом деле является непреднамеренным криккингом.

Тихий звук флажолета невозможно усилить или сделать более мощным, если вы не увеличите громкость. Это заставит голосовые связки ослабить флажолет и появится срыв или расщепление #349, прежде чем звук станет более мощным. Если вы привыкнете петь с этим расщеплением или брейком, процесс избавления от него может быть очень сложным и длительным.

Таким образом, флажолет, скорее всего, вызовет проблемы ниже верхней «До»:

  • если вы поёте флажолет ниже верхней «До», вы получите небольшой тонкий звук, который обычно невозможно сделать громче. #348
  • если вы попытаетесь сделать его громче, может появиться брейк или расщепление в голосе. #349

Продолжить чтение >>>

Оглавление
Книга "Complete Vocal Technique" на русском26 ноября 2023
-4